Игнатьев Р.Г. Село Свиные горы Елабужского уезда

Из книги: 
"Белов В.Н. Елабужский край на страницах печатных изданий Российской Империи. 
Библиографическое исследование. /- М: Издат. «Перо», 2014. – 428 с."

Игнатьев Р.Г. Село Свиные горы Елабужского уезда. Вятские епархиальные ведомости. 16 августа 1875 г. Отдел духовно-литературный, стр. 511-515

Большая и интересная статья Р.Г.Игнатьева посвящена истории одного из старейших русских селений елабужского края – селу Свиные Горы (ныне – Свиногорье).

 

Село Свиные горы Елабужского уезда

Село «Свиные горы» находится в 44 верстах от г. Елабуги на реке Каме, близ впадения в неё реки Вятки. В Свиных го­рах по последней ревизской переписи считается 720 м. п. и 874 ж. п., а по наличности 988 м. и 1077 ж. пола душ; домов, очень бедной постройки за неимением лесов, 240. Река Кама, в здешнем месте, отделяет Вятскую губернию от Казанской; за Камой идёт уже Мамадышский уезд Казанской губернии.

Из хранящихся у сельского начальства копий с грамот Царя Алексея Михайловича 1668 и Царей Иоанна и Петра Алексеевичей 169.. год. видно, что в 1668 году уже существо­вало село Свиные горы, в нём было 40 дворов и 160 душ м. п. Эти жители были беглые из разных мест, но они платили в каз­ну подать или ясак, а поселились они задолго до этого времени на урочище «Свиные горы», где был дремучий, по горам растущий, лес, и водились дикие свиньи или кабаны. В это самое время строилась в г. Казани Раифская пустынь во имя Божией Матери Грузинской и св. Евфимия Архиепископа, Новго­родского чудотворца. Игумен Герман вошёл к Царю Алексею Михайловичу челобитной о том, что он и 20 человек братии Раифской пустыни не имеют возможности ни докончить цер­ковного и монастырского строения, ни даже прокормить себя, и им приходится ходить по миру, питаться Христовым име­нем, а потому игумен просил Царя отдать монастырю, в веч­ное владение, эти 40 крестьянских дворов, при урочище «Сви­ные горы» со всею пахотною и луговою землёю, которою поль­зовались здешние крестьяне. Царь Алексей Михайлович пожа­ловал это урочище Раифской пустыни: а Цари Иоанн и Пётр Алексеевичи, по случаю вышедшего спора о землях между крестьянами Свиных гор и соседями их, подтвердили грамоту Царя Алексея Михайловича.

С поступлением дер. Свиных гор во владение Раифской пустыни построена здесь была деревянная церковь Рождества Христова. В эту церковь доставлена была копия с древней иконы Грузинской Божией Матери и теперь здесь чествуемая народом, и день явления чудотворного образа, 22 августа, празднуется и теперь, как храмовой праздник, при большом стечении народа, даже из окрестностей; в этот день, по слу­чаю праздника, бывает и Торжок. Деревянная церковь была там, где теперь огород при доме священника; место бывшего алтаря огорожено решёткой. Близ церкви по преданию был дом для управителя из монахов Раифской пустыни и для при­езда игумена; даже сюда по преданию приезжал и часто, полюбя здешнее место, живал кто-то из архиереев Казанских и, едва ли не митрополит Лаврентий, то самый, который, управ­ляя Казанскою епархиею с 1657 по 1673 год, удалился на покой в Раифскую пустынь, где потом постригся в схиму под именем Левкия и умер в глубокой старости.

В здешней церкви хранится октоих или осмогласник в 2 книгах в поллист, напечатанный в Москве, в 1666 году, при Царе Алексее Михайловиче и при местоблюстителе Патриар­шего престола Кир-Павле, Митрополите Сарском и Подонском. В обоих книгах по листам снизу сделана собственноручно ми­трополитом Лаврентием надпись: «7106 года, месяца ноября в 11 день, дал богоглаголимую книгу октоих, сиречь осмоглас­ник, Преосвященный Лаврентий митрополит Казанский и Свияжский свою келейную в благословенную Раифскую пус­тынь, на езеро Умки, при честном игумене Авраамии с братиею, по своей грешной душе и по своих родителех в вечное по­миновение, а книгу не отдати, ни продати, да неприяти мзды яко Ананий и Самфира и прочия подобныя».

Раифская пустынь владела селом «Свиные горы» до 1764 года, когда Екатерина II-я отобрала от монастырей крестьян. Тогда «Свиные горы» перешли сначала в ведение Коллегии экономии, потом в ведение Вятской Казённой Палаты, когда самая здешняя местность отчислена от Казанской губернии, в 1786 году, к открытому в 1780 году Вятскому наместничеству, переименованному в 1799 год. Вятскою губерниею, а потом в ведение Палаты Государственных имуществ.

Старая деревянная церковь Рождества Христова, осно­ванная в XVII веке, не смотря на неоднократные пожары, стояла до 1830 года. Когда уже на новом месте заложили ны­нешнюю каменную церковь в тоже имя Рождества Христова, и тогда старая церковь была так ещё крепка, что многие брёвна пошли на стропила и прочие поделки для новой церк­ви; иконостас, очень хорошей резьбы и густо раззолоченный по полименту, и иконы послужили и для новой церкви и те­перь там находятся. Нынешняя церковь освящена в 1837 го­ду1, по благословению Преосвященного Неофита Епископа Вятского и Слободского, на старом антиминсе, освящённом Преосвященным Амвросием Архиепископом Казанским в 1786 году. Этот антиминс в 1874 году заменён новым.

От старой церкви сохранилось Евангелие в Vz листа, об­ложенное малиновым бархатом с серебренными украшениями, напечатанное в 1757 году, несколько богослужебных книг 1780 года Московской печати, метрики и духовные росписи с 1780 года, дела с 1725 года по 1763 год. Это наиболее пере­писки об определении и увольнении священников и причет­ников, затем есть несколько столбцов 1687, 1693, 1699, 1700 годов с бумагами тоже об определении сюда священников и причетников за подписом Преосвященных Тихона и Маркелла, митрополитов Казанских и Свияжских. Первый из этих ар­хиереев управлял епархиею с 1691 по 1698, а второй с 1699 по 1724 года.

В церковном архиве мы ничего не нашли касающегося до села. Все документы после 1764 года управители монахи увез­ли с собой в Раифскую пустынь, там же находятся и жалован­ные грамоты Царей Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей. В церкви же оставлены только дела, касающие­ся одной церкви. Из дел видно, что при церкви был, как при сельской и приходской, священник и два причетника, и что священники и причетники поставлялись Казанскими архие­реями не иначе, как по указанию на лицо и ходатайству о нём настоятеля Раифской пустыни.

В шести-ярусном иконостасе иконы все старинного письма. Между ними в особенности замечателен образ Грузин­ской Божией Матери, особенно чтимой народом; по тёмному его грунту и всем иконописным приёмам или пошибу, эта икона древнего монастырского письма; и другие иконы в ико­ностасе, по написанию, принадлежат давнему времени, за ис­ключением весьма не многих, переписанных заново, при пе­реносе иконостаса из прежней церкви.

Жители села — люди небогатые. Отсутствие лесов, мало­плодородная песчаная почва не благоприятствуют крестьян­скому хозяйству. Крестьяне здешние, при самом скудном зем­леделии, поддерживают своё существование рыболовством и бурлачеством. В старину, говорят, рыболовство на Каме было несравненно лучше; многие прикамские селения им исключи­тельно существовали; нынешние города Елабуга и Сарапул, будучи в XVII веке сёлами, даже оброк платили рыбой, достав­ляя в Москву к царскому столу стерлядей и белую рыбу. Вот почему Раифская пустынь усердно хлопотала о приписке себе 40 крестьянских дворов при урочище «Свиные горы», где уже в XVII веке было тоже безлесье и при песчаной почве не мог­ло быть, как и теперь, порядочного земледелия.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *