Шишкин Н.И. История города Елабуги с древнейших времен. Исторический очерк. СПб, 2014 г. Репринт 1901 г. издания с.5-8
Город Елабуга есть один из самых древних городов на реке Каме. Местность, на которой расположен город Елабуга, была с древнейших времен обитаема разными народами: скифами, болгарами, татарами и впоследствии русскими; что местность была заселенная в незапамятные времена, это доказывается рас копками, произведенными близ деревни Ананьино в 4-х верстах от города Елабуги, в так называемом знаменитом «Ананьинском могильнике» в 1868 году чиновником удельного ведомства Алабиным и известным Елабужским летописцем, бывшим Елабужским городским головой Иваном Васильевичем Шишкиным. Они дали много памятников существования народа, бывшего здесь задолго до нашего времени, жившего в так называемый «бронзовый период», который был за несколько столетий до Рождества Христова. Во время раскопок было найдено много человеческих и лошадиных костей, оружия и различных металлических вещей, которые ученые относят к скифам, жившим в глубочайшей древности в пределах Европейской и Азиатской России. Племя, хоронившее своих покойников в Ананьинском могильнике, сжигало некоторые трупы на кострах, что доказывается найденными в Ананьинском могильнике перегорелыми человеческими костями, а также и слоем угля. Во время раскопок в числе вещей были найдены некоторые с изображением бараньей и орлиной головки[1]. Глубокую древность Ананьинского могильника доказывает то, что положенные в нем железные вещи, как то: копья, ножи – все до половины и более проржавели, а некоторые так истлели, что от прикосновения распадались; но медь или, точнее, бронза не повредилась, только некоторые из сих вещей от окиси покрылись весьма глянцевитым зеленого цвета, как бы малахитовым твердым слоем.
В Ананьинском могильнике были найдены шейные из проволоки круги, которые надевали на грудь и шею и служили украшением. В 1870 году был в городе Елабуге известный ученый, археолог Капитон Невоструев, составивший описание раскопок Ананьинского могильника, напечатанное им в трудах Первого Археологического съезда, за 1871 год, под заглавием «Ананьинский могильник», изданное впоследствии отдельными оттисками. Капитон Невоструев нашел у одного крестьянина деревни Ананьино камень с изображением человека. Камень этот опоковый, найден крестьянином в главном или большом Ананьинском кургане, в земле на четверть от верха, высота от 6 четвертей 11 вершков, ширины внизу 8 вершков, а вверху несколько суженным и сверленым полукругом 7 вершков, толщины 1 четверть. Камень, по сказанию крестьянина, лежал в извращенном положении вниз головою. На лицевой выглаженной стороне камня вырезано вглубь, во весь рост, изображение человека, полагаем, современного самому могильнику, в полном его вооружении и украшении, каковые были и на скелетах, положенных в могильнике.
Именно, представлен на камне человек в остроконечной шапке. Такие остроконечные прямые шапки, по свидетельству Геродота, носили скифы. От шапки спускаются на плечи две какие-то покрышки, и мы из древних памятников достоверно знаем, что скифские остроконечные шапки концами своими спускались до самых плеч. На шее человека широкий круг с продольными по нему чертами, конечно, показывающими разные по нему фигуры и украшения. Эти шейные металлические круги в древности носили не только женщины, но и мужчины. На поясе покойника продольными чертами также показываются употребляемые на нем разные украшения. В правой руке человека или в боку кинжал и военная секира в виде кирки, насаженная на древко; кинжал такой же формы и величины, как и найденный в могильнике. На левом боку что-то полукруглое с продольными чертами, может быть, щит или чашка для питья, которую, по Геродоту, скифы обыкновенно носили на поясах. Глаза у человека большие, что указывает на его не чисто монгольское происхождение. Изображение человека, высеченное на камне, очень похоже на Геродотова скифа и на тех людей, которые погребены в Ананьинском могильнике. Все вещи, найденные в Ананьинском могильнике, относятся к бронзовому веку, так как состоят из сплава меди с оловом. На вещах не было найдено никаких надписей и монет.
Впоследствии, тысячу лет тому назад, на берегах Камы и Волги было основано Болгарское царство; болгары очень рано приняли от арабов магометанство. Из русских летописей мы знаем, что на реке Каме жили так называемые серебряные болгары. На месте Елабуги был в древности Болгарский город «Бряхимов» русских летописей, правильно называвшийся «Ибрагимовым», надо думать, что основателем города был булгарский хан Ибрагим, так как булгары были тюркского племени и в культурном отношении стояли выше своих завоевателей татар, покоривших Волжскую и Камскую Булгарию в XIII столетии, то татары подчинились их культурному влиянию и приняли от булгар магометанство.
Из древних татарских летописей мы знаем, что город Бряхимов был разорен Темир-Аксаком и единственно, что сохранилось до нашего времени от Болгарского города Бряхимова – это башня, находящаяся на Чертовом городище. В башнях и развалинах Бряхимова, как говорит Казанская летопись, было устроено языческое капище, где было прорицалище.
Вскоре после покорения Казани русские поселились на месте Елабуги и основали село, названное Трехсвятским, потому что вновь основанному селению Царем Иваном Васильевичем в дар был прислан образ трех Святителей и вскоре была зало-
жена первая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а селение обведено валом и рвом, в середине селения устроен острог или крепость с башнями и воротами.
В первой половине XVII столетия были выстроены в Трехсвятском церкви Спасская и Никольская. Надо думать, что явление Чудотворного образа Спасителя было в первой половине XVII столетия или в начале XVII столетия. В 1614 году в развалинах так называемого Чертова Каменного городища был основан старцем Ионою, казначеем Костромского Богоявленского монастыря, мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, а временно, до постройки храма, устроена была в башне церковь во имя Сошествия Святого Духа. Башня, в которой помещалась церковь, сохранилась реставрированная до настоящего времени. Троицкий мужской монастырь был упразднен в 1764 году.
[1] Кроме того, в Ананьинском могильнике было найдено изображение дракона, пожирающего птицу.