Из книги:
"Белов В.Н. Елабужский край на страницах печатных изданий Российской Империи.
Библиографическое исследование. /- М: Издат. «Перо», 2014. – 428 с."
Шпилевский С.М. Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, в Университетской типографии, 1877 стр.32, 38, 120-122
стр.32.
- Елабужская рукопись. Невоструев приводит отрывок из татарской летописи, составленной в 992 г. (1584) и найденной у Татар Елабужского уезда; перевод этого отрывка сделан Невоструеву одним из елабужских мулл. Этот отрывок особенно замечателен тем, что указывает, как в разных списках и переделах татары переиначивали и перепутывали исторические факты и показания своих предшественников. Елабужская рукопись рассказанное Шериф-эддином и Ферхег Наме о Булгаре относит к Елабуге: Айдар, при котором принят ислам, называется ханом в Елабуге, при чем поясняется, что Айдар был из Черемис; 520 домов приписаны Елабуге. трое проповедников ислама называются посланными не от пророка Мухаммеда, а от завоевателя Константинополя, султана Мухаммеда II.
стр.38.
- Мамадышская рукопись. Невоструев передает о сообщении ему из г. Мамадыш Д.В. Хлебниковым, хорошо знающим татарский язык, что у одного тамошнего знакомого ему муллы есть какая-то дорогая летопись «Эль-борак тауйарих» (История об ослице Бораке). Здесь повествуется о начале Иерусалима, о происхождении ослицы Борак, на которой Мухаммед возносился в одну ночь из Иерусалима на седьмое небо, об Александре Македонском и построении им разных городов, о взятии Тамерланом Юнан Адрионовых городов – Сюдумма и Буляра (.т.е. Булгара) (Под Сюддумом, как видно из Шериф-эддина, разумели г.Елабугу, а относительно Буляра должно заметить, что в других источниках, при описании похода Тимура, упоминаются отдельно Буляр и Булгар), и об этом Адрионе, побросавшем несметные богатства в озеро, находящееся недалеко от означенного Булгара в Спасском у. Казанск. губ. и т.п.
стр.120-122
Рассуждая о местоположении летописного города Бряхимова, автор пишет:
…Также невозможно указывать этот город так далеко на восток, как указывает его г.Невоструев, который принимает Бряхимов за так называемое Чортово городище, находящееся близ Елабуги[1].
Основанием этому представляется упоминание в «Казан. истории неизвестного сочинителя» малого городка на Каме, бывшего жертвенным мольбищем старых Булгар и называемого русскими «Бесовским городищем». Это последнее городище г.Невоструев отождествляет с находящимся возле Елабуги, возможность такого отождествления подтверждается преданиями окрестных жителей. которые еще в прошлом столетии сообщили Рычкову об этом городище подобное тому, что в Казанской Истории говорится о Бесовском городище, именно: бес-прорицатель, живший в этом городище, оставляет его, по Рычкову, перед завоеванием Булгар Татарами, а, по Казанской истории, перед завоеванием Казани Русскими. Но считать Чертово городище за г.Бряхимов нет никаких оснований, кроме только того, что г. Бряхимов, городок, упоминаемый в Казанской истории, и ныне существующее Чортово городище полагаются на Каме. Казанская история, как выше указано, упоминает в другом месте о г.Бряхимове на Каме; но, упоминая о малом городище, она не отождествляет его с г.Бряховым. Сам г.невоструев видит, на основании Казанской истории, несообразность для отождествления этих двух местностей, поэтому считает необходимым представить следующее объяснение: «Хотя же повествователь (Казанск. истории) это Чортово городище и во времена старых Болгар называет только жертвенным мольбищем, но слова его, относясь к более или менее близкому для него времени, не исключают того, что в отдаленной древности был здесь знатный и большой город, от которого превратностями судьбы остался теперь только «градец малый и пустый» с знаменитым капищем».
Но отчего же, спрашивается, именно от этого города не осталось никаких признаком его прежнего величия, когда от других городов сохранились, по крайней мере, валы и рвы, указывающие на обширность этих городов. Эрдман в «Замечаниях во время путешествия по берегу камы и Оренб. губ» заметил, что «место сие, где стоит Чертово городище, слишком мало, чтобы вместить город». Впрочем Невоструев доказательством бывшего здесь большого города считает и то, что говорится о г.Елабуге в некоторых татарских рукописях; но эти известия, как выше объяснено, смешивают г.Елабугу с г.Булгаром и относят к первому то, что собственно относиться к последнему.
Наконец опровержением предположения Невоструева и других о возможности предполагать Бряхимов около Елабуги представляется самое положение последней местности на крайнем восточном пределе булгарских владений, как видно из расположения доныне сохранившихся булгарских укреплений; трудно предположить столь отдаленное движение русских на восток, после взятия г.Булгарра, как предполагает Невоструев: г.Елабуга находиться от г.Булгара на расстоянии более 200 верст…
Далее Шпилевский продолжает анализ предположений других авторов, — переводчика Стрейса, Невоструева, Фукса, Арцыбашева, Голикова, Языкова и других, о местоположении города Бряхимова.
[1] «О городищах» в Труд. I Арх. Съезда. стр. 576-592. г.Невоструев объясняет, что автор Вятской истории Вештомов (Казанск. Вестник 1824-1827 г.) под Бряхимовым определительно указал Чертово Елабужское городище, что приняли и некоторые другие, например в Вятск. Губ. Ведомо. 1847 г. № 1-3 статья священника Кулыгинского «О месте чудесного явления, празнуемого церковью 1 августа.
указываемого г.Невоструевым места у Вештомова я не нашел, а в XIII т. Казанского Вестн. 1825 г. (стр.17,18) Вештомов указывает Бряхимов близ устья Камы.