Повесть о Тугарине Змеевиче по изданию 1780 г. Фрагмент.

Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического  исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."

Текст воспроизведен по изданию: Чулков М.Д. Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных Богатырях, сказки народные, и прочие оставшиеся в памяти приключения. Часть первая. В Москве, в Университетской типографии у Н.Новикова, 1780 года. Стр.24-49

Я рождена от Болгарскаго князя Богориса, и Казарския Княжны Куриданы Чуловны, в городе Жукотине, где в летнее время родители мои обыкновенно провождали понесколку месяцов. Сей город лежит на луговой стороне Волги, и тем доставляет великия выгоды к разным забавам: рыбныя ловли, и звероловство по рощам на берегах Волжских, были лучшею утехою моей родительницы; а особливо когда она нередко принуждаема была всети дни, без Богориса, отзываемаго войнами противу неприятелей.

Случилось некогда, что Обры объявили нам войну; родитель мой не хотел дожидаться впадения их в свои области, и предварил оных наступлением….

… Я пришла в себя не прежде, как в моих чертогах, и увидела брата моего, в безмолвном ужасе против меня сидящего. Тогда узнала я, какая предстояла мне опасность, если бы не имела на себе талисмана, коему одному обязана была моим избавлением, и заключила ни на минуту оный с себя не снимать. Ведала я, чем можно бы спасти отечество мое, но помнила запрещение волшебницы, что с открытием о таинственном мече учинюсь неизбежною жертвою объятий исполиновых. Сего довольно было наложить на меня молчание, и брат мой, требующий моего совета, не получил в ответ кроме горьких слез, с которыми сообщал он свои, и, наконец, не зная, что начать, заключил требовать совета в боговещалище Елабугском (Д.Чулков, — Сие боговещалище, или оракул, находилось близ пригородка Елабуги, при речке Тойме, впадающей тут же в Каму, которого поднесь еще видны каменные развалины, известные под именем Чертова городища. В оном жрецами был содержан обожаемый великий змий, которому людей давали на съедение, вместо жертвы), находящемся не в дальности от столичного города, на берегу реки Камы. Мы отправились в оное; по принесении на жертву обожаемому змию двух черных быков, введены были мы в капище. Брат мой предложил вопрос: чем можно избавиться от нападения исполина Тугарина? Жрецы окружили истукан с кадилами, воспели песнь Чернобогу и с коленопреклонением просили о явлении чрез ответ средства к спасению их отечества. Истукан поколебался и глухим голосом ответствовал:

— Беды, терпение; поражение и победа; мечи, стрелы; утро вечера мудренее.

Ни князь, ни я, ни сами жрецы не могли растолковать сих божественно хитрых слов; однако уверяли нас, что точно сего ответа они и ожидали, что он очень хорош и должен сбыться.

— Но что ж я предприиму по оному? — вопрошал Тревелий.

— Последуйте оному в точности, ваше величество, — ответствовал верховный жрец.

Мы не смели спорить с переводчиком Чернобоговым и отправились без всякого наставления, однако с надеждою. Собран тайный совет; рассуждали, изъясняли, спорили, опровергали, доказывали и заключили, что следует сражаться с исполином, не давать ему ни ногтя моего, и наутро, по точной силе и разуму божественно не понимаемого ответа, отправить противу Тугарина тысячу пращников, тысячу стрельцов, имеющих большие стрелы, и две тысячи в панцири вооруженных всадников.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *