Сузукей В.Ю. Дамир-хомус. Колузун-хомус

Дамир-хомус

Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты., Кызыл, 1989 с.46 -52

Дамир-хомус – язычковый музыкальный инструмент.

Дамир-хомус также относится к числу самых распространенных как в прошлом, так и в наше время музыкальных инструментов. Пока во всех жанрах устно-поэтического народного творчества он упоминается многократно. Например, в сказании «Бокту-Кишир  и Бора-Шээлей» при описании юрты царевны, в которую заходит Бора-Шээлей во время своих героических странствий, имеется такая деталь, что царевну развлекали тридцать хомусистов с одной стороны и тридцать исполнителей горлового пения с другой стороны[1]. Демир-хомус также является одним из часто воспеваемых в тувинских народных песнях музыкальных инструментов.

Термин «хомус» широко распространен в различных вариантах во многих тюркских языках: хомус, комуз, кобуз, хомыс, кобыз; также: нашкобыз, кылкобыз, хыл-зомус, чарты-хомус и т.д. Эти паралели почти во всех случаях употребляются в значении «музыкальный инструмент». Подробная этимология этого термина рассмотрена многими лингвистами и искусствоведами[2].

Тувинский демир-хомус представляет собой железную развилку «чаактары» — букв.: щеки, со стальным язычком посередине.

Железная развилка (иногда медная или латунная) большей частью имеет форму плоской пластинки у основания более широкую, у вершины более узкую. Стальной язычек-вибратор прикреплен или припаян в центре основания вилки и загнутой вершины перпендикулярно плоскости вилки (рис.13 — здесь и далее —  рисунки в приложенной pdf-версии статьи).

Иногда развилка бывает круто загнутым четырехгранным железным стержнем, в разрезе, имеющим ромбообразную форму (рис.14).

Бывают демир-хомусы и с дугообразной формой корпуса (рис.15).

Традиционный тувинский демир-хомус имеет обычно небольшой деревянный футляр в форме национальной обуви «кадык-идик», часто ярко разукрашенный национальным орнаментом. Он удобен, красив и надежно предохраняет хрупкий язычек хомуса от поломки (рис. 16).

Общая длина тувинских демир-хомусов в соновном не превышает 7-8 см. Длина рабочей части язычка вместе с загнутым концом 7-8 см. при длине развилки 6,5 см. Ширина кончика язычка 1-1,5 мм. Резонатором служит полость рта исполнителя. Основной тон, извлекаемый на демир-хомусе в зависимости от общего размера инструмента и от толщины и длины язычка бывают большей частью фа, фа-диез соль, соль-диез или ля малой октавы, в том числе и нетемперированные фа, соль, ля. При ансамблевой игре все хомусы подстраиваются к одному тону (обычно к верхнему) за счет большего загибания кончика язычка, то есть язычок укорачивается или слегка подтачивается.

Демир-хомус является самым маленьким по размерам из всех музыкальных инструментов, имеющих художественную функцию. Он свободно умещается на ладони даже подростка. Несмотря на это, демир-хомус по своим исполнительским возможностям и по разнообразию репертуара нисколько не уступает другим музыкальным инструментам. Лёгкость и миниатюрность позволяют иметь его при себе постоянно. В этом нам видится еще одна причина широкой популярности демир-хомуса и довольно высокий уровень исполнительства на нем.

Во время игры исполнитель подносит хомус к полуоткрытому тру так, чтобы края инструмента касались верхнего и нижнего ряда зубов и указательным пальцем правой руки приводит в движение  язычек, подергивая его за загнутый конец. Колебания язычка образуют один основной остинатный звук, и мелодия строится из его обертонов, выделяемых исполнителем от основного звука изменениями объема полости рта, которая является и резонатором. Основным и наиболее важным моментом в технике игры на хомусе является овладение артикуляционными изменениями и умение управлять дыханием. Демир-хомус тонко чувствует дыхание, от отзывчив на малейшие изменения объема полости рта и на колебания в направлении и силе воздушной струи.

Приемы игры на демир-хомусе разнообразны. Их применение зависит от того, что исполняют в данный момент. Репертуар демир-хомуса также разнообразен. Во-первых, это самостоятельные инструментальные наигрыши хомуса, с характерной мелодической линией, отличающей один локальный стиль от другого. Во-вторых, вариации песенных мелодий, имеющих широкую популярность почти у всех исполнителей. В-третьих, свободные импровизации, звукоподражания, имитирующие звуки леса, шум ветра, чирикание птиц, пение перепелки, крик журавля, издалека доносящееся ржание лошади или конский топот и т.д. И здесь все зависит от фантазии исполнителя, особенно выбор исполнительских приемов, а выбор тематики практически не ограничен, его подсказывает окружающая человека живая природа.

Во время исполнения собственно инструментальных наигрышей демир-хомуса и вариаций песенных мелодий все внимание исполнителя и его артикуляционный аппарат сосредоточены на самой мелодии и удары пальца по язычку довольно равномерны и ритмичны, хотя инструментальные вариации песенных мелодий в отношении ритма более свободны, чем при их вокальном исполнении. Песенные мелодии варьируются не только в звуковысотном отношении. Большей частью разнообразие вариаций достигается различными эффектами изменений тембровых. В таких случаях большая нагрузка падает на артикуляционно-акустическую базу (ААБ – по В.М.Наделяеву[3]). Во время исполнения песенных мелодий иногда к игре подключают голосовые связки, т.е. исполнитель тихо подпевает выговаривая слова песни.

При исполнении программно-изобразительных наигрышей особенно активно работают губы, язык, гортань, постоянно меняются частоты чередования вдоха и выдоха, большую роль играет умение регулировать давления струи воздуха на язычек. Некоторые исполнители иногда играют на демир-хомусе повернув его  другой стороной, т.е. конец язычка инструмента находиться во рту исполнителя. Язычек инструмента приводится в движение языком исполнителя. Есть исполнители, играющие одновременно на двух хомусах.

Искусных исполнителей на демир-хомусе издавна было очень много, включая мужчин, женщин и детей. Особенно женщины традиционно считаются прекрасными исполнительницами на хомусе. Особой популярностью демир-хомус издавна пользуется у молодежи. Игрой на хомусе вызывали из юрты или назначали свидание влюбленные.

Демир-хомус бытует у тувинцев с незапамятных времен и возникновение его народная память связывает с трагедией разлученных влюбленных. Когда возлюбленную насильно выдали замуж за бая, юноша, который был искусным кузнецом, выковал себе хомус и играл на нем, забыв про еду и сон, изливая все свои чувства, переполнявшие душу. В конце концов, он сошел с ума и покончил жизнь, прыгнув с утеса в стремительную горную реку. А возлюбленная его, сбежавшая от бая, узнав об этом, прыгнула с того же утеса. И остался в народе демир-хомус, сделанный руками влюбленного юноши.

Звук у тувинского демир-хомуса камерный и  в этом его особая прелесть. Собирая полевой материал мы убедились, что прекрасных исполнителей на демир-хомусе действительно очень много и их музицирование в домашней обстановке гораздо богаче, ярче и проникновеннее, чем более привычного городскому жителю сценического, концертного исполнения. Эти исполнители никогда и ни за что не выйдут на сцену и, если даже согласятся выйти на сцену и подойти к микрофону, то исполнение их во многом будет гораздо беднее. Многих сильно смущал даже вид не включенного магнитофона с микрофоном. И особый эмоциональный настрой исполнителя устанавливался только после того, как совсем убирали магнитофон и переходили к непринужденной беседе.

По рассказам пожилых информаторов демир-хомуса в прошлом использовался и в обрядовой практике шаманами. К сожалению в наши дни не совсем ясно, каким именно образом шаманы сочетали игру на демир-хомусе со всем комплексом ритуального действия. Ярко выраженные мелодические возможности в сочетании со звукоподражательными эффектами делали, видимо, удобным использование демир-хомуса в контексте религиозной символики. В народных поверьях и запретах с демир-хомусом связано только то, что не рекомендуется на хомусе слишком много играть, особенно в весенние месяцы, иначе свяжешься с «калбысом» (запрет, предохраняющий от психического расстройства).

Традиционным способом изготовления демир-хомуса. Применяемым мастерами и в наши дни, является ковка. Наиболее важным моментом, требующим большей тщательности, тонкости и точности работы, является прикрепление язычка к корпусу. От того, как это сделано во многом зависит качество инструмента. Особой популярностью пользуются демир-хомусы известного по всей республике народного мастера Х.Идамчапа, изготавливающего помимо хомуса бызаанчы и игил. Его хомусы отличаются особой отзывчивостью, мягкостью и гибкостью звука, чистотой основного тона и богатством обертонов. Сам мастер, обладающий исключительно тонким слухом, также является хорошим исполнителем на демир-хомусе и базаанчы. На его демир-хомусах играют и артисты государственного ансамбля «Саяны». В современной концертной исполнительской практике особенно много молодежи, смело демонстрирующей разнообразие техники игры на демир-хомусе. Особый интерес представляет игра на демир-хомусе одновременно с исполнением сыгыта одним исполнителем. Яркое впечатление от такого исполнения производит. Например, выступление Дмитрия Очура или Чаш Геннадия. При этом сыгыт также ярко, звонко и прозрачно звучит в верхнем регистре, обрамленный своеобразным характерным тембром демир-хомуса, звучащим при этом очень деликатно, как бы на заднем плане.

Таким образом, в современной исполнительской практике демир-хомуса наблюдается две линии. Первая – это сугубо традиционная, народная манера исполнительства, ориентированная на исполнение и восприятие, как бы для себя или адресованная лично к кому-нибудь, предполагающая интимность, деликатность восприятия. Другая – концертная, сценическая, исполнительская манера, предполагающая широкую публику. Здесь психологическая установка для исполнителя является отправным моментом, в корне перестраивающим стиль и манеру игры.

Колузун-хомус

Сузукей В.Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты., Кызыл, 1989 с.52 — 54

Колузун-хомус или шелер-хомус – пластинчатый язычковый музыкальный инструмент, имевший широкое распространение в прошлом, он в современном быту встречается очень редко.

Название инструмента «колузун» — «бамбук», происходит от материала, из которого он изготавливается, а название «шелер-хомус» происходит от основного способа звукоизвлечения «шелер» — дергать. Звук на этом музыкальном инструменте извлекается частыми, резкими подёргиваниями за ниточку. Оба названия равнозначны. Употребляется тувинцами и то и другое название часто.

Кулузун-хомус имеет форму продолговатой плоской бамбуковой пластинки длиной до 12 см., шириной около 2-2,5 см., в середине которой вырезан язычек – тонкая вибрирующая планочка длиною до 7 см. и шириною 3 мм (рис. 17).

У конца противоположного основанию язычка делается утолщение, за которое играющий держит инструмент девой рукой. У другого конца пластинки (у основания язычка) на таком же утолщении просверлено отверстие, сквозь которое продернут шнурочек или толстая нитка длиной около 25-30 см.

Основным материалом для изготовления шелер-хомуса является бамбук, который не растет в Туве. В дореволюционную Туву бамбук завозился вместе с чаем, «в виде тары» в которую чай был упакован из Китая, который к началу XX века почти целиком захватил торговлю в Туве в свои руки[4] (с 1757 по 1911 гг. Тува находилась под игом Маньчжурской династии Китая). Помимо бамбука шелер-хомус изготавливался и из кости тростника, камыша или из желтой или красной меди (чес, хола). Экземпляр шелер-хомуса, сделанный из кости хранится в Республиканском краеведческом музее им.60-ти богатырей в г.Кызыле. Независимо от материала, из которого он изготавливался, форма шелер-хомуса и принцип звукоизвлечения во всех случаях оставался одним и тем же.

Лучшими по звучанию являются хомусы, сделанные из бамбука. Постепенное исчезновение из быта этого инструмента, видимо объясняется еще и отсутствием основного исходного материала, из которого он делался в большинстве случаев. Сейчас его можно найти в музее, архиве ТНИИЯЛИ и у пожилых людей, которые и в основном умеют на нем играть.

Во время игры исполнитель подносить кулузун-хомус в горизонтальном положении к полуоткрытому рту на расстоянии примерно одного сантиметра. Указательным пальцем правой руки, вокруг которого обёртывается конец шнурочка, исполнитель подергивает длинный шнурочек частыми резкими движениями. При каждом подергивании язычек вибрирует и, благодаря резонансу полости рта его вибрация образует слышимый остинатный звук.   Мелодии, исполняемые на кулузун-хомусе, сторяться на обертоновом фоне этого выдержанного звука. При редких подергиваниях звук почти не извлекается. Звук у кулузун-хомуса негромкий, тембр своеобразный – слегка дребезжащий, напоминающий тихое шелестящее жужжание.

Мелодии, исполняемые на шелер-хомусе, отличаются от инструментальных мелодий демир-хомуса. Для них характерен довольно четкий и равномерный ритм, который диктуется постоянными частыми подергиваниями. У кулузун-хомуса самостоятельный инструментальный репертуар, песенные мелодии на нем исполняются редко. Мелодии, исполняемые на этом инструменте, чем-то отдаленно напоминают мелодии горлового пения. Исполнение мелодии зависит также, как и на демир-хомусе, от артикуляционных изменений полости рта и регулирования дыхания. В большой мере даже дыхание играет ведущую роль. Иногда к игре подключаются голосовые связки, т.е. исполнитель тихо подпевает мелодию.

На кулузун-хомусе хорошо играют и мужчины и женщины. Особо хорошо он был распространен среди женщин.

 

[1] См. Тывз тоолдар – II. Кызыл, 1951 с.144

[2] Пекарский Э. Словарь якутского языка, вып.13. Л., 1959 с.3477; Галайская Р.Б. Вараган у народов Советского Союза. – В кн: проблемы музыкального фольклора народов СССР., М, 1973 с. 328; Алексеева Г.Г. Якутский хомус – «Полярная звезда», № 3, 1986 и др.

[3] Наделяев В.М. У истоков тувинского языка. – В сб. Исследования по тувинской филологии. Кызыл, 1986. С.53-63.

[4] История Тувы, т.I., М., 1964 с.347

Читать в PDF

Назад на "Статьи"

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *