Абдуллин Айдар. Варган — кубыз. Статья для журнала Традиции мира.
Статья известного популяризатора башкирского кубыза, варганиста, ученика кубызиста — виртуоза мира Роберта Загретдинова Айдара Абдуллина.
Варган — кубыз
Абдуллин А.
Кубыз или варган — один из самых древнейших музыкальных инструментов в истории человечества. О том, что он пришел к нам из глубины веков, говорят и внешний вид, и простота извлечения звука из него. Вибрации варгана уносят нас к истокам мифологических корней человечества, откуда он к нам пришел, практически не претерпев изменений. Первоначально варганы изготавливались из дерева или кости животных, но такие инструменты достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы начали делать из металла. Хотя до сих пор встречаются деревянные модификации варгана, например, японские муккури, сделанные из бамбука.
Вообще кубыз или варган считают своим национальным инструментом более ста пятидесяти народов мира. Он широко распространен как на Востоке, так и на Западе. Во времена Великого переселения народов и воинственных походов древних тюрков этот инструмент наравне с воинами-всадниками покорил мир, находя повсеместное признание. В Австрии и Германии его называют Maultrommel, в Японии- Mukkuri или Koukin, в Британии- Gewgaw, Dan Moi- во Вьетнаме, Munnharpe- в Норвегии, Kou Xiang-в Китае. Так что, широко распространенное мнение, что варган является национальным инструментом только народностей Крайнего Севера, является глубоко ошибочным.:)))
В Америке варган называют – Jew*s harp или «еврейская лира», хотя инструмент никак не связан с еврейским народом. Большинство музыковедов считают это ошибкой в словаре 19 века и скорее всего правильное название инструмента Jaws harp- челюстная лира.
А само слово варган произошло от древнеславянского слова варга- рот, уста, губа.
Наверняка многие слышали и слово сварганить, в смысле сотворить что-нибудь. И действительно, на варгане человек даже без музыкального образования может сотворить практически любую мелодию!
Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек, когда хотели с ними уединиться. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны, в которых собиралась художественная и политическая элита общества. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия. Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов. Удивительным звучанием варгана восхищались Гёте, его друг Вильгельм Гумбольдт, другие выдающиеся личности той поры. Говорят, что и Пётр Алексеевич любил на нём поиграть в свободное от царствования время, при чём очень прилично. А Авраам Линкольн вообще был первоклассным мастером владения этим инструментом и играл такие интересные вещи на варгане, что дамы, приближённые к искусству, от счастья теряли сознание и оказывались в жарких объятиях будущего президента. Так что варган- далеко не простой инструмент, и не только чукча в чуме ждет рассвета, наигрывая на варгане.)))
Моё первое знакомство с варганом произошло в 2002 году на Аркаиме. Услышав звуки этого чарующего инструмента, я буквально 3 дня ходил, как привязанный, за хозяином инструмента и все просил его дать мне поварганить! По приезду домой приобрел свой собственный инструмент и начал на нем играть. С тех пор у меня появилась мечта- познакомиться с Робертом Загретдиновым — виртуозом — кубызистом мира и приобрести инструмент работы всемирно известного мастера. И наконец в 2005 году моя мечта осуществилась! Мне посчастливилось не только познакомиться со всемирно известным мастером, но и сотрудничать с ним.
Роберт Абдрахманович Загретдинов — всемирно известный исполнитель на народном башкирском инструменте кубызе (варгане), удостоен звания «Виртуоз — кубызист мира» на Всемирном международном фестивале традиционных народных инструментов (Якутск, 1991г.). На другой международный фестиваль 1998 г., состоявшийся в Австрии, он был приглашен в качестве члена жюри. Здесь ему присвоили почетное звания «Мастер международного класса», что дает право вести мастер-классы во всех учебных заведениях мира. Уроки мастерства состоялись в Австрии, Бельгии, Болгарии, Голландии, Польше, Швейцарии. С гастрольными поездками Загретдинов побывал (помимо названных государств) в Германии, Италии, Монголии, Норвегии, Финляндии, Японии.
Музыкальный репертуар кубызиста-виртуоза обширен. Он исполняет фольклор народов мира, песенно-танцевальные наигрыши, музыкальные импровизации звукоизобразительного характера, имитирующие голоса природы, или звуковой фон современной урбанистической цивилизации. Меня просто потрясла при первом прослушивании его импровизация «Вселенная», в которой музыкант одновременно извлекает пять звуков!
Роберт Загретдинов является не только всемирно известным исполнителем варганной музыки, но и удостоен звания «Мастер-золотые руки».Он постоянно совершенствует кубыз и обладает патентами на изобретение. Например, он является создателем кубыза-груши, варгана с колокольчиками, и даже электронного кубыза. Но самый дорогой среди его изобретений — 15-ти тональный кулисный варган, один из которых был продан на аукционе в Стокгольме за 30 тысяч долларов.
Его варганы — как классические инструменты, так и авторские модели — неизменно качественные, игровые, профессиональные. Имеют тугой язычок и короткий загиб. Высокоголосые, сочные, с ровным обертоном. Идеальны для быстрой игры двойным или тройным ударом. Эти варганы, к тому же, практически нереально сломать
Мой самый первый инструмент, который Роберт Абдрахманович подарил в 2005г, до сих пор служит мне.
В отличие от алтайских и якутских варганов башкирские кубызы обладают более певучим звуком, вплоть до звона у высоко настроенных инструментов. Малая инертность колебания язычка дает небольшую длительность звучания ноты и позволяет с лёгкостью играть самые быстрые плясовые народные наигрыши, что менее удобно на инструментах с лёгким язычком (алтайские комусы) или с длинным язычком (якутские хомузы).
Усовершенствованные инструменты мастера Р.Загретдинова обладают широким диапозоном. На них кроме исполнения мелодий возможны многообразные подражательные и имитационные приемы.
Также Загретдинов является автором книги о варгане и приемах игры на нем, которая разошлась практически по всему миру. Экземпляр его книги находится даже в библиотеке Конгресса США.
Научиться извлекать звук на варгане может практически любой человек буквально за несколько минут. Для этого возьмите инструмент в одну руку, как вам удобно, но чтобы рука не касалась язычка. Затем плотно прижмите деку инструмента к зубам, так, чтобы между зубами оставалась щель, в которую будет входить подвижный язычок, и плотно обхватываете деку губами. Затем оттягиваете подвижный язычок и отпускаете его. И-и-и-вот он первый звук, который вы извлекли из варгана! Звук рождается за счет создания резонанса в ротовой полости. Сам по себе инструмент практически не звучит. Для извлечения более глубокого низкого звука подключается объем легких а также брюшной полости. Через 2-3 недели регулярных тренировок вы начнете уже играть в своей оригинальной, ни с кем не сравнимой манере. Более наглядно все это можно увидеть на компакт диске «Варган мастер-класс для начинающих».
И в заключении несколько слов по уходу за варганом. Обязательно после игры протирайте инструмент мягкой сухой хлопчатобумажной тряпочкой, чтобы на нем не оставалась влага. Можно иногда его смазать любым растительным маслом, приятным на ваш вкус. Обязательно при переноске и хранение используйте жесткий футляр или чехол. Не роняйте инструмент и берегите язычок! И тогда варган будет служить вам долго и преданно!
Назад на "Статьи"