Из книги: "Белов В.Н. «Кавалерист-девица» глазами современников. Библиографическое исследование печатных источников XIX – начала ХХ вв. о Надежде Андреевне Дуровой./ В.Н.Белов, Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2014. – 311 с."
Новый энциклопедический словарь. Шестнадцатый том. Десна-Душевнобольные. Издатели Ф.А. Брокгауз (Лейпциг) и И.А. Ефрон (С.-Петербург). СПб., Типография Акционерного общества «Брокгауз-Ефрон», 1914 стб. 917-918
Дурова, Надежда Андреевна – известная «кавалерист-девица» и писательница. Род. в 1783 г.; провела детство и юность в военной обстановке (отец ее был кавалерийский офицер) с малых лет обнаруживала неженские наклонности и ярко выраженное призвание к военному ремеслу. В самой наружности ее мало было женственного. В 1801 г. Дурова вышла замуж за заседателя Сарапульского нижнего земского суда, В.С. Чернова; в 1803 г. стала матерью, но вскоре разошлась с мужем, который взял к себе ребенка. Сошедшись с казачьим офицером, Д. – Чернова бежала из родительского дома в мужском платье, которого уже больше никогда не снимала, и в 1807 г. зачислилась юнкером в Конно-польский полк, выдав себя за дворянина Александра Соколова. С полком она участвовала в заграничном походе; отличилась в сражениях при Гутштадте и Гейльсберге. Отец, которому Д. откровенно писала о своей судьбе, разыскивал ее, и по его просьбе произведено было расследование; ее пожелал видеть имп. Александр I, который разрешил ей остаться в службе, дал ей фамилию «Александров», денежное пособие, георгиевский солдатский крест, произвел в корнеты и назначил в Мариупольский гусарский полк, из которого она в 1811 г. была переведена в Литовский уланский. В 1812 г. Д. была произведена в поручики, участвовала в войне с французами, дралась под Смоленском, состояла ординарцем при Кутузове, была ранена. В 1816 г. вышла в отставку с чином штабс-ротмистра и правом носить мундир. Остальные свои годы провела в Вятской губернии, живя пенсией и литературным заработком. Умерла в 1866 г. В печати Д. дебютировала в «Современнике» Пушкина (1836) мемуарами, на которые общество сразу обратило внимание; «Записки» были так хорошо написаны, что их сочли мистификацией, автором – самого Пушкина, который предпослал им от себя красноречивое вступление. «С неизъяснимым участием» — писал Пушкин – «прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, ч то нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Белинский был в восторге от записок Д. (дополнения к которым вышли в том же 1836 и 1839 г.). Он писал: «кажется, сам Пушкине отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этою мужественною твердостию и силою, этою яркою выразительностию своего слога, этой живописною увлекательностию своего рассказа, всегда полного, проникнутого какой-то скрытою мыслию». К мемуарам принадлежит также книга «Год жизни в Петербурге» (1838).
Д. писала повести в ультра-романтическом роде: «Павильон», «Гудишки», «Серный ключ» (1839). «Угол», «Клад», «Ярчук, собака-духовидец» (1840); они отличаются чрезвычайной запутливостью в вымысле и склонностью к таинственному, во всехз отношениях уступая ее мемуарам.
— См. Д.Л. Мордовцев, «Русск. женщины нового времени» и историч. роман «12-й год, Кавалерист-девица» (1902; Д. – также героиня романов Соколова, А.А. Чарской, пьесы Осетрова); А.Сакс «Кавалерист-девица»; А.А. Александров «Н.А.Дурова» (1912); Н.Н. блинов «Кавалерист-девица Д.-Чернова-Александров» (Сарапул, 1912).
Н.Л.