Бурцев Н.
Звучит хомус. То задумчиво, то жаворонком бьется в бездонном поднебесье и оглашает тишину стуком копыт коня сказочного богатыря. Старинный, черный от времени, заветный хомус уносит нас в страну олонхо, заставляет пережить целую гамму чувств, будоражит фантазию, учит жизнелюбию.
До недавнего времени считали, что хомус – инструмент ограниченного репертуара: не поддается существующей музыкальной грамоте, имеет неширокий диапазон тонов… но ведь многовековой опыт Кюнюров создал его непосредственно выражающим эмоции исполнителя, послушным только импровизаторам.
Хомус, пожалуй, один из наиболее древних и распространенных когда-то музыкальных инструментов. О нем можно услышать на языке многих народностей и даже увидеть его игру в кинофильмах такой далекой станы, как Индия. Но мне кажется, в руках якута он звучит наиболее жизнерадостно, переливаясь различными неповторимыми «колонами». Если раньше на хомусе, как правило, исполнялись старые якутские песни, то сейчас все чаще стали появляться музыкальные наброски и фантазии на отвлеченные темы. Да и над самим инструментом, его внешним видом неустанно трудятся народные мастера.
Многолетняя практика показала, что наиболее удачными являются солирование, дуэт и трио хомусистов. В этих случаях есть возможнотсь следить за исполнением друг друга, обеспечивая синхронность эволюции песни, и вести свободный диалог между хомусами разных голосов. А попытки создать ансамбль с большим числом исполнителей, увы, неизбежно потерпят неудачу, еще раз напоминания о своеобразии инструмента, требующего сугубо импровизационного подхода.
Одной из важных особенностей хомуса является наличие только одного (редко двух) язычка, который издает только одну (или две) частоту колебания. И никакие усилия исполнителя не могут изменить ноту, которую задал хомусу мастер. Кстати, опытные исполнители замечают изменение со временем тона звучания, что объясняется потерей упругих свойств и формы язычка при длительном хранении и пользовании. Однако могут и должны появится так называемые «гармошки» — бесчисленные частоты более высокой тональности и дать «голос» хомусу, рождаясь в самой ротовой полости исполнителя. Она служит резонансом с непостоянной упругостью стенок и непрерывно меняющейся сложной конфигурацией. В силу этого и возникают всевозможные частоты, которые окрашивают тон, задаваемый язычком. Меняя форму и объем рта (чаще всего языком), исполнитель извлекает всевозможные звучания.
Замечено, что значительную роль играет не только ротовая полость, как считалось до недавнего времени, но и вся остальная часть голосового аппарата человека (исключая, разумеется, голосовые связки). При вдыхании и выдыхании громкость звучания увеличивается и меняется его окраска. Достаточно приложить ухо к спине играющего на хомусе, чтобы явственно услышать слова песни, в то время, как новичку их просто невозможно уловить в руладах поющего инструмента. Очевидно, здесь резонируется именно тот диапазон частот, на котором мы говорим, поем.
Итак, звучание нашего старинного инструмента зависит не только от качества его изготовления, формы и материала, но и от антропологических данных исполнителя, буквально от максимального объема ротовой полости, дыхательных путей и т.д. Звукоизвлечение из него основывается на тех же законах колебания упругих тел, акустики и аэродинамики, которым подчиняется работа многих музыкальных инструментов.
Думается, давно пора отнестись с хомусу, как к серьезному музыкальному инструменту и заняться глубоким исследованием его возможностей. Научить публику слушать хомус. Ведь большинство зрителей обычно даже не знают. Что существует подтекст в его игре, и довольствуются руладами и переливами звучания.
И еще хочется сказать, что веками усовершенствуясь, хомус принял нынешнюю, максимально оправданную форму – язычок, прикрепленный к дуге с губками. Любое грубое изменение конструкции ухудшает балансировку и соответственно, звукоизвлечение. Вот почему надо опасаться излишне массивных, вычурных украшений. Несимметричности частей хомуса и их неправильной формы. К великому огорчению, энтузиасты очень много времени и сил тратят на устройство всяких резонаторов, колец, которые никогда не приведет к улучшению качества инструмента, поэтому являются нецелесообразными. А вот применение электронных вспомогательных средств может быть перспективным в деле улучшения музыкальной характеристики хомуса.
И конечно, не надо забывать о привлекательной внешности. Хорошо будут выглядеть органически скомпонованные орнаменты, украшения из мельхиора, серебра, бронзы, кости в сочетании с искусственной гравировкой. Хомус должен быть всегда молодым, чтобы голос его радовал сердца слушателей.
Н.Бурцев, аспирант Томского госуниверситета
Назад на "Статьи"