Трощанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, Типо-литография Императорского Университета, 1902. с.129-130
«Кроме бубнов, шаманы употребляют еще два рода музыкальных инструментов: одни струнные вроде балалайки, а другие, — так сказать, зубные, величиною вершка в полтора, напоминающие по форме лиру, у которой к широкой замкнутой стороне прикреплен длинный язычек, выступающий наружу через отомкнутый узкий конец лиры. По язычку ударяют пальцем и извлекают звук. Этот инструмент сжимается зубами по своему ободку в узком конце, так, что полость рта становится резонатором, изменением емкости которого и изменяются звуки. Такой инструмент у иркутских бурят называется ХУР и употребляется только шаманами. <Примечание: Такой инструмент имеется также у урянхайцев Сев.Монголии (стр.618 «Verhandlungen der Berl. Anthropol. Gesellschaft» за 1895 год) и у инородцев – тюрков Приуралья, где называется «кубыз» — «комус» (Н.Катанов)> У урянхайцев он также называется ХУР и также употребляется шаманами, у сойотов она называется КОМУЗ, а у якутов ХОМУС (= ХАМЫС), но у последних шаманами не употребляется. У алтайцев КОМУС – балалайка, употребляемая шаманами <Примечание: Ср.Вербицкий, Словарь, 141: «комус, комус (абак.) музыкальный инструмент, балалайка»; Алт. Инор.92>. У аладагцев «койлаjан кобус» — балалайка, под звуки которой сказываются сказки, у киргизов же КОБУС – шаманский бубен….. таким образом мы видим, что одно и то же название у различных племен присваивается разным инструментам и, наоборот, один и тот же инструмент имеет разные названия у разных племен.»
Назад на "Упоминания и краткие заметки о варгане"