Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."
Текст воспроизведен по изданию: Шестаков П.Д. Выдержки из архива Елабужского духовного правления. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. т.II. 1879 год. Казань, в университетской типографии, 1880 стр.155-170
Понеже сего 1748 августа 7 дня в указе Ея Императорского Величества из Святейшего Синода к преосвященному Луке, епископу Казанскому и Свияжскому, написано: присланным де Святейшему Правительствующему Синоду, определенный в Казанскую и прочия губернии, для переселения некрещеных иноверцев от общежительства новокрещеных и защищении их новокрещеных от всяких обид, советник Ярцов доношения между прочим объявляет. Новокрещеным де от разных чинов людей происходят великие обиды и разорения, от коих де они приходят в крайнее разорение и нищету; а междо тем в некоторых местах и от самих определенных к ним священников бывает им не без озлобления. чего де ради необходимая нужда требует, чтоб, для смотрения над ними священники, а при том и для наставления и обучения в христианском законе в каждом уезде или провинции определить из духовных хотя по одному человеку, усмотря достойных мужей; ибо де многие из них новокрещеных, яко русского языка и обычаев малознающие, без таких наставников приходят в раскаяние и остаются в прежнем идолаторском нечестии а от коих де именно священников и какия озлобления чинятся и в каоих местах и кто ж именно из новокрещеных в идолаторском заблуждении остаются и где ж, о том им о чем точно не объявлено. И по указу Ея Императорского Величества Святейший Синод приказали учинить следующее: 1) оному советнику Ярцову о том, коих по званию мест и от кого именно священников и какие озлобления новокрещеным происходят, осведомясь, со всякою достоверностию представлять о том преосвященным епархиальным архиереям письменно, с требованием сатисфакций со всяким обстоятельством. А оным епархиальным архиереем по тем ево представлениям, определяя из духовных достойных людей, вельми немедленно изследовать, и по тем следственным делам разсмотрение и решение по святых отец правилом, духовному регламенту и Ея Императорскаго Величества указом чинить самим им преосвященным без всякого продолжения, дабы без священников те новокрещеные отнюдь оставлены не были. 2) Для всегдашнего над помянутыми обретающимися у новокрещеных священники, дабы они впредь никаких озлоблений тем новокрещенам чинить не могли, наблюдательства и охранения от того, також и наставления и утверждения их в христианском законе, в каждую провинцию, а буде можно и в каждый уезд определить же им, преосвященным, из духовных мужей по единому человеку, усмотря к тому достойных и благонравных людей, удовольствовав их, како им в том поступать, инструкциями с довольным наставлением в немедленном времени. 3) К новокрещенным же, кои без наставников, се есть без священников, пришед в раскаяние остаются в прежнем своем злочестии, священников преосвященным епархиальным архиереем определить без всякого умедления, удовольствовав же их, како с таковыми поступать, инструкциями и для того, где таковые новокрещеные в епархиях имеются, ему, Ярцову, представить тех епархий архиереем також и новокрещенной конторе письменно в самой скорости.
И в исполнение вышеописанного Ея Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода Указа, преосвященный Лука, епископ Казанский и Свияжский приказал: 1) по подаче от вышереченного советника Ярцова надлежащих представлений, от кого именно священников какие новокрещенам озлобления происходят, для надлежащего о том в правость изследования определить имеющихся в тех местах духовных правителей. 2) Над оными обретающимися у новокрещеных священники, дабы они впредь никаких озлоблений тем новокрещеным чинить не могли, во всегдашнее наблюдательство и охранение от того иметь, також должное наставление и утверждение им, новокрещенам. в христианском законе чинить в каждом уезде обретающимся духовным персонам, а именно: в Свияжску, в Чебоксарах, в Цивилску, в Козмодемьянску, в Симбирску, и буде архимандритом самим, а протчих заказах игуменом и закащиком. А как оным духовным персонам в том поступать, о том дать им инструкции с надлежащими наставлениями (чего ради сия тебе, игумену, и дана), по которой чинити тебе следующее:
(1).
Обретающимся в оном Елабужском заказе у новокрещеных також и прочих сел, к коим те новокрещеные в приход приписаны, священником и церковным причетником объявить с подписями, дабы они имеющимся в приходах их новокрещеным никаких озлоблений и обид причинять отнюдь не дерзали, но наипаче по должности своей обучали оных всеприлежно и радетельно закону Божию, символа веры и молитве Господни и наставляли их должностям и обычаям христианским, без всяких от них за это требований и приметок. И для того, чтоб от них, священников и церковных причетников, тем новокрещенам никаких озлоблений и обид не происходило. в том иметь тебе, игумену всегдашнее над оными священнослужителями наблюдательство и неослабное смотрение. И буде от кого из тех новокрещен на кого из оных священников или же церковных причетников представлять будут письменно или словестно в причиненных им от них обидах и озлоблениях жалобы, то по тем их прошениям немедленно следовать тебе, игумену, самоперсонально со всякой справедливостью. И буде кто по тем следствиям из оных священников окажуться виновны в насильном взятке скота, хлеба или прочего, то с тех обидимое взыскав возвращать оным челобитчикам при свидетелях, их же братии новокрещеных, с росписками; а для положения на виновных надлежащего штрафа представлять с показанием тех дел в духовную его преосвященства консисторию без всякого о них, виновных, прикрытия; а о вящих и следующих до рассмотрения его преосвященства делах по надлежащем изследовании для решения доносить его преосвященству без умедления.
(2).
По утверждению вышеобъявленных, обретающихся в ведомстве твоем новокрещен в христианском законе, чинить тебе игумену, наичастее самоперсонально благопристойным образом должное оным наставление, показуя им путь спасительный о хранении заповедей закона Божия с обстоятельным оных изъявлением, и о прочих должностях христианских и таинствах церковных, дабы оные через таковое наставление о всем том, что до исправления христианского касается, ведать и содержать могли без преткновения.
(3).
Оным же новокрещенам наичастее подтверждать[1], чтоб они в церковь святую к славословию Божию приходили неленостно, а наипаче во дни недельные и в господские и богородичные, двенадесятые праздники и в высокоторжественные дни, також в некоторые и нарочитых святых, а во дниж великого поста у приходских своих священников исповедовались и приобщались святых тайн повсягодно, и с некрещеными от сообщения сколько возможно, удалялись. А которые от безстрашия, лености же и нерадения своего в церковь в вышеобозначенные дни приходить не будут, на таковых, по силе имянного блажения и вечнодостойныя памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны. Самодержицы Всероссийския состоявшегося в прошлом 1740-м году сентября 11 дня Указа, вместо денежного штрафа, полагать легкую церковную эпитемию, например велеть в церкви публично класть по нескольку поклонов, и прочим тому подобным склонять[2], а особливо того усматривать над восприемшими веру христианского благочестия из махометанского народа, понеже оные, как во объявленном Ея Императорского Величества имянном указе прописано[3], во обычаях своих бывают весьма замерзелы и ко крещению никто из них по благоволению не придет, разве кого привлечет к тому какая нужда. А в которых деревнях между такими новокрещенами жить будут русские люди, тем накрепко приказывать, чтобы они на поступки таких новокрещен, что касается до христианской веры и закона, накрепко смотрили [4], и ежели кого из новокрещеных усмотрят, что он поступает не так, как правоверному[5] христианину надлежит и в церковь Божию для моления в дванадесятые, господские праздники и в воскресные и высокоторжественные дни не приходят и мохаметанские и прочие свои обычаи содержат, таких в начале увещевать, дабы от того перестали, а буде не послушают. тогда священникам того приходу объявлять, которые и сами, по долгу звания своего, должны над оными новокрещенами накрепко смотреть и от всякого неверия и лености отвращать и к истинному пути христианского закона приводить и наставлять, а на непокорных вышеобъявленные епитимии полагать, а буде и по таковым духовном наказании явятся непослушны, тогда[6] им, священникам, представлять на таковых к тебе, игумену, описывая все их непотребные и закону христианскому противные поступки по самой справедливости, по которым их доношения таких новокрещеных пути истинному поучать, а буде по свидетельству явиться великая вина, то, по силе вышеобъявленного имянного указа, церковным покаянием или другими по рассмотрению своему штрафами штрафовать, однакож таких дел, что до новокрещеных иноверцев о вере и неисполнении христианского закона касаться будет, далее трех дней отнюдь не продолжать и по приказному обычаю ничем их не завызывать, но всякое снисхождение, сколько возможно, им показывать, дабы через такие ласковые к ним поступки и наставление праведном и беспорочному житию прочим иноверцам к восприятию христианского закона придать охоту.
(4).
Оных же новокрещен, как возможно, увещевать, чтобы они ко крещению детей своих восприемниками брали русских людей, кто кому из них приятен, и всячески тщиться сей между ними водить обычай, и всячески склонять их, чтобы они, новокрещеные, с русскими брачились и через то свойство и дружбу между собою возобновляли, а наипаче для того, что имея в доме своем зятя или невестку русских, таких дел, которые христианскому закону противны. в домах своих чинить опасаться будут и прежнее свое заблуждение от времени до времени покидать и забывать станут. Також и русских людей следует склонять, чтобы они дочерей своих за крещеных иноверцев давали, не требуя за них по иноверческому обычаю приданого, но чтоб по прежним российским обычаям за дочерьми приданное давали, а напротиву того и тех крещеных иноверцев склонять же, чтоб они таким же образом поступали.
(5).
В прочем во всем поступать тебе, игумену, так, как честному и во оном деле проверенному человеку, а самому тебе вышеобъявленным новокрещенам обид и озлоблений никаких не чинить, но показывать им всякое благоусердие и обучать их вышепомянутым христианским должностям по образу апостольской проповеди со всяким смирением, тихостию и кротостью без всякого ничем угрожения и страха, и никаких излишностей, кои противны указам и честной совести, как самому тебе, игумену, не производить, так и обреьающимся у них новокрещен, приходским священником чинить не допускать, и того тебе накрепко смотреть под опасением за оное по указу жестокого штрафа.
(6).
Ежели что в государственных делах подлежать будет тайности, онаго отнюдь в партикулярных письмах никому не писать, ниже к тому, от кого отправлен, кроме настоящих реляций.
Иоанникий, архимандрит Спасоказанский. Тихон, архимандрит Иоанновский.
Ноября 11 дня 1748 года. (Получен ноября 24-го дня 1748 года).
[1] Напечатанное курсивом дословно взято из указа 11 сентября 1740 года.
[2] В указе: «по рассмотрению определенных к ним духовных персон».
[3] В указе вместо неподчеркнутых слов стоит: «как упомянутый архимандрит Алексей представлял».
[4] В указе, вместо «смотрили» — «смотрели».
[5] Вместо правоверном – «православному».
[6] В указе после слова «тогда» — «вышеупомянутому архимандриту Сеченову и определенным для проповеди протопопам доложить».