Из книги:
"Белов В.Н. Елабужский край на страницах печатных изданий Российской Империи.
Библиографическое исследование. /- М: Издат. «Перо», 2014. – 428 с."
Шестаков П.Д. Несколько слов о могильнике, находящемся близ деревни Ананьиной в 4 верстах от Елабуги. Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Университете. Том II. 1879 год. Казань, в университетской типографии, 1870 стр.128-134
Статья представляет собой сообщение Председателя казанского Общества археологии, истории и этнографии Петра Дмитриевича Шестакова сделанное им на 10-м общем собрании Общества, состоявшемся 4-го октября 1879 года. В ходе обсуждения сообщения на собрании состоялся небольшой диалог между докладчиком, и Действительным членом Общества, известным казанским краеведом и историком Андреем Федоровичем Лихачевым (стр.72-74). В частности, по поводу сделанного П.Д.Шестаковым замечания о том, что в Ананьинском могильнике не встречаются находки сделанные из золота. А.Ф.Лихачев заметил, что в настоящее время, по-видимому, уже невозможно утверждать, чтобы предметы из золота вовсе не встречались в могильнике. В 1877 г., во время бывшего в Казани IV-го Археологического Съезда, секретарь Финляндского Археологического Общества г.Аспелин ездил в Ананьино и приобрел там от крестьян разные предметы, добытые ими из Ананьинского некрополя. Между этими предметами в особенности была замечательна одна вещь из золота, по всей видимости серьга. На это замечание П.Д.Шестаков возразил, что могло легко случиться, что предмет, приобретенный г.Аспелиным, найден был крестьянином с.Ананьино вовсе не в могильнике, а где-нибудь в другом месте, так как предметы древности находимы бывают и в других окрестностях с.Ананьина, например в окрестностях Чертова городища.
В заключение сообщения П.Д. Шестаков заявил о предоставлении им демонстрированной при чтении сообщения коллекции древностей из Ананьинского могильника – в дар музею Общества.
Следует отметить, что в протоколе этого же Общего собрания Общества (стр.69-70 рассматриваемого издания) имеется еще один момент, относящийся к тематике нашего библиографо-исторического исследования. Пунктом вторым в протоколе отмечен доклад Секретаря Общества о поступивших в собрание Общества «новых приношениях», в котором отмечено, что:
«В музей Общества поступили вновь следующие предметы… от помощника Елабужского уездного исправника П.П.Пасынкова, через П.Д. Шестакова: 1) Три медные восточные монеты, найденные в Елабужском уезде; 2) железный короткий меч с золотою насечкою, найденный в Граховской волости Елабужского уезда; 3) две медные чашечки, найденные в Ананьинском могильнике, 4) бронзовый чудской барашек, найденный близ с.Танайки, в 8 верстах от Елабуги; 5) каменные орудия – колотушка и долото, найденные там же».
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МОГИЛЬНИКЕ, НАХОДЯЩЕМСЯ БЛИЗ ДЕРЕВНИ АНАНЬИНОЙ В 4 ВЕРСТАХ ОТ ЕЛАБУГИ
В 5-ти верстах от города Елабуги, если ехать в объезд по мосту через речку Тойму, и не более как в 4-х верстах, если ехать прямою дорогою через Тойму в брод, лежат невысокие курганы, носящие у жителей название могильника. К подножию этих курганов ежегодно разливается Кама в половодие и вымывает много древних каменных, бронзовых, глиняных и отчасти железных вещей. Местоположение могильника, особенно в древнее время, было весьма удобно для поселения: Кама близ могильника имела тогда, говорят, русло свое; за могильником и теперь еще большой сосновый бор; вся местность за Тоймой, прилегающая к могильнику, представляет богатые луга с заводями и озерами, известными ныне под именем Луж и изобилующими дичью и рыбою; так что древние поселенцы имели вдоволь и рыбы и дичи, и зверей. А такие места они любили, чем и объясняется богатство древних поселений на берегах Волги и Камы. Раскопки, произведенные г. Алабиным и Лерхе, (г. Аспелин, как передавали мне крестьяне, раскопки не производил, а просто прожил в деревне Ананьиной во время разлива вод дней 8 и покупал у крестьян вещи, ими находимые) дали богатые результаты и привели к убеждению, что этот могильник носит следы глубокой древности, что похороненные в нем, как показали найденные там черепа, принадлежат к финскому племени. «Построение Ананьинского могильника и содержание его по словам Ейхвальда, кажется, весьма много имеет сходства и с чудскими могилами на Алтае, как они прежде сего описаны Палласом и Сиверсом. Из разрытия и описания Ананьинского могильника у Алабина я, говорит Ейхвальд, хочу доказать, что народ, от которого остались эти гробницы, был древнее скифское или чудское племя, которое принадлежало доисторическому времени, т. е. железному веку России, так как мы такое же точно описание обычаев скифов находим у Геродота в 4-й книге его исторического творения». Из 4-й книги Геродота, прибавлю я, мы усматриваем следующее сходство обычаев людей, похороненных в могильнике, с обычаями скифов: трупосожжение, убиение с умершим коней, собирание камней…, посыпание семени каннобиса (род льна) на огонь. Алабин нашел в могильнике семь семечек, и когда посеял их, то получил листики, похожие на коноплю. Геродот, говоря о каннобисе, прибавляет: посыпание каннобиса в огонь производит сильный дым… и скифы воют при этом. Затем на то же сходство указывают: отдельное помещение рук и трупа у пленников (в могильнике тоже находимы были отдельные головы), ставление горшков в могилу.
«Может быть, продолжает Ейхвальд, погребенные там на Каме скифы были современники еще Дария, Персидского царя, и, во всяком случае, это были предшественники происшедших из того же племени гуннов, которые под именем Угорской или Югорской Чуди занимали главные долины северного Урала, откуда пошли на юг и под именем Угров поселились на Дунае».
Г. Аспелин, последний, писавший о могильнике, признает Ананьинский могильник принадлежащим к эпохе, составляющей переход от бронзового века к железному… «Этот некрополис, говорит он дальше, представляющий большую аналогию с некрополисом Галльштадским в Австрии, образует на берегах Камы довольно большую возвышенность; он в особенности замечателен своими надгробными камнями, на которых выбиты человеческие фигуры». Долг справедливости побуждает нас заметить, что до сих пор, сколько известно, выбитая человеческая фигура найдена только на одной каменной плите, изображение которой находится на фиг. 3 (стр. 5) сочинения г. Аспелина… Других таких надгробных камней находимо не было. «Около пятидесяти скелетов, продолжаем слова г. Аспелина, извлечено из этого могильника, из них одни сожжены, другие не имели следов сожжения. В этих могилах находили вместе с железным и бронзовым оружием, другие предметы, представляющие некоторую аналогию с находками, сделанными в скифских могилах до 4 века перед Р. X. Железное оружие, находимое в этом могильнике, так же как и находимое на берегах Енисея, имеет форму, характеризующую бронзовый век. Этот факт доказывает, что народ этого времени дошел до знакомства с железом без чувствительного переворота…». В другом своем сочинении г. Аспелин говорит: «Что касается до режущих орудий, то бронзовые кельты — довольно еще общего вида, кинжалы, также как и ножи — из железа, но они воспроизводят характеристические типы бронзового века, оконечности копий — из бронзы и из железа, но последние — иностранные завезенные модели; большая часть оконечностей стрел бронзовые и трехгранные, тогда как железные, которые малы и в малом числе — все двугранные; заступы бронзовые и железные, одни заостренные, у других железо узкое, в форме секиры. Многочисленные украшения из бронзы (серебра и золота нет), которые найдены в этих могилах, доставят науке важные материалы для изучения конца бронзового века Алтае-Уральского и первых времен железного века на берегах Камы. В числе главных мотивов украшений следует поименовать головы дракона, концентрические круги, рисунки спиральные и волчьи зубы». По некоторым типам этих изображений г. Аспелин находит возможным определить время могильника: в 1 выпуске своих Antiquites он относит его к III-му веку до Р. X.
Из произведенной нами небольшой раскопки мы имели возможность убедиться в справедливости заключений о могильнике, сделанных прежде, именно в том, что трупы сжигались, — доказательством служат найденные нами обугленные человеческие кости; что с покойником клались принадлежавшие ему вещи, а лошадиные кости, найденные нами в могильнике, доказывают, что при погребении покойников закалались и их кони; что в могильнике преимущественно находятся глиняные, каменные и бронзовые вещи (ни монет, ни письмен, ни серебра и золота нет); железных вещей мало и, кроме того, как справедливо указывает г. Аспелин, они носят тип бронзового века; что по предметам, находимым в могильнике, его вернее всего можно отнести к эпохе переходной от бронзового века к железному; что предметы, находимые в могильнике и самый способ устройства могильника имеют сходство с чудскими курганами, — из предметов укажем на характеристичный кабаний клык, найденный там, на форму, материал и украшения горшков и т. п.
После прекрасной и подробной статьи об Ананьинском могильнике К.И. Невоструева, помещенной в трудах Московского археологического съезда, мы не считаем себя вправе распространяться о могильнике, потому что нам пришлось бы повторить слова Невоструева. Произведенной нами в могильнике раскопке помешал дождь, и мы извлекли из могильника немного: несколько обугленных человеческих костей, лошадиные кости, кабаний клык, глиняные черепки различной формы и различного цвета камни, в которых мы отчасти видим… Геродота, отчасти точильные камни, — один из них по своей форме носит даже следы обработки, — конечник бронзовой трехгранной стрелы, каменную стрелку, несколько бронзовых продолговатых плашек, на лицевой стороне с двумя выпуклыми кружочками или пуговицами, а на другой стороне на средине с широким ушком (фигуры 483, 484, 485, 486, 487 рисунков г. Аспелина), бронзовые завитки разной величины, из которых вероятно делались шейные и головные жгуты или обручи (на черепах трупов, по словам крестьян, находимы были такие обручи, — фигуры 444, 446, 447, 451 Аспелина). Бусинка, неизвестная бронзовая вещица, служившая может быть женским украшением, привеска, как она означена у Невоструева, — бронзовая в виде колокольчика с ушком вверху и четырьмя по бокам скважинами (фигура 457 Аспелина). Все найденные мною предметы при сем представляю для музея Общества; к этому присоединяю осколки горшка, который, пока был в земле, казался целым, но как скоро его вытащили на поверхность — он развалился. Его осколки представляются здесь насколько можно склеенными; здесь же вы увидите и землю, изсера черную, которая находилась в горшке, и которая, быть может, смешана с прахом одного из сожженных в могильнике. Один этот горшок обличает глубокую древность могильника. При этом для образца плит, какие находятся в могильнике, представляю одну плиту, найденную довольно глубоко на песчаном грунте: плита эта лежала не в ряду с другими (известно, что в могильнике плиты находимы были рядами, как и мы, находили), но отдельно. Из представляемых мною из Ананьинского могильника предметов, обращают на себя внимание между прочим две бронзовые чашечки, которые доставлены мне П.П. Пасынковым, а найдены солдатом Софроновым, — по его словам под той плитою, на которой было изображение человека в остроконечной шапке. Эти чашечки, носящие следы древности, кажется единственный в своем роде экземпляр; других подобных найдено в могильнике не было. Какое назначение они имели? Не были ли слезницами? Не служили ли при жертвоприношениях? Они напоминают нам жертвенные чашечки Ламайского культа.
Сходство Ананьинского могильника с сибирскими могильными курганами и по внешнему виду и по содержимому — указывает на сродство древних насельников камских с сибирскими. Это сродство подтверждается и общностью языка (местности Камские носят финские названия, таковы н.п. Тойма, Ела, Буг) и общностью преданий. Меня поразил рассказ Ананьинских жителей: «Наше Ананьино, говорят они, куда как древнее Елабуги. Когда наши пришли сюда, эти (указывают могильник) взяли да и закопались в могильнике со всем, что имели, со страху значит». Этот рассказ напомнил мне существующее в Сибири предание: когда там показалось белое дерево (береза), чудаки спросили своих волхвов, что означает это явление; волхвы объяснили, что появление белого дерева предвещает пришествие белого царя, который покорит всю их сторону; услышав это, чудаки закопались в курганы со всеми своими сокровищами.
Предметы, находимые в Ананьинском могильнике и во многих местностях Елабужского уезда, обличают глубокую древность и могут служить доказательством того, что в доисторическую эпоху здесь жили люди каменного и бронзового века, может быть также чудь, которая оставила в курганах севера ясные о себе следы.
Находимые в изобилии в Казанской и Вятской губерниях не только отдельные каменные орудия, но целые фабрики таких орудий (из которых первая открыта близ г. Казани А.Ф. Лихачевым) наглядно доказывают, что в этих местах жили люди не только бронзового, но и каменного века. Да и трудно себе представить, чтобы древние насельники, жившие охотою, не обратили внимания на богатые водою, лугами и лесом, обильные рыбой, дичью и зверями берега многоводных рек — Волги и ее притоков.