Вертков К.А. и др.
Вертков К.А., Благодатов Г., Язовицкая Э. «Атлас музыкальных инструментов народов СССР» 1963 г.
Стр.31 (РСФСР). — Варган – металлическая подковка с вытянутыми концами, общей длиной около 100 мм., в середине которой укреплен стальной язычок с крючкообразно загнутым свободным концом. Игра на варгане производится следующим образом: одной рукой подковку подносят ко рту, концы ее прижимают к зубам (или зажимают ими), и указательным пальцем другой руки защипывают крючок язычка. Язычок приходит в состояние вибрации и издает слабый звук, который усиливается полостью рта и зубами исполнителя. Звучание язычка сопровождается обертонами; путем изменения объема полости рта усиливают тот или иной обертон и таким способом строят мелодию, однако основной тон, соответствующий длине и толщине язычка прослушивается непрерывно. На варгане возможно исполнение несложных наигрышей. Среди русского населения варган уже давно вышел из употребления, но у целого ряда народностей Советского Союза он бытует и до сих пор.
Стр.38 (Белоруссия). — Дрымба (кобза) – металлический варган, аналогичный украинской и молдавской дрымбе и русскому варгану. Помимо основного названия «друмба», он имел также другое – кобза. Инструмент этот давно вышел из употребления и забыт народом.
Стр.44 (Украина). — Дрымба – инструмент, аналогичный русскому варгану. Еще в начале нашего столетия дрымба пользовалась довольно широким распространением на Гуцульщине, теперь же она встречается очень редко.
Стр.46 (Молдавия). — Дрымба – тождественна украинской дрымбе и русскому варгану. Инструмент этот в настоящее время пользуется некоторым распространением среди детей-подростков, они не только мастерски исполняют на нем различные наигрыши, но и с большим искусством подражают перезвону колоколов, завыванию ветра, крику гусей и т.п.
Стр.51 (Мари). — Ковыж (комыж) – язычковый щипковый инструмент, род варгана. Как и русский варган, ковыж почти не встречается.
Стр.54 (Чувашия). — Вархан (варам-тума, купас) – инструмент типа варгана, звуки которого чуваши сравнивали с жужанием комара (варам-тума – комар). В настоящее время вархан вышел из употребления.
Стр.57 (Татария). — Кубыз – металлический варган. В прошлом на кубызе играли, главным образом, женщины и только в обществе женщин.
Стр.58 (Башкирия). — Кубыз (кумыз) – металлический варган. Встречаются и деревянные кубызы, подобные тувинскому хулузун-комусу. Играют на кубызе, главным образом женщины. В помещении под его слабые звуки исполняются женские пляски на ковре.
Стр.69 (Эстония). — Пармупилль (суупилль, коннапилль) – обычный металлический варган. Различные названия инструмента связаны с его звуковой характеристикой: пармупилль означает инструмент – шмель, коннапилль – инструмент – лягушка, или со способом игры на нем: суупилль – губной инструмент. На парумпилле исполняют несложные напевы. В настоящее время играть на нем умеют немногие, и он почти совсем вышел из употребления.
Стр.74 (Латвия). — Варгас – варган. Способ игры такой же, как и на обычном варгане. В современном музыкальном быту латышей этот инструмент совсем почти не встречается.
Стр.76 (Литва) – Бандурелис (бандурка, шейвеле) – металлический варган в форме подковки, в центре которой укреплен стальной язычек с загнутым концом. Способ игры на бандулелисе такой же, как и на обычном варгане.
Стр.117 (Туркмения). — Кобыз – металлический варган. Как и у других народов, в Туркмении этим инструментом пользуются преимущественно женщины.
Стр.122 (Узбекистан). — Чанг-кобуз (темир-чанг) – металлический варган, кованый. Пользуются им женщины и отчасти дети. Они исполняют на чанг-кобузе несложные наигрыши. В настоящее время этот широко распространенный в прошлом инструмент встречается весьма редко.
Стр.129 (Таджикистан). — Чанг-кобуз – металлический варган, встречается и в наши дни (особенно в горных районах), играют на нем преимущественно женщины.
Стр.131 (Киргизия). — Комуз – деревянный варган; такой же инструмент, но изготовленный из металла, носит название темир-комуз. Обе разновиднотси варгана довольно широко бытуют в Киргизии по настоящее время и пользуются наибольшим распространением среди женщин. На комузах исполняются несложные наигрыши, основанные на натуральном звукоряде.
Стр. 138 (Алтай). — Темир-комыс – металлический варган длиной 60-80 мм. На нем играют, главным образом, женщины, реже мужчины. Темир-комыс часто хранится в специальном деревянном футляре, подвешенном к поясу. Некоторые из особо опытных исполнительниц, держа инструмент во рту, приводят язычок в колебание при помощи языка, оставляя обе руки свободными для работы. Слабые звуки темир-комыса хорошо слышны через микрофон, поэтому игру на нем можно слышать в музыкальных передачах горно-алтайского радио.
Стр.139 (Хакасия). — Темир-комыс – металлический варган. Инструмент этот по настоящее время пользуется в Хакасии всеобщим распространением. Играют на нем молодёжь и женщины.
Стр.140 (Тува). — Темир-комыс – металлический варган, на котором играют преимущественно женщины и молодежь.
Стр.145 (Якутия). — Хомус – металлический варган. В Якутии изредка встречаются хомусы с двумя и даже тремя язычками.
Хомус используют часто при исполнении песен, но не аккомпанируют на нем, а скорее орнаментируют их во время пауз у певца небольшими инструментальными фразами, имеющими иногда звукоподражательный характер (например, имитация пения птиц). Хомус широко распространен и в наши дни. В Якутском государственном театре делались попытки создать ансамбль исполнительниц на хомусах разных размеров.
Стр.146 (Манси). — Тумра – варган из кости. Язычок приводят в колебание посредством прикрепленной близ его основания нитки. На тумре исполняют несложные наигрыши, иногда аккомпанируют песню.
Стр.146 (Ханты). — Тумран – варган из кости. Язычок приводится в колебание при помощи нитки, привязанной к его основанию. Играют на тумране женщины. В настоящее время получает распространение совместная игра 4 – 5 человек.
Стр.146 (Селькупы). — Пыныр – варган, изготовляется из различных материалов: железа, кости, бамбука. Костяные пыныры расписываются орнаментом.
Стр.147 (Эвенки). — Пангар (пургивкэвун, террилбаканун) – деревянный варган, подобный тувинскому хулузун-комусу.
Стр.147 (Удэгейцы). — Кункай – металлический варган.
Кумикайэ – деревянный варган, сходный с тувинским хулузун-комысом. По форме напоминает бутылку в разрезе. Такая же форма придается и язычку, имеющему очень тонкий конец. В основании язычка делается дырочка, в нее продевается нитка, закрепляющаяся посредством узелка. Конец нитки привязывается к маленькой круглой деревянной палочке, один конец ее плоский, другой острый. При игре палочка прикладывается острым концом к пластинке, в результате чего образуется треугольник из палочки, пластинки и натянутой нитки. Ударяя пальцем по нитке, извлекают очень слабый звук, который усиливается полостью рта исполнителя – своеобразным резонатором.
Стр.147 (Ульчи). — Кингай – обычного устройства железный варган.
Стр.148 (Нанайцы). — Мыны – обычного типа железный варган.
— Кунха – особая разновидность варгана из жестяной пластинки с острым игловидным язычком.
Стр.148 (Нивхи). — Хозон – деревянный или железный варган.
Стр.149 (Чукчи). — Комыс – варган, распространенный сравнительно мало.
Стр.149 (Коряки). — Ванни-яяй – варган, означает «зубной бубен». Изготовляется из дерева или кости и пользуется большим распространением.
Назад на "Статьи"