Варган (или хомус) — один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. У разных народов мира он известен под разными названиями. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и современные ученые.
Варган имеет больше сорока различных названий. Наиболее употребляемые названия: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово «темир», что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза), агач-комуз (у кумыков сохранился лишь агач-комуз (хомус) — струнный инструмент, «агач» — дерево). В связи с названием «варган» отметим, что центральные кумыки термином «аргъан» называют кавказскую (кумыкскую) гармонику, а засулакские — этот же инструмент называют «терс хомуз».
История варгана, музыкального инструмента, существовавшего практически на всех континентах, уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена в эпоху мезолита приблизительно 9 — 12 тысяч лет назад. Человеку было достаточно упереть один конец лука себе в нёбо или в зубы, а другой в землю, и смертоносное орудие превращалось в музыкальный инструмент, на котором играли, ударяя пальцами или палочками по тетиве.
Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.
Но вот появились металлические варганы. Они вначале были похожи на пластинчатые, но постепенно видоизменились. Для большей выразительности звучания и усиления громкости к инструменту была добавлена металлическая рамка — дуга. Такие варганы стали называться дугообразными или дуговыми, именно им исполнители отдают предпочтение по сей день.
Богатейшие традиции игры на варгане и изготовления этого инструмента существовали вплоть до тридцатых годов XX века у народов тюркской группы, а также у многих народов Севера и Дальнего Востока. Варган был неотъемлемым участником шаманских кампаний наравне с бубном, а иногда даже заменял его.
Во времена сталинизма варган (хомус) был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры и передать их своим детям и внукам.
Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем, начиная со средних веков, считалась Австрия.
К концу XIX века искусство хомусной (варганной) игры потеряло свою актуальность, и в начале XX века дугообразный варган исчез с европейской музыкальной сцены. Это было вызвано рядом объективных причин. В 1821 году немецкий мастер Фридрих Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал первую губную гармонику. Ну а когда губную гармонику снабдили мехами, миру предстали аккордеон и баян. Эти инструменты стали пользоваться огромным успехом, а варган был предан забвению В конце 1960-х — нача ле 1970-х годов интерес к варганной музыке вновь стал расти, что было связано с начавшимся процессом возрождения этнических культур, с новыми увлечениями эзотеризмом. В Якутии в 1970-х годах варган-хомус стал популярным благодаря усилиям якутского исполнителя Ивана Алексеева. Возрождавшийся интерес к инструменту привёл к организации международного фестиваля варгана, первый из которых состоялся в 1984 г. в США.
Сегодня в России (преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке), Австрии, Норвегии, США и других странах, где развито искусство игры на варгане, существуют различные общества варганистов. Очень популярен варган (по-украински и белоруски дрымба) на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.
Таким образом, мы видим — варган (или хомус) — это древнейший трехструнный музыкальный инструмент и его география — география всей Евразии. В древности варган (или кобуз, хомус) у тюрков считался благословенной святыней. Даже иноверца, если у него в руках был кобуз, нельзя было убивать. Кобуз символически связан с именем Деде.Коркута (Коркут Ата) и, по преданиям, его божественный кюй — мелодия — даровал Коркут Ата бессмертие (пока он играл, смерть не могла его настигнуть!).
И несколько слов о кумыкском кумузе (къомуз, диалектн. хомус). Агач-кумуз у кумыков, как и у всех остальных тюрков, является древнейшим музыкальным инструментом. Кумыки, как и все тюрки, также высоко ценили кобуз — как лук, меч и коня. По преданиям, кобуз (къомуз, хомус) считался их самым главным оружием (считалось, что пока кумыки не лишены были кобуза, они были непобедимы). В древности на нем играли шаманы, верша людские судьбы, исполняли свои гимнические песни (йыры) кумыкские йырау. Кобуз был непременным атрибутом кумыкского джигита, который никогда не расставался с ним, как и с конем или мечом. В прошлом у кумыков, как свидетельствуют фольклорные материалы, существовало два вида кобуза: агъач къомуз и темир къомуз. Ныне кумыкам известны лишь агъач къомуз и «терс хомуз». Последним термином, как мы отметили выше, они обозначают гармонику.
Исследователи (3. Агагишиева) дают следующее описание кумыкского агач-кумуза. Он имеет удлиненный совкообразный корпус и гриф с пятью-шестью ладками Обычно это трехструнный инструмент, но встречается и двухструнный (струны используются жильные или металлические). Настраивается агач-кумуз по-разному. Например, в работе Г А. Гасанова «Кумыкские йыры и сарыны» упоминается агач-кумуз с настройкой в терцию и секунду (например b, des, es). В статье В. Кривоносона «Музыкальное творчество кумыков» даются другие настройки — в приму и чистую кварту (например: d, d, g;), в большую секунду и чистую кварту (например: e, fis, a) В практике встречаются агач-кумузы с такой настройкой, как в кварту и квинту (например — d, g, d), или, при наличии двух струн, — по квартам (например: d, g).
Наигрыши на агач-кумузе представляет собой бурдонирующее двуголосие.
У кумыков агач-кумуз используется как солирующий, так и аккомпанирующий инструмент. Как правило, он сопровождает мужское сольное и ансамблевое пение. Реже сопровождает свое пение агач-кумузом женщина.
Конечно, очень жаль, что в наше время искусство игры на агач-кумузе у кумыков приходит в упадок, и если не предпринять превентивных мер, в будущем, возможно, его и не станет.
Опубликовано:
газета «Ёлдаш/Времена», 2 ноября 2007
Назад на "Статьи"