Из книги
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского
Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340"
Вятские епархиальные ведомости. Отдел духовно-литературный. № 18, 16 сентября 1878 стр.473-476
10 сентября в г. Елабуге происходило открытие Реального Училища. Елабужские граждане через Городского Голову, просили Преосвященнейшего Архипастыря удостоить это торжество своим присутствием. Его Преосвященство чувствовал себя утомленным после совершенного им обозрения церквей в четырех уездах; почему не решился предпринять новую дальнюю поездку, которая, при осенней, сырой погоде могла быть очень неблагоприятна для его слабого здоровья. Препроводив в благословение училищу Икону Божией Матери Споручницы грешных, Преосвященнейший Владыка изволил сообщить в письме г. Городскому Голове, что в день открытия училища духом своим будет в молитвенном обращении со всеми присутствующими на этом торжестве, что в этот день он совершит бескровную жертву и вознесет молитву к Господу Богу за благотворителей, начальствующих, учащих и учащихся этого заведения и за всех граждан Елабуги, и таким образом и в Вятке исполнит то, что мог бы совершить, лично присутствуя при открытии училища.
В день открытия училища Его Преосвященством в кафедральном соборе, с соборным духовенством, совершена литургия. На проскомидии священником и во время Херувимской песни самим Архипастырем были помянуты имена учеников, принятых в училище по 1 сентября, список которых, по желанию Владыки, был доставлен г. Елабужским Городским Головою. Пред окончанием литургии Его преосвященство изволил сказать следующую речь:
«Сегодня в Вятской пастве открывается еще рассадник просвещения – новое Реальное училище в богохранимом городе Елабуге. Успех всякого предприятия и начинания, всякого дела, — конечно, вы уверены, зависит от Бога. Чего не восхищает и не благословит Бог, того никакие усилия человеческие совершить не могут. А потому движимые христианским сочуствием к новому учебному заведению, вознесем общую к Подателю всех благ – Богу теплую молитву, да Господь, Отец светов, ниспошлет свет Свой и истину открываемому училищу, да просвещает и оживляет умы и сердца учащих и учащихся, дабы путем естественных знаний, приобретаемых в Реальном училище, питомцы научались познавать и чтить Творца вселенной, Отца неба и земли, созерцать в творении Божием, как в зеркале, присносущную силу Его и Божество, и под руководством добрых наставников, особенно богобоязненного законоучителя, удалялись тлетворного и разрушительного яда лжеучений, навеваемых к нам с запада, который, заражая незрелые умы, приносит тем много вреда семье и обществу. Видя между юношами, увлекающимися ложными направлениями, и родители, — бывает – неохотно и с замиранием сердца отдают детей в школу. Не наука виною растления умов и сердец юношеских, а неправильное направление науки, злоупотребление научными знаниями, а где его нет? – и истину Божию, по апостольскому слову, пременяют во лжи (Рим. 1, 25) и благодать Божию прелагают в скверну (Иуд. 1,4), главное же – недостаток домашнего воспитания. Больно пастырскому сердцу говорить об этом много, но нельзя не выразить желания, чтобы сами родители поставили себя в лучшие отношения к общей всем матери – Св. Церкви. Когда семья – в тесном общении с Церковью, живет духом церковным, тогда и дети, от первых лет жизни, получают твердое нравственное, в духе веры, настроение, которое впоследствии не разрушают никакие дурные влияния. Усугубим молитву и о всех учебных заведениях, да молодое поколение учащихся усвояет себе одно истинное, доброе и прекрасное, и, осеняемое Духом Святым, возрастает во славу Божию, на пользу Св. Церкви, обществу и государству, обративши для себя в правило жизни слова Царя пророка: путь истины изволих и судьбы Твоя, Господи, не забых… Возненавидех всяк путь неправды (Пс. 118, 30. 104).
После литургии совершено молебствие «при начатии учения отроков», на котором возглашено многолетие Государю Императору и всему царствующему дому, святейшему Синоду и Преосвященнейшему Архипастырю со всею его паствою, и совершающим открытие училища высшим начальственным лицам в учебном округе и губернии, благотворителю, щедрою жертвою способствовавшему основанию училища, и всем благопоспешествовавшим устроению его, начальствующим его учащим и учащимся.
В Елабугу на имя Городского Головы отправлена Его Преосвященством телеграмма в следующих словах:
«Соборным священнодействием литургии, молебствием призвавши благословение Божие Реальному Училищу, приветствую с открытием его граждан, начальствующих, учащих. Да будет училище реальных знаний и святилищем веры и благочестия, направляя учащихся в совершенстве строения вещественного мира познавать присносущную силу и премудрость Творца и в благоговейном созерцании неизменно-правильного течения естественных явлений, управляемых творческими законами, преклонять волю в послушание Божественным законам, начертанным в сердце и откровении, для совершенства жизни нравственной».
В тот же день послана была Его Преосвященству из Елабуги телеграмма следующего содержания:
«Елабужское городское общество, приняв с живейшей благодарностью присланное вами благословение Реальному училищу иконою, а также телеграмму вашего Преосвященства от сего числа с благими пожеланиями возникающему училищу, провозглашает тост за долгоденствие Вашего Преосвященства.
Попечитель Казанского округа Шестаков,
Губернатор Тройницкий, Голова Кусакин».
После литургии и молебствия в покои Владыки прибыли, по приглашению его, старшее соборное духовенство и один из высших губернских представителей власти. В кругу их Его Преосвященство провозгласил тост за здоровье Государя Императора и всего Царствующего Дома, г. Министра Народного Просвещения, Попечителя округа и Начальника губернии и всех участвовавших в торжестве, с пожеланием преуспеяния открываемому училищу.
В оживленной беседе, ведя разговор о совершаемом в Елабуге торжестве, Владыка в тоне отеческой шутки: наше торжество не велико, да громко: там не звонили в такой колокол, как у нас (Соборный колокол весом 1234., — прим.).