Лучезарный К.
ВАРГАН — самозвучащий, щипковый, язычковый инструмент, распространенный по всему земному шару. Трудно сказать, где родина этого инструмента. Первые упоминания о варгане относятся ко временам Римской Империи, а это немного немало — 476 год нашей эры! Варган имеет столько же названий, сколько и разновидностей: Кубинг (Филиппины), Муккури (Япония), Дан-мои (Вьетнам), Коу-Ксианг (Китай), Морчанг (Индия), Доромб (Венгрия), Джевс-Харп (Австрия и Западная Европа), Кубыз (Башкортостан), Комус (Алтай), Хомуз (Тыва), Темир-Комуз (Киргизия) — это только десять имен Варгана, а на самом деле их более пятидесяти. Практически у каждого народа встречается этот инструмент, самых причудливых форм, и, конечно же, остается спорный вопрос, кто стоит у начала начал? Сама природа была подсказкой для появления Варгана. Взять например косолапого мишку, что самозабвенно сидит на пеньке и дергает его за сухую щепу))
Из чего только не изготавливались первые варганы: из бамбука, тростника, дерева, китового уса, костей — в дело шел весь подручный материал, и уже потом, с изобретением наковальни, варган пережил второе рождение. Да, это несомненный прогресс))
Для народов Севера и Азии Варган — это не просто музыкальный инструмент, а неотъемлемая часть самобытности.
Некоторые народы считают, что игрой на варгане они отпугивают злых духов и призывают духов-заступников, кто знает… Как и бубен Варган и по сей день используют в шаманских практиках
Игрой на Варгане можно достичь состояния транса. Вам нет никакого дела до последовательности ваших незамысловатых движений рук и ротовой полости, вы сливаетесь с инструментом и вибрируете на одной частоте.
Так, что же это за инструмент – Варган? У большинства несведущих лиц он вызывает смех. Напрасно, его простодельность обманчива. Ведь качество извлекаемых звуков не столько зависит от инструмента, как лично от Вас. Да-да, инструментом являетесь ВЫ! И смеяться тут уже не над чем. Во время игры работают все ваши полости, язык, связки, горло, диафрагма. Варган — это всего лишь струна вашего тела.
ВАРГАН В НАШЕ ВРЕМЯ
Варган — это не вчерашний день, многие современные музыканты прибегают к помощи инструмента шаманов и с успехом используют его в своих аранжировках. Звуки Варгана легко сочетаются с роком и электронной музыкой не в ущерб друг другу. Red Hot Chili Peppers оказались не исключением в подобных эксперементах – композиция «Give It Away», например. В России также масса экспериментальщиков потеряли всякий покой в поисках новых звучаний, и тут им на помощь пришел Варган! Уж они дали волю фантазии;)
Есть такой питерский мультиинструменталист Angelight, в альбоме «Город Шаманов», — успешно подружил электронику с варганом!
Если семпл варгана в звуковом редакторе опустить на октаву, то он уже похож на австралийскую трубу Дидже-риду или даже на пение тибетских монахов, хотя варганы московского мастера Ерошева могут имитировать монахов безо всяких компьютерных обработок, тут я лично убедился.
MOLLN AUSTRIA — это Международный фестиваль варганистов, проходит в Австрии с 1998 года.
Со всего мира съезжаются любители доромбов, комусов, маккури и просто джевс-харпов.
Осенью 2005-го в магазине, где я работал, мне довелось пообщаться с одним участников того фестиваля — Спиридоном Шишгиным. В Австрии он уже второй раз представляет Россию и республику Саха-Якутия. Всем варганам предпочитает свои родные – якутские, мастера Михайлова. Забавный случай — увидел на витрине компакт-диск, на обложке которого было его фото. «Такого диска у меня нет…» — сказал Шишгин и купил его. Тогда я и узнал, что неделю назад в Австрии прошел еще один фестиваль, в котором Россия занимала почетное место! Но в России, увы, подобные фестивали мало кому интересны.
О РАЗНОВИДНОСТЯХ ВАРГАНОВ
Варганы можно разделить на несколько типов: кованые, резные, гнутые (дуговые), пластинчатые и прочие: деревянные, бамбуковые и костяные.
Кованые – элита варганов. Благодаря массивной кованой раме, прочной стали, упругому и длинному язычку этим инструментом можно управлять всеми полостями тела, это самые громкие представители в классе варганов, с очень мощной вибрацией, с вибрацией на уровне тета-ритмов. Кованый варган — дорогое удовольствие, но если вы действительно хотите проникнуться эталонным звучанием не надо жалеть денег.
Резные – Эти инструменты в чем-то похожи на своих кованых собратьев, только история происхождения у них разная. Здесь из стальной пластины вырезается заготовка, а уже потом шлифуется и доводится до вполне понятных очертаний.
Гнутые – наиболее распространенные варганы. Изготавливаются из проволоки самых различных углеродистых сплавов. В отличие от кованых варган сгибают по лекалам, процесс нетрудоемкий — от того и стоят не дорого, что ни в коей мере не сказывается на качестве звучания инструмента, взять например, варганы мастеров Поткина или Загрединова.
Пластинчатые (Металлические, деревянные, тростниковые, бамбуковые и костяные) – можно сказать первоварганы. Австралийские аборигены изготавливают их из кости и дерева с незапамятных времен. У деревянных и костяных варганов имеется ряд недостатков: основными можно назвать: недолговечность; хлипкий конструктив; неадаптированность к экспрессивной игре; и тихое звучание. В общем, инструмент на любителя.
Металлические варганы гораздо надежнее и «вкуснее» своих деревянных и костяных собратьев, но так же, предназначены для спокойной и размеренной игры, ведь зазор между декой и язычком едва различимы глазом и при неаккуратной игре есть вероятность сбить язычок.
Их изготовление напоминает японское искусство оригами: вместо бумаги используется тонкий лист латуни (меди, бронзы) из которого ножницами вырезается продолговатая пластина. Язычок здесь не отдельно, как у других варганов, а прорезается непосредственно в теле пластины. В том месте, где придется держаться рукой, — края подгибаются, дабы не пораниться.
Китайский Коу-Ксианг, подобно вееру, может состоять из нескольких пластин, похожих на лепестки большой ромашки. Эти пластины настроены на разные тона, напоминающие пронзительный писк комара)) Играть на таком варгане не совсем удобно, зато безопасно, ведь держат его на расстоянии от рта.
А вот вьетнамский Дан-Мои наоборот, прижимается к губам. Благодаря своему размеру — не лишен бархатистых обертонов. Звук похож не то на жужжание пчелы, не то на шмеля))
Отдельный реверанс Алтайскому Комусу, его, как и горловое пение, знают даже в Китае. Однажды, туристы из этой страны скупили на память о России все алтайские комусы, и хотели еще. Я предложил им варганы других народов, но они отказались. Алтайский комус у них ассоциировался с универсальностью. И правда, для этого варгана нет ничего невозможного, с ним совладает даже ребенок, а его звук настолько открытый, что иногда задумываешься, кто на ком играет? Естественно, не все то алтайское что делается в Алтае)) Многое зависит и от рук мастера. Не хотелось бы умалять достоинств известных якутских мастеров: Михайлова, Прокопьева и Мандарова. Якутский Хомыз неспроста распространен по всей Сибири и Дальнему Востоку.
УСТРОЙСТВО ВАРГАНА (В данном случае рассмотрим классические)
Как уже говорилось, внешность Варгана незамысловата, и это так. Состоит он всего из двух частей: рамы и язычка.Проще некуда. Однако эти две детали скрывают в себе массу нюансов, без которых инструмент не инструмент.
Давайте, чтобы в дальнейшем понимать, о чем идет речь, в подробностях познакомимся с устройством варгана. Рама инструмента состоит из двух условных частей — это Дека и Подковка. Деки мы прикладываем к резцам, а левой рукой мы держим за подковку. Язычок также состоит из условных частей: ножка, которая крепится к подковке и головка в виде хвостика с маленькой петелькой. Петля на конце язычка задумана для удобства при двусторонней игре, но об этом немного позже.
ВРЕДНО ИЛИ НЕТ?
Вредно ли играть на варгане посредством контактирования металла с зубами? Однозначно сказать нельзя. И да, и нет. Во-первых, многое зависит от сорта и качества металла, а металлы, как известно, бывают благородные и не очень (простите за каламбур). Не редкость в своей природе варганы из латуни — отлично звучат и зубы не беспокоят. Пожалуй, это самый оптимальный вариант, но не самый стабильный в эксплуатации. Почему?. Да все потому, что латунь — это все-таки мягкий металл, и случаи со сбиванием язычков куда чаще встречаются, чем у других инструментов. Практичнее варганы из стали, хотя сталь стали тоже сталь. Хорошо, если это каленая сталь, а не гнутый ржавый гвоздь. Иногда в сплавы варганов добавляют серебро или другие металлы для улучшения их звучания, это так же благоприятно сказывается на здоровье зубов. Еще один из способов борьбы с кариесом был разработан мастерами варганных дел: инструмент просто обрабатывается гальваником, что в простонародье называется хромированием. Правда непонятно, как сильно отражается эта красота на звучании, и как долго будет держаться покрытие.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА
На что следует обратить внимание при подборе инструмента. Несомненно, на язычок варгана. Именно в этой детали таятся хитрости и подвохи. Поверхность язычка должна иметь плавную окраску, без резких пигментов, синеющая чернота на стальной поверхности говорит о том, что язычок в этом месте перекален и при игре есть все шансы его сломать. Не следует пугаться, если вы вдруг увидели поверхность язычка полностью черной окраски, это специальное покрытие, либо это специальная закалка.
Второе, на что следует обратить внимание, так это зазоры между декой и язычком (это относится к варганам всех типов). Язычок должен проходить ровно посередине, не касаясь ни одной из своих сторон дек. Слишком большие зазоры, тоже не есть правильно, инструмент становится нечетким и глухим. Оптимальная мензура равна плюс-минус миллиметру.
Какому же инструменту отдать свое предпочтение при покупке варгана: гнутому, кованому или деревянному? Мое субъективное мнение, что нельзя ограничивать себя одним инструментом, сколько у человека настроений, столько же у него должно быть варганов. У настроения, как и у варгана, существует частотный импульс. Не приобретайте инструмент, не услышав его, пусть это будет ваш выбор.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ
Мастера прибегают к различным хитростям, чтобы увеличить инструменту играющий момент, одна такая хитрость заключается в слегка приподнятом язычке над уровнем дек. Что это дает? Теперь, чтобы варган звучал, Вам не обязательно дергать за язычок, достаточно только взять инструмент в рот, втянуть в себя воздух, и он гудит словно шмель. Такие варганы называют самораскачивающимися, они долго держат сустейн, так долго, насколько хватит вашего вдоха. Если ваш инструмент не наделен подобным качеством, крайне не рекомендую самостоятельно приподнимать язычок, вы рискуете его сбить. Если чем и можно помочь инструменту, так это утяжелением язычка. Обмокните головку язычка в жидкое олово, дайте ему минутку остыть и, ваш варган — обладатель бархатных обертонов.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
У вас в руках варган (хомус, кубыз), вот здорово? Что бы такого сделать, чтобы тот зазвучал? Не знаю. У кого-то на это уходит месяц, неделя, а у кого-то раз и «О’ чудо!».
Не смотря на всю простодельность, — инструмент можно постигать всю жизнь. Повторюсь: Варган — это струна к вашему телу! Не все так просто как видится на первый взгляд. Ничего страшного, если не получилось в первый раз, подумаешь. У меня и во-второй раз не вышло, и даже когда я подошел к варгану в третий раз, спустя через неделю — история повторилась. Как я только не старался, каких только добрых советов я не наслушался. И вот, когда я забросил инструмент окончательно, где-то на месяц, — Чудо случилось само собой, как с ездой на велосипеде!
Все по порядку:
1. Варган это индивидуальный инструмент — заряжается вашей энергетикой и в свою очередь отдаст ее вам. И дать его кому-то в пользование это вопрос такой же эстетический, как и гигиенический, все равно, что дать кому то попользоваться вашей зубной щеткой. А собственно… дело Ваше.
2. Перед игрой не поленитесь, прогрейте варган своим теплом, подержите его в ладони минутку-другую, подышите на язычок инструмента. Это сделает его более эластичным, а следовательно инструмент будет наиболее адаптирован к стрессам
3. Желательно с самого начала учиться играть на Себя, то есть дергать язычок к себе, а не наоборот. Вот почему: по неопытности это наиболее простой способ сломать язычек. Ошибочное мнение, что громкое извлечения звука достигается именно игрой от себя, так как рабочий ход язычка значительно увеличивается, — это несомненно риск для язычка варгана.
4. После игры вытирайте варган насухо. Это позволит инструменту выглядеть нетолько блестящим, но еще и звучащим.
И вот еще… если варган без чехла, — это ни куда не годится. В кармане не поносишь, того и гляди, выпадет или язычок собьется. Тогда все, ремонт, примерно треть цены от стоимости инструмента, и то, если найдется варганных дел мастер. Конечно экономии ради инструмент можно транспортировать и в носовом платке.
УРОКИ ИГРЫ НА ВАРГАНЕ
Не ждите с первых минут от себя чудес, даже если у вас в руках супер-инструмент, Не морочьтесь на тему, как заставить инструмент звучать, он зазвучит, не сомневайтесь. На первых порах очень важно задать верную программу и не травмировать себя раньше времени. По этому позаботьтесь о том, чтобы научиться правильно фиксировать варган в руках и ротовой полости, как это показано на рисунке. Зубы — это самое дорогое, что у вас есть! Сделайте так, чтобы контакт с металлом для них был комфортным. Не создавайте трений металла с эмалью — это вредно. Для особо трепетных к здоровью своих зубов, но тяготеющих к аутентичному искусству, я бы рекомендовал другие варганы, как: Коу-Ксианг или Дан-Мои. Их совсем не обязательно прикладывать к зубам, достаточно держать их на некотором расстоянии, либо слегка прислонить к губам.
Но если вы не ищете легких путей, тогда будьте готовы проникнуться миром грубого железа!
Начнем с того, что надо взять инструмент в руку, левую — правую, не суть важно. На рисунках показаны упражнения для левой и правой руки. Берем инструмент за его округлую часть, так, чтобы петелька язычка смотрела наружу.
Существует три основных приема фиксации инструмента в кисти:
1) Тройной захват «Классический» — с использованием большого, указательного и среднего пальца;
2) Частичный захват — инструмент фиксируется подушечками большого и указательного пальца в районе крепления язычка c подковкой, таким образом исключается давление на деки;
3) Полный обхват — инструмент в полном объятии большого и указательного пальца по окружности периметра. Такой ухват используется с большими коваными варганами.
В дальнейшем, возможно у Вас появятся свои способы фиксации инструмента, главное, чтобы в руке не было зажатости.
А пока я рекомендую воспользоваться классическим приемом, как показано на верхней картинке справа (для левши).
Теперь ответственный момент, постарайтесь плотно прижать инструмент тыльной частью дек к двум передним резцам верхнего и нижнего ряда. Челюсти в этот момент следует слегка разжать, чтобы язычок инструмента свободно проходил между зубами, не задевая их. Попробуйте пальцем правой руки плавно утопить язычок инструмента на максимально возможную глубину, только без резких движений. Ну как, зубы не задевает? Теперь попробуем обхватить внешнюю сторону дек губами и снова утопить язычок на максимально возможную глубину, входит и выходит. Отлично! Не старайтесь закусывать варган для стабильной фиксации, это парализует язычок (не Ваш;)
Теперь, когда вы четко зафиксировали инструмент на зубах и язычок свободно барражирует пространство полости, не угрожая зубам, настала настоящая работа для правой руки.
Назад на "Статьи"