Из книги
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского
Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340"
ВЕВ, 1914, №25-26
К уездному пастырскому собранию по трезвому делу было приурочено устройство в г.Елабуге первого праздника трезвости 21 мая.
Население было оповещено об этом празднике за неделю особыми извещениями.
20-го мая от духовенства города и уезда было послано ходатайство к г.Вятскому Губернатору о закрытии на весь день праздника трезвости 21 мая пивных, винных лавок и питейных заведений. Ходатайство было удовлетворено.
Праздник трезвости начался торжественным архиерейским служением литургии в Елабужском Спасском соборе. К началу литургии в собор пришли четыре крестных хода трезвенников из пригородных селений: Качки, Танайки, Гарей и Саралей. Навстречу им из собора вышел к «Юбилейной народной аудитории» также крестный ход. Собор был переполнен молящимися, несмотря на будничный рабочий день. Служение литургии вышло необычайно торжественным. Владыке сослужили четыре протоиерея и четырнадцать священников – по девять на сторону. За малым выходом Его преосвященством была возложена палица на маститого старца протоиерея собора Г.Н. Красноперова, кроме того, тогда же два священника – благочинный 3-го округа Елабужского уезда Н.М. Можгинский и о.Василий Курочкин были награждены камилавками. В положенное время был рукоположен в сан священника диакон с.Крымской Слудки Стефан Тюрин. За причастным с большим воодушевлением протоиерей собора М.Ф. Зосимовский сказал слово против пьянства. В своем слове о.Зосимовский очень красноречиво провел параллель между царем Константином Великим (память которого была в этот день) и ныне царствующим Государем Императором Николаем II и сравнил язычество с пьянством. Как тогда римский народ погибал во тьме язычества, так и теперь русский народ гибнет от пьянства. И как Константин Великий старался всеми мерами искоренить язычество и утвердить христианство, так теперь наш Державный Хозяин Земли Русской Государь Император Николай Александрович всех нас призывает к дружной борьбе с пьянством, от которого гибнет Русь святая.
Тотчас по окончании литургии начался грандиозный крестный ход по городу. Такого крестного хода Елабуга еще не видала. В нем принимали участие свыше 50 священников, во главе со своим Архипастырем.
С пением «пречистому Твоему Образу» крестный ход двинулся из собора по Набережной улице к Спасской часовне. При выходе он был встречен оркестром духовой музыки из учеников Елабужской второклассной церковно-приходской школы, исполнившим «Коль славен». Всюду кругом в руках трезвенников и учеников видны были флаги, нарочито приготовленные к этому празднику. На развевавшихся трезвенных флагах виднелись надписи: «Праздник трезвости», «Вино- яд», «За трезвость», «Бог в помощь», «Долой пьянство» и другие. Получилась величественная процессия, которая долго не забудется ее участниками.
У Спасской часовни, построенной на месте алтаря прежнего соборного храма, была первая остановка. Здесь прежде всего спели всей многотысячной толпой молящихся: «Отче наш». Затем инициатор праздника протоиерей Сергий Танаевский обратился ко всем собравшимся с кратким словом, в котором приветствовал всех с этим великим и дорогим народным праздником, выяснил глубокий смысл и значение устраиваемых теперь всюду и везде праздников трезвости, порадовался, что и Елабуга дождалась этого праздника, при небывало торжественной обстановке и, в заключение, всех – и пастырей, и мирян, призывал к общей дружной совместной борьбе с этим вековым нашим недугом, от которого гибнет, разоряется и вырождается наш великий русский народ.
По окончании речи было совершено краткое молебное пение Спасителю, да благословит Сам Господь и успехом венчает это общее великое и святое дело отрезвления земли родной. В заключение Владыка осенил молящихся св. крестом на все четыре стороны, а протоиерей Сергий Танаевский в это время кропил св.водой.
При пении тропаря празднику Вознесения крестный ход с развевающимися трезвенными флагами двинулся далее по Набережной к Николаевской церкви; с пением «Правило веры» подошли к церкви. Здесь навстречу вышли священники с чудотворным образом Николая Угодника. Опять всем народом спели: «Вознеслся еси во славе». Снова раздалось сильное слово против пьянства и все услышали горячий призыв к дружной совместной борьбе с этим горчайшим злом современной русской жизни. Проповедник, миссионер Сарапульского викариатства о.Михаил Вальков, картинно изобразил все печальные последствия этого бича современной русской жизни, как в жизни личной, семейной, так и общественной, государственной. Сравнивая пьянство с пожаром, он говорил, что как трудно пожар потушить одному человеку, так трудно бороться и с пьянством в одиночку. Совсем иное получается, когда ревнители трезвости объединяются в общества, союзы, братства, когда друг друга поддерживают и воодушевляют, тогда одолеть этого общего врага совсем нетрудно…
По окончании слова было совершено краткое молебное пение об успехе трезвенного дела Николаю Угоднику, так же с осенением св.крестом и окроплением св.водой на все четыре стороны.
С пением «Спаси Господи» крестный ход, еще более возросший, двинулся далее – по Покровской и Казанской улицам на Соборную площадь. Все время этого длинного перехода было общенародное пение. Спели: «Верую», «Отче наш», «Во царствии Твоем», «Не имамы иныя помощи», «Милосердия двери» и др. Крестный ход растянулся на такое большое пространство, что при колокольном звоне не слышно было ни пения хора впереди, певшего ирмосы праздничного канона на Вознесение, ни звуков оркестра, идущего впереди всей процессии.
На Соборной площади еще раз раздалось пламенное слово против пьянства самого Архипастыря, который, убеждая и воодушевляя всех на борьбу твердую и решительную с пьянством, сравнивал его с истуканом, у которого голова сахарная (привлекателен и соблазнителен этот яд), чрево, наполненное всякою мерзостью, глиняное, а ноги соломенные. Нечего его страшиться, стоит только топнуть ногой и он весь разсыплется и разлетится. Это образное сравнение глубоко запало в душу всех простецов, как пришлось потом слышать, и очень понравилось всем. Говорил Владыка долго, но так живо, картинно и убедительно, что совершенно незаметно пролетели 15-20 минут его слова, несмотря на то, что это было в 12 часов, чрез четыре часа после начала службы.
Тотчас после слова началось на площади торжественное молебное пение по чину о трезвенниках с умилительными запевами: «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, заступи нас». Усердно все молились за одиноких борцов-трезвенников, разбросанных по всему лицу земли родной, да укрепит их Господь силою свыше в их великом трезвенном подвиге, молились за всех гибнущих от этого зелья, за всех жен и матерей, горько страждущих от своих пьяных мужей и детей. Заключилось это торжественное общенародное молебное пение об успехе трезвого дела в России многолетиями Государю Императору и Всему Царствующему Дому, Св.Синоду и Вятским Архипастырям и, наконец, «всем ратующим за дело трезвенное спасения ради народа русского».
При звуках оркестра «Коль славен», крестный ход после молебна направился в собор. Здесь разоблачившись, Владыка всех до одного благословил, несмотря на то, что прошло уже 5 часов от начала литургии, а настоятель собора в это время всем раздавал брошюры и листки против пьянства, нарочито выписанные в большом количестве к празднику трезвости.
Вслед за этим всем желающим было предложено чтение против пьянства в «Юбилейной народной аудитории». Чтение вел священник Елабужского Спасского собора В.И. Миролюбов. Как обычно, оно было соединено с общенародным пением, при участии оркестра второклассников, которые прямо с площади и направились в аудиторию.
После того, как Владыка кончил благословлять, крестные ходы трезвенников из ближайших селений, получив Архипастырское благословение, с пением, при колокольном звоне двинулись по домам. Это было уже во 2-м часу дня.
Так закончился наш первый праздник трезвости.
Едва ли нужно говорить, сколь полезны и внушительны подобные истинно народные праздники.
Много идет теперь разговоров об этом празднике. И плоды его на лицо: запись членов-трезвенников в Спасское Братство трезвости после праздника заметно оживилось и усилилось.
Дай Бог, чтобы это праздник был первым в ряду многих других последующих праздников трезвости!