Что такое ананинская и пьяноборская культура
Газета Елабужского райкома КПСС, районного и городского Совета депутатов трудящихся ТАССР «Вперед» от 14 сентября 1958 г. № 113 (2389).
Многочисленными археологическими исследованиями, произведенными за последние сто лет в окрестностях города Елабуги (Ананинского, Пьяноборского могильников, Котловского Тихогорского и других городищ), установлено, что начало жизни человека в нашем крае относится к глубокой древности.
Следами первых поселенцев близ Елабуги признана Луговая стоянка, обнаруженная в районе нынешнего поселка Лугового на невысокой надпойменной террасе Камской долины. Возникновение этой стоянки датируется вторым тысячелетием до нашей эры, т. е. более трех тысяч лет тому назад, и просуществовала она несколько веков, примерно до VIII века 1-го тысячелетия до нашей эры.
В результате исследования найденных остатков костей и скелетов, установлено, что здесь обитали люди европейской и монгольской рас, а также метисы. Жилищем им служили землянки, с толстым! бревенчатым потолком, на столбовых упорах по углам. Некоторые из них были соединены между собой проходами. Тут жили довольно крупные патриархальные семьи.
Основными занятиями жителей стоянки были рыболовство, охота, приручение полезных животных, а позднее — мотыжное земледелие. В орудиях производства преобладали предметы из меди, бронзы и костей — это говорит о начале применения металлов.
По мере увеличения населения, с ростом производительных сил, началом применения в обиходе железа общество получило дальнейшее развитие: менялось хозяйство, проявилось разделение труда и имущественное неравенство. Неравномерное накопление внутри отдельных родов общественного богатства (скота) привело к межродовым разногласиям, доходившим до военных столкновений.
Тогда люди стали менять места поселений — вместо открытых стоянок в речных долинах они начали строить укрепленные городища на крутых обрывах рек и оврагов, удобные для обороны от нападения соседей. В то время возникли городища на месте „Чертова», Котловское (между селами Котловкой и Сентяком), Тихогорское, Свиногорское и другие.
Этот период (VII-III века до нашей эры) называется периодом ананинской культуры, получившей такое наименование по результатам исследования на Ананинском могильнике, расположенном между деревней Ананино и поселком Луговым.
Центральным районом формирования и распространения ананинской культуры было лесное Предкамье и бассейны рек Вятки, Ветлуги и Белой. Отдельные находки предметов этой культуры обнаружены в Пермской, Кировской областях, Удмуртской, Мордовской и Башкирской АССР. Посредством обмена предметы ананинской культуры проникли и в районы Прибалтики.
Последние два века I-го тысячелетия до нашей эры и первая половина I-го тысячелетия нашей эры относятся к пьяноборской культуре, названной по материалам, исследованным в могильнике у села Пьяного бора (ныне Красный бор). Местом формирования и распространения этой культуры была почти та же территория, что и у ананинской культуры, но с большим продвижением на восток.
Пьяноборцы также жили еще в землянках внутри городищ. В хозяйстве пьяноборцев основное место занимало скотоводство, особенно разведение лошадей. В то время железо уже играло большую роль, способствуя развитию земледелия и охоты.
Признаки имущественного неравенства и частновладельческой идеологии начинают выступать все отчетливее: выделяются богатые и военная аристократия. Вооруженные столкновения учащаются и характеризуются кровавыми сражениями.
В начале I-го тысячелетия нашей эры на территории нашего края стали складываться отдельные союзы племен, которые к концу этого тысячелетия приобрели большую устойчивость. Они положили начало формированию чувашского, марийского, мордовского, татарского, удмуртского и других народов.
Так наш родной город Елабуга оказался в центре создания двух крупнейших исторических культур — ананинской и пьяноборской имевших распространение на огромной территории России и по хронологии охвативших более чем тысячелетний период развития общества.
Ф. Тихонов
Рассказывают очевидцы ананьинских раскопок
Газета Елабужского райкома КПСС, районного и городского Совета депутатов трудящихся ТАССР «Вперед» от 10 декабря 1958 г.
- Спустя 2500 лет
Это было в мае 1937 года. Работал я садовником. Решили мы огородить сад. Стали копать ямы для столбов — наткнулись на скелет человека. Смотрим — на голове у него бронзовый венец, на руке из такого же металла браслет, возле правого плеча горшочек емкостью приблизительно четверть литра.
Слух о находке быстро распространился по всей округе. Почти весь поселок собрался, чтобы посмотреть найденный скелет. Через месяц из Москвы приехала научный сотрудник А. В. Збруева. Она забрала с собой остатки вырытого скелета человека, венец и браслет. Через пару месяцев А.В. Збруева приехала снова. На сей раз ею были произведены раскопки, в результате которых было извлечено из земли 231 человеческих скелета, бронзовые копья, стрелы и луки, а также горшочки разных размеров. Всего за время раскопок в течение 1937 — 38 — 39—40 годов было найдено не менее семидесяти скелетов, много бронзовых топоров и других предметов. Ученые нашли землянки, где жили люди около 2500 лет тому назад.
А. Софронов, колхозник.
- Что нашли в могильнике
Нашему взору представился раскопанный могильник, вероятно, место погребения какого-то князя или большого начальника, С ним были похоронены 6 мужчин и одна женщина. Скелеты лежали головами на север.
По обе стороны от центрального скелета (князя) лежали по два мужских скелета. В ногах у него находился женский скелет с горшочком в руке, заполненным костями животных и рыб. В правом углу могилы лежали кости и украшении лошади, в левом — предметы женского туалета. При выходе из могильника, примерно на расстоянии 70 сантиметров друг от друга, лежали еще два скелета, как и первые вооруженные топорами, копьями, стрелами.
Возглавлявшая экспедицию т. Збруева объяснила нам, что это воины, слуги и жена погребенного князя. На голове у каждого из погребенных были одеты венцы с рисунками.
Были обнаружены также и жилища древних поселян, представляющие собой большие землянки с деревянным перекрытием высотой немногим больше, метра, и с очагами, дым| из которых выходил через входное отверстие
В раскопанном жертвеннике были найдены обгорелые кости животных и рыб, людей. Вероятно, прежде чем принести жертву в память об умершем человеке, ее сжигали. Недалеко от жертвенника была вскрыта могила шамана. В ней не нашли никакого оружия, и только вокруг головы и плеч погребенного были рассыпаны пуговицы, напоминавшие бубенчики,
Все это было настолько интересно, что забыть невозможно. Найденные скелеты и утварь сейчас хранятся в музее имени Пушкина в Москве, как свидетельство о людях, живших в конце каменного и начале бронзового веков.
А. Маркова, учительница.