Васильев С., Бехтерев Н. История Вятского края с древних времен до начала XIX столетия (Фрагмент).

Из книги: 
"Белов В.Н. Елабужский край на страницах печатных изданий Российской Империи. 
Библиографическое исследование. /- М: Издат. «Перо», 2014. – 428 с."

Васильев С., Бехтерев Н. История Вятского края с древних времен до начала XIX столетия. Т.I. от прибытия новгородцев на Вятку до начала XVIII столетия. С 1174 по 1700 год. Вятка, скоропечатня Анисимовых и Блиновой, 1870 с.74-80

 

IV

… Предание о начале села Трехсвятского. – Легенда о «Чертовом городище» и мнение о ней профес. Эрдмана. – Предание о Трехсвятской крепости…

По завоевании Казанского царства, для окончательного укрепления его за Россиею, в предупреждение возмущений Татар и находившихся прежде под властью их диких народов Чуваш и Черемис, заводил Иоанн в разных местах бывшего царства, особенно по Берегам Волги и Камы, укрепленные русские поселения.

Однажды Иоанн, лично высматривая удобное место для крепостей, вздумал проплыть по Каме до г.Соликамска. Во время пути своего, мимо той горы, где прежде красовался Болгарский город Бряхимов, разрушенный войсками Андрея Боголюбского, остатки которого и поныне существуют в виде небольшой груды камней, слывущих в народе под названием «Чертова городища», сделался так болен, что не мог следовать далее. Вынужденный высадиться на берег, остановился он шатром своим на том месте, где находится ныне Вятский город Елабуга.

По выздоровлении, желая ознаменовать место временного пребывания своего, заложил он тут церковь в память Покрова Богоматери, с двумя приделами: во имя Св.пророка Илии и во имя Трех Святителей на той же горе, что пользовалась в народе дурною славою, при подошве которой впадает в Каму небольшая речка Тойма, повелел основать монастырь с двумя церквами в память Успения Богоматери и во имя Св. Жив. Троицы. Покровской церкви пожаловал он образ. в 9 главой киоте, во имя трех Святителей; по этому царскому дару, образовавшееся впоследствии вокруг этой церкви село получило название Трехсвятского[1].

Приказ об основании здесь монастыря отдан был завоевателем Казани, вероятно,  в видах скорейшего распространения Христианства в этих местах, населенных Магометанами и язычниками и для большего укрепления их за Русским Царством; что действительно вскоре же было достигнуто монахами этого монастыря. Жители окрестных сел Елабуги и деревень: Мунайки, Гришкиной, Умяка и Елова, называющиеся старокрещенными, сами передают из рода в род, что обращение в христианство их предков происходило при Иоанне Грозном[2].

О причине наименования народом груды камней, остатков когда-то бывшего Болгарского города, «Чертовым городищем» приводим следующее предание, помещенное в Казанской Истории Рычкова: «В некотором улусе, на высоком берегу Камы, стоял небольшой каменный городок, остаток прежних Болгар. В нем обитал некогда бес, который творя разные чудеса, привлекал со всех сторон Черемис и Татар, принимал жертвы и, наподобие оракулов древних язычников, прорекал судьбу их. Сей прорицатель исцелял также многих от тяжких болезней; но как скоро плывущие по реке, не исключая и самих христиан, ничего не хотели принести ему в дар, то он тотчас-же умерщвлял их, топил суда, наносил различный вред и до того простирал свое мщение, что уже никто не смел приблизиться к городищу, не заплатив надлежащей дани. Вопрошающим он отвечал невидимо через жрецов своих; одним предсказывал долгую жизнь и здравие, другим болезни, бедствия, погибель и покорение их земель. Готовившиеся на войну вопрошали его: возвратяться-ли они с добычею или нет, не будут ли разбиты? Бес всегда открывал судьбу их. Наконец казанская царица Сумбека или Сюнимбека послала к нему своего знаменитого вождя спросить: «победит-ли она Московского князя?». Вождь, прибывши сюда, пал на землю и молился с бесовскими служителями в продолжении девяти дней, но все было напрасно; в десятый же день они  услышали голос сатаны в капище, который вещал им, что они тщетно тревожат его, и что им нет надежды, что он сам удаляется, отгоняем будучи силою Христовой и что вскоре воцариться тут вера христианская. Голос умолк и огненный змий в черном дыме поднялся из внутренности капища и, в виду всех присутствующих, устремив полет свой на запад, скрылся. – По этому-то и названо было после место сие «Чертовым городищем»[3].

Казанский профессор Эрдман, путешествовавший в 1825 году по Каме, с ученой целью[4], и видевший это городище лично[5] по поводу этой легенды, поместил в своих записках следующее замечание: «что Чертово городище действительно было в древности капищем какого нибудь языческого божества, где жил жрец, служивший своему идолу и прорекавший судьбу к нему приходивших, и что народ и владетель этой страны, относились с особенным почтением к идолу и, прельщенные его ответами, обнесли это капище высокими стенами. Камни же могли они получать в изобилии с верху и с низу Камы, в недальнем расстоянии и в полую воду весьма удобно на судах, приставая к самой подошве горы. Возможно и то, что в сие самое время, когда народ занят был строением стен, Татары или другой народ принудили оставить работу и искать спасения себе и имуществу от неприятелей. Наконец пришельцы, поселившиеся здесь, не находя никаких жителей около стен, вероятно и судя по пустоте страны, приписали сооружение этих стен не людям, но водным духам. – Разбитие же судов должно приписать не волшебству прорицателя, но вероятно подводному камню, который находился недалеко от городка и теперь еще известен под именем «Быка». Вода стремиться к нему с противоположного берега с ужасною силою и суда, даже ныне, со всевозможным старанием должны держаться другого берега, дабы по неосторожности своей, не сделаться жертвою волн. Из сего догадаться можно, что жрецы, получив подарок от плывущих по Каме, отводили суда их и избавляли от погибели. По сим обстоятельствам, Чертово Городище и до сих пор остается весьма замечательным местом для бурлаков.

По свидетельству бывшего Елабужского священника П.Кулыгинского[6], существует местное предание, что село Трехсвятское было во времена Иоанна грозного окружено построенною, по его приказанию,  в защиту от набегов татар и Башкирцев, крепостию, состоявшею из 5 деревянных башен, носивших название по тем местам, где они находились, а именно: 1, по дороге в нынешний г.Сарапул, называлась Сарапульскою; 2, бывшая близ Никольской церкви – Никольскою; 3, бывшая на дороге в луга – Луговою; 4, по дороге в Казань – Казанскою и 5. Спасскою. Устройство их было таково: внутри сквозные ворота для пеших и проезжих, с крепкими запорами. Наверху были жилые покои для проезжавших купцов и чиновников; на крыше каждой из них стоял двуглавый орел – герб России. Стены башен с наружной стороны были проверчены настолько чтобы в них проходило дуло ружья для выстрелов в неприятеля. Между башнями находился земляной вал, простиравшийся с восточной и южной стороны поселения, чему благоприятствовало самое местоположение, что и сделало через то крепость довольно твердою защитою, особливо в глазах врагов тогдашнего времени. В последствии, при крепости находилась военная стража с начальником; были при ней бердыши, ружья и чугунные пушки. Но когда линия хищных Башкирцев мало помалу силою русских отдалилась от берегов Камы и перенеслась на Урал, где построена была против их другая крепость Оренбургская, то Трехсвятская крепость по бесполезности уже ее, правительством была закрыта. Чугунные пушки ее отправлены в Казань, куда вероятно переведена была и военная стража. Ныне не видно и следов крепости время разрушило башни и вал и осталась только память  о них.

[1] Св. Петр Кулыгинский о пожал. образа Трехсвят. Вят. Губ. Ведом. 1844 г. ч. неофиц. № 41, 42, 43, 44.

[2] Там же. Основанный Иоанном IV монастырь существовал до 1764 г., т.е. до указа Екатерины II об уничтожении некоторых монастырей и затем был сломан. Из находившихся же в станах его деревянных церквей, одна – во имя Живоначальной Троицы перенесена была в городское кладбище, но в 1824 году, по ветхости разобрана. Вместо же деревянной Покровской церкви – в 1809 году выстроена каменная, в которой и до сих пор находится образ Трех Святителей, пожертвованный Иоанном IV, о чем свидетельствует надпись «От царя Иоанна IV Васильевича в XVI веке». Там-же.

[3] Опыт Казанск. ист. АК. П.Рычкова изд. 1767 г.

[4] Эрдман путешествовал по Казанской, Оренбургской и Вятской губерниям для отыскания Монгольских древностей. Заволжс. Мур. 1834

[5] Во времена Эрдмана «Чертово городище» было еще в виде башни до 2 сажень в поперечнике 7 саж. и 2 ар. в окружности и более 3 саж. вышины. Сены этой башни были толщиною около аршина. Стены ее  были из диких камней слепленных между собой известью, смешанной с алебастром. Утес, на котором находилась эта башня, по измерению Эрдмана имеет более 24 сажень вышины.

[6] Вят. Губ. Вед. 1847 г. ч. неофиц. ст. 222.

 

Читать оригинал в формате pdf.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *