Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л. «Музыка», 1975 — варган (фрагменты)

Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л. «Музыка», 1975

Стр.24-25: «Почти одновременно с Я. Штелиным начал вести «Записки» С. А. Тучков, которые были изданы, однако, лишь почти сто лет спустя после их написания[1]. Не будучи музыкантом, автор тем не менее сделал ряд интересных наблюдений над бытовавшими в его время русскими народными музыкальными инструмен­тами, как уже описанными Штелиным, так и другими — жалейке, сурне, охотничьем роге, варгане и ложках. Вслед за Штелиным и Тучковым некоторые русские музыкальные инструменты были описаны И. Беллерманом [2] и И. Георги[3], при этом последний из них дополнил Штелина более подробными сведениями о парной продольной флейте — свирели.»

Стр.103-104: «Варган, или арган — древнерусский музыкальный инструмент, сведения о котором крайне неопределенны. Упоминание о нем, как о ратном инструменте, встречается в летописях и других письменных памятниках древней Руси. Судя по этим весьма скудным данным, древнерусский ратный варган или арган мог быть самозвучащим металлическим инструментом, обладавшим сильным звуком и, таким образом, он ничего общего не имел с обычным бытовым варганом. С большой осторожностью можно высказать предположение, что ратный варган представ­лял собой инструмент типа металлофона, то есть набор само- звучащих металлических пластин или полушарий, укрепленных на станине (возможно, типа кавалерийской «лиры»), по кото­рым ударяли молотком-ударником. В таком случае варган во­сточных славян был не шумовым, а мелодическим музыкальным инструментом. Не потому ли Даниил Заточник применил к нему эпитет «сребреный».

Никоновская летопись под 1536 годом также говорит о вар­гане, как ратном, но на этот раз — литовском инструменте: ли­товских многих людей «побиша и знамяна и варганы у них пои- маша» (М. 246). Какой в действительности литовский инстру­мент летописец назвал «варганом», сказать трудно, но, по-види­мому, все же близкий по конструкции к русскому.

Варган — маленькая металлическая (железная) подковка с параллельно вытянутыми концами, в центре которой укреплен стальной язычок с крючком на конце. Во время исполнения инструмент берут в левую руку, подносят ко рту, концы под­ковки слегка зажимают верхними и нижними зубами или плотно прижимают к ним, крючок защипывают указательным пальцем правой руки, отчего язычок приходит в состояние вибрации и начинает издавать очень слабый звук, сила которого увеличи­вается полостью рта, выполняющего роль резонатора. Высота звука зависит от длины и толщины язычка. Путем различной артикуляции рта, то есть изменения объема его полости, с боль­шей силой выделяют тот или иной обертон и таким путем на­игрывают несложную мелодию. Само собой разумеется, что ос­новной тон язычка при этом прослушивается непрерывно. Зву­чит варган тихо, приятно и является в полном смысле слова «камерным» инструментом. Среди русского населения варганы встречались вплоть до прошлого столетия, у многих других на­родов СССР они находят применение и в наши дни.»

 

Стр.245 (из источников)

«XIV век

«Кони ржуть на Москве, бубны быоть на Коломне, трубы трубить в Серпухове, звенит слава по всей земле русской…» «И начата мнози гласы ратных троуб трубити, и варганы те- поут…» [бьют] «Аки свирел просопе плачевным гласом».»

Стр.246: «В одной из битв во время войны Ивана IV с великим княже­ством Литовским (1534—1537) «многих людей Литовских по­бита, и знамяна и варганы у них поимаша…» — Патриаршая или Никоновская летопись под 1536 г. ПСРЛ, т. 13. М., 1904, с. 89.»

 

Стр. 267, 269

«НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В РОССИИ

Очерк истории инструментальной музыки в России до конца XVIII столетия

«… .Из музыкальных инструментов, употребляемых крестья­нами великороссийских губерний, заметим: гудок, балалайку, гусли, волынку, свирель, дудку, варган, бубны и погремушки….

…. Варган (Guimbarde, Maultrommel) — народный музыкальный инструмент, делаемый из железа и меди. Он длиною в вершок и состоит из овального ободка и прямой, упругой, звучной по­лоски; от того места, где ободок не сходится, протянуты два параллельно идущих брусочка; в противоположной им, внут­ренней стороне ободка прикреплена полоска, которая проходит между брусками и оканчивается тупым крючком. Играющий на варгане прикладывает его к зубам и поддерживает губами; вбирая в себя и выдувая воздух, он приводит, между тем, упру­гую полоску в сотрясение пальцем. Простота этого инструмента доказывает его незапамятную древность. Ныне варганы приго­товляются наиболее в Нюрнберге, откуда развозятся по Герма­нии и Нидерландам… В России… варганы составляют забаву почти всякого простолюдина…»

[1] С. Т у ч к о в. Записки (1780—1809). СПб, 1906.

[2] [В е 11 е г m а п]. Bemerkungen iiber Russland in Riicksicht auf Wissen- schaft, Kunst, Religion und andere merkwtirdige Verhaltnisse, т. 1. СПб, 1788, с. 362.

[3] I. G. Georgi. Versuch einer Beschreibung der Russischen Kayserlichen Residenzstadt, t. 2. St. Petersburg, 1790, c. 395—397: см. его же работу на рус. яз.: Описание всех в Российском государстве обитающих народов, ч. 4. СПб, 1799, с. 178 (IV ч. написана М. Антоновским).

Назад на "Упоминания и краткие заметки о варгане"

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *