Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. – с. 192"
ВЕВ, Отдел неофициальный, 1916, № 22-23, 2 июня, Стр.559-565.
Преосвященнейший Владыка Никандр прибыл в г.Елабугу утром в субботу 30-го апреля из пригородного с. Танайки, — прямо в Собор, где для встречи Его Преосвященства собралось все городское духовенство.
По совершении здесь божественной литургии и благословения народа с раздачей всем листков «Слово жизни в братских весточках», Владыка отправился осматривать Елабужские храмы, духовно-учебные заведения и церковно-просветительские учреждения.
Первыми по пути из Собора Его Пр-м были посещены «Юбилейная народная аудитория» и при ней «Библиотека – читальня Елабужского городского духовенства». То и другое просветительные учреждения духовенства произвели на Владыку самое лучшее впечатление, что он и отметил в своей подписи, сделанной в книге для почетных посетителей.
Далее было посещено: Духовное училище, где Владыка долго беседовал как с выпускными учениками, благословив их крестиками и дав им на угощение, так и с администрацией училища; Стахеевское епархиальное училище, где Владыка, осмотрев часть здания и чудный Васильевский храм со всей его богатой утварью, предложил сопровождавшим его воспитательницам и администрации училища спеть благоустроительнице и благоукрасительнице храма и здания Г.Ф. Стахеевой «Многия лета», что и было с большим воодушевлением исполнено в храме.
По выходе из храма Владыка беседовал с солдатами, живущими в училище, пообещав всем им послать религ. нравств. листков и книжек (было послано свыше 1000 экз.), а затем в квартире Начальницы долго беседовал с администрацией училища, давая различные советы и указания, как, в виду военного постоя, лучше устроится на предстоящий учебный год.
Наконец, Его Преосвященством были осмотрены и посещены Покровская церковь и женский монастырь, где Владыка совершил всенощное бдение.
Так весь 1-й день пребывания в Елабуге Его Преосвященства до глубокой ночи прошел то в молитвенном обращении с Елабужской паствой, то в Архипастырском утешении и назидании её.
Так же прошел и второй день пребывания Владыки в городе Елабуге. Начался он служением литургии в Николаевской церкви, по окончании которой Архипастырь в своем воодушевленном, живом и убедительном слове, посвященном истории возникновения в г. Петрограде общества св. Тавифы (в этот день апостольское чтение было о воскрешении Тавифы), призывал всех к братской христианской благотворительной и просветительной деятельности, указывая на то, как много каждый из нас может сделать для облегчения горя и нужды ближнего, если только захочет.
Затем, после трапезы у ктитора Николаевской церкви, Г.В. Стахеева, Владыка продолжил осмотр Елабужских церквей и благотворительных заведений. Он посетил – богадельни «купеческую» и «нищенскую» с храмами их, Троицкую кладбищенскую церковь, Александринский детский приют с его прекрасным храмом и второклассную – ц.-приходскую школу, вернувшись в свою квартиру только к 6 ч. вечера, когда было назначено пастырское собрание городского духовенства. Беседа Преосвященного на этом собрании была продолжительна.
Вот в каком виде один из участников – иереев на другой день воспроизвел содержание ее.
В беседе своей Владыка говорил о необходимости как братских, так и пастырских собраний, при чем выразил желание, чтобы последние не носили официального характера, состоя из чтения докладов и предложений, а велись семейным порядком, именно по-братски. На этих собраниях духовенство должно распределять работу по силам и способностям каждого; — так человек, не обладающий даром слова, должен уступить честь проповедника имеющему этот дар, взяв на себя какой-нибудь другой труд, человек со слабыми голосовыми средствами не должен браться за ведение бесед в обширном храме или аудитории для множества слушателей, а пусть лучше займется исправлением треб, ведением бесед в деревне в небольшой избе. Труды приходского духовенства по устройству бесед и чтений должны непременно разделять и священно-церковно-служители безприходных городских церквей. Для чтения в аудитории следует привлекать и светских лиц, способных к этому, особенно преподавателей духовных и светских учебных заведений.
О чтениях и беседах необходимо сообщать населению посредством раздачи объявлений с точным указанием предмета чтения или беседы, времени и лица, читающего или ведущего беседу. Это весьма важно для населения: одному нравится тот лектор, другому – другой, один интересуется историей, другого занимает религиозный рассказ, а потому, получивши объявление, он вполне может сообразоваться со своими вкусами и вырешить вопрос: идти или не идти ему в аудиторию. Во время антрактов за чтениями и беседами хорошо раздавать слушателям печатные листочки о прочитанном, хотя в кратком изложении.
От пастырских собраний Владыка видит пользу не для одного духовенства, но и для сыновей его. В настоящее время семинаристы, не в меру заботятся получить сведения о материальном положении прихода, о спокойной жизни в некоторых приходах, и, при подаче прошений на места, ищут мест богатых, вблизи железной дороги, с большим обществом, избегают поступать в приходы, где настоятели люди исправные, требующие того-же и от других. Совсем может такое настроение измениться в семинаристах, если они будут видеть, как отцы их собираются на пастырские собрания для вырешения главным образом вопросов своей пастырской деятельности. Они призадумаются над этим и поймут, что кроме материальных вопросов, есть что-то другое, более важное, что нужно для кандидата священства.
В своей беседе Владыка коснулся больного вопроса и о законоучительстве, потому что с этой стороны на духовенство слышатся самые сильные нарекания. многие из за материальных расчетов берут очень много школ и через это наносят ущерб делу, не имея возможности во всех школах исправно вести преподавание Закона Божия. Владыка советует вырешать вопрос о законоучительстве на братских собраниях и для пользы дела распределяет труд законоучительский более равномерно и справедливо.
Услышав от участников собрания, что кое-что делается для пасомых в Елабуге во дни воскресные и праздничные (неленостно проповедуется слово Божие за ранними и поздними литургиями, ведутся в храмах вечерние воскресные беседы с общенародным мнением, в аудитории устраиваются чтения), Владыка обратил внимание собравшегося духовенства на то, что почти ничего не делается для прихожан, для их религиозно-нравственного просвещения в дни будничные, без призора и внимания остаются по вечерам дети учащиеся и подростки, которых надо учить и молитвами, и вообще вере и жизни христианской.
Приведя пример, как ныне в одну из поездок по епархии повстречавшийся с Владыкою мальчик, лет 14. На вопрос Владыки: «желал бы он учиться», стремительно обратился лицом к Владыке и от души воскликнул: «а разве это и сейчас можно?», Владыка указал духовенству, как сильно в народе желание к знанию и стремление к учению и рекомендовал духовенству идти навстречу этому желанию и стремлению и обратить серьезное внимание на внешкольное образование, путем устройства воскресных школ и вечерних занятий.
Для удобства ведения бесед по деревням (приходские деревни нужно как можно чаще посещать) Владыка советует непременно привлекать диаконов и псаломщиков. Во время беседы священника могут позвать с требой или от духоты в крестьянской избе он лишился голоса, кто его заменит, как не псаломщик, приехавший с ним на беседу. Священник в данном случае может поручить псаломщику учить народ молитвам или дать другую какую черновую работу по его силам. Время, назначенное на беседу, будет использовано, слушателям не придется расходиться по домам неудовлетворенными.
Затем Владыка перешел к вопросу об общенародном пении. Нельзя ограничиваться пением «Верую», «Отче наш» и других общеупотребительных песнопений. Надо добиться того, чтобы народ умел петь все службы. На первых порах можно вести дело это с канонархом, причем Владыка иллюстрировал все это примерами из жизни нашей Вятской епархии.
Чтение, особенно неискусное, утомляет слушателей; пение, наоборот привлекает. Чтобы народ мог петь за богослужением, требуется заблаговременно устраивать народные спевки.
Торжественные вечерни с пением акафистов в приходских градских церквах лучше совершать по очереди: в один период времени, например до Рождества, в соборе, в другой – в Никольской церкви, в третий – в Покровской и т.дал.
Чтобы привлечь большое число молящихся к вечерням, нужно духовенству постараться избрать более свободное для населения время.
Далее Владыка, указав, что самым могучим средством для успешного распространения сектантства является бесплатная раздача сектантам своей литературы, советует духовенству не пренебрегать этим средством. а как можно шире пользоваться им. Например, для распространения трезвенных идей хорошо издавать небольшие листочки, избрав из среды женщин – трезвенниц несколько лиц для раздачи означенных листочков населению в торговые дни на бойких местах. На издание и покупку брошюр для бесплатной раздачи жалеть средств не следует, так как затраченные на это средства всегда с лихвою возвратятся. Всегда найдутся благодетели, сочувствующие этому делу. На издание и покупку листков и брошюр, в случае нужды, надо брать и церковные средства.
Для насаждения трезвости и вообще для воспитания народа в духовных и разумных навыках Владыка советовал духовенству открыть свою чайную, дабы отвлечь народ от чайных, открытых частными лицами, где, пожалуй, наравне с чаем посетитель найдет бражку и кумышку и встретит другие соблазны.
Много говорил также Владыка и об участии женщин в приходской жизни. Они могу проявить свою деятельность, открывая сестричные братства и устраивая всевозможные дамские кружки. Женщины, по своей природе отзывчивые на всякое доброе дело, могут быть прекрасными помощниками духовенству в приходской благотворительности.
Да и вообще русский человек вполне отзывчив на всякое благое начинание, если только умеет его расположить. В подтверждение этого Владыка привел и примеры из настоящей своей поездки. В N приходе, после совета Владыки – по устройству церковной ограды, со временем устроил и новый иконостас, не замедлили явится благодетели – жертвователи; в том же приходе женщина крещенка, имеющая на себе богатое из серебряных рублей и монет украшение, по указанию Владыки, жертвует его на нужды войны матушке – Царице.
В конце беседы Владыка выразил свое удовольствие. что Елабужское градское духовенство живет в мире и согласии между собою и что разные шероховатости и недоразумения, неизбежные даже в родной семье, тотчас выясняются и сглаживаются.
Архипастырская беседа затянулась до 11 час. вечера.