Нового рода музыка // Московский телеграф, издаваемый Николаем Полевым. Часть десятая. М., в Университетской набережной, 1826. С.92-93
Нового рода музыка. Мы упоминали о том, что в Париже явился виртуоз – на варгане. Впрочем это не новость. Только у нас в России этот инструмент оставлен употреблению черни и веселит посетителей таких мест, где не встречается порядочный народ. Но уверяют, что в Тироле и Голландии варган – национальный, любимый инструмент. В Германии был некто Кох. Он служил солдатом в Прусском войске. Фридрих великий изумился, слыша однажды ночью какие-то приятные звуки – это были песни, которые Кох играл, стоя на карауле. После того Кох вошел в моду, наиграл себе порядочный капитал и дожил спокойно до 80 лет. Он употреблял вдруг два варгана. Нынешний парижский виртуоз Эйленштейн употребил десять лет на усовершенствование варгана и искусства играть на нем! Он составил их 16 вместе, придал им разные тоны и теперь, изумив Париж, отправился в Лондон удивлять англичан. Любители музыки пришли в восторг, слыша дуэт г.Эйленштейна, игравшего на варгане с г-ном Штокгаузеном, игравшим на арфе. Россиниева ария «Di tanti palpiti» разыграна была им с удивительною приятностию. Говорят, что звук усовершенствованного варгана далеко превосходит в силе выражения гармонику. Надобно прибавить, что господин Эйленштейн превосходно играет на виолончели и на гитаре.
Назад на "Упоминания и краткие заметки о варгане"