Одоевский В. Варган // Энциклопедический лексикон. Том осьмой. В – Вар. Спб., 1837 с.284-285
Читать оригинал статьи в формате PDF
ВАРГАН (Guimbarde, Maultrommel), род музыкального инструмента, известному своему простонародному употреблению. Он делается из железа или меди, длиною в вершок, и состоит из овального ободка и прямой упругой звучной полоски% от того места, где ободок не сходится, протянуты два параллельно идущие брусочка; к противоположной им, внутренней стороне ободка прикреплена полоска; она проходит между бруском и оканчивается тупым крючком. Играющий на варгане прикладывает его к зубам и придерживает губами; вбирая в себя и выпуская воздух, он между тем пальцем приводит упругую полоску в сотрясание. Простота этого инструмента доказывает его незапамятную древность. Ныне варганы приготовляются наиболее в Нюренберге, откуда они расходятся по Германии и Нидерландам. Сей, по видимому грубый и ничтожный инструмент, недавно обратил на себя внимание музыкантов и естествоиспытателей. Заметили, что он естественно имеет две октавы, но не все ноты гаммы, а только: октаву, ее терцию, квинту и другую октаву (наприм. d, d, f, a, d); некоторые другие звуки могут выделываться сильнее или слабее, смотря по организации и искусству играющего. В 1826 году Эйленштейн и Шейблер употребляли до шестнадцати варганов разных ладов, и посредством такового соединения играли на них концерты, сонаты, выделывая с удивительною приятностию протяжные ноты, трели, арпеджи, рулады. Доктор Бенати, занимавшийся исследование механизма человеческого голоса, и многие другие находят явления, представляемые варганом, весьма замечательными, как в отношении к теории звучности тел, так и в отношении к орудиям человеческого голоса, а самый инструмент весьма удобным для наблюдения над сими, доныне еще темными предметами. Явления, которые при игре на этом инструменте наиболее заслуживают внимания, суть: участие языка и нёба в произведении звука за исключением других гортанны и лицевых органов, так что напр., можно производить, по свидетельству Беннати, звуки на варгане, оставляя губы в покое и зажимая ноздри; способ, посредством которого производятся искусственные звуки, которые могут следовать лишь за естественными, что приводит на память подобное явление в валторне (наприм. g, fs, g, fis); большее или меньшее влияние натурального голоса музыканта на звуки варгана; сообразность механического расположения гортанных органов при тихом пении, с таким же расположением их при игре на варгане; соотношение свиста с игрою на сем инструменте; наконец нервическое раздражение, игрою на варгане производимое в органах рта и в глотке, и приписываемое гальваническому действию разнополюсных металлов, соединенных в этом инструменте. Все сии явления требуют новых опытов и наблюдений над людьми различных организаций, и могут вести к объяснению важных задач в музыке, ибо из всех инструментов, в одном ничтожном варгане соединяются две стороны явления, обыкновенно разделенные, а именно: человеческий голос и видимое сотрясение звонкого тела, условливающая друг друга. Нигде может быть нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, как в России, где варганы составляют забаву почти всякого простолюдина. Любопытные найдут подробнейшие сведения о сем предмете в книге: Recherches sur le mecanisme de la voix humaine par le Docteur Bennati. 2-de edition. См. также Revue Musicale par Fetis Vlannee 1832. N 14. p.108. Неизвестно, когда этот инструмент зашел в Россию. Слово Варган не русское; это испорченное Латинское или Греческое слово Organum. В одной летописи, исхода XIV века, говорят уже о варгане, однако же, как о военном музыкальном орудии и следовательно совсем другого устройства: «И начаша мнози гласы ратных труб трубити, и варганы тепут (звучат) и стязи ревут наволчены» (см. Карамз. Ист.V, прим.71.)
Назад на "Статьи"