Шишигин С. Играйте на хомусе.

Министерство культуры Республики Саха (Якутия)
Международный центр хомусной (варганной) музыки
С.С. Шишигин. Играйте на хомусе. Любителям музыки хомуса.

Автор в своей книге рассказывает о хомусе, о секретах игры на хомусе, о своем становлении как хомусиста-импровизатора, виртуозах мира и о своих друзьях-хомусистах. ISBN 5–85157–012–1    © Шишигин С. С

СОДЕРЖАНИЕ

Варганная речь. В. Чернявский
Хомус и хомусисты
Техника игры на хомусе
Виды игры на хомусе
Советы начинающим хомусистам
Советы руководителям кружка хомусистов
Проект программы обучения игре на хомусе
Заключение
Хомус породнил сердца

В. Чернявский.

ВАРГАННАЯ РЕЧЬ

Дрожащая светлая сила
Пришла и ласкает меня,
Звучащая мощная лира –
Варганная речь язычка

Хомусная песня солиста –
Волшебный хрустальный вокал,
Огромное сердце артиста
В котором оркестр! Хорал!

Поющая тонкая нота…
Экспрессия чувства! Любви!
Раскаты грома! Та квота,
Контраста тревожной волны.

Природный ансамбль! Прима!
В зале царит тишина…
И властует музыка – Мира!
Народов и братьев Саха!

Живые мысли и свойства…
Культуры, истории дар!
Великая роль искусства
Триада! Громада! Вал!

1. Хомус и хомусисты

Хомус – инструмент широко распространённый по всему миру. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.
С виду неприметный, хомус таит в себе необыкновенные возможности, ибо способен извлечь из себя все много¬образие естественных звуков, как бы рождённых самой матерью-природой.
Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней.
Когда играет мастер-импровизатор на хомусе, его звуки сливаются в настоящую музыку, очаровывающую любого человека, в каком бы уголке планеты он ни жил.
Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Северяне делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы.
Известны хомусы с деревянным корпусом и металлическим языком. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.
В древности у народа Саха были деревянные хомусы, но в настоящее время их нет. Возрождается якутский двуязычковый хомус, но основным инструментом остаётся одноязычковый железный хомус.

Рис. 1. Основные части хомуса. (См. приложенную с книгу в формате PDF).
1. Кольцо корпуса (тиэрбэс). 2. Корпус (сынгаах). 3. Внешние щёчки корпуса (тас нэдэс).
4. Внутренние щёчки корпуса (ис иэдэс). 5. Язычок (тыл). 6. Колено язычка (хохуора).
7. Кончик язычка (чыычаах).

Он состоит из следующих частей. Корпус имеет вид кольца (тиэрбэс) и два его прямых конца (сынгаахтар) имеют четыре грани, которые называются внутренними (ис) и внешними (тас) щёчками (иэдэстэр). Язычок (тыл) имеет колено (хохуора) и закруглённый кончик (чыычаах).
Хомус издаёт звук только на одной ноте, но когда исполнитель научится управлять этим звуком, изменять его с помощью своих органов дыхания и речи, происходит настоящее чудо: все человеческие чувства и его оттенки изливаются в самых причудливо-неожиданных звуках, импровизируя ими хомусист тут же создает музыку-поэму, передавая через него своё эмоциональное состояние зрителям, заставляя их переживать вместе с ним и хомусом.

Надеясь, что читатели хорошо знают якутских хомусистов; назову имена хомусистов-виртуозов такой игры из других стран мира. Это Майк Сигер, Гордон Фрейзер из Америки, Джон Райт и Тран Хуанг Хай из Франции, Фриц Майер из Германии, Роберт Загретдинов из Башкирии, Геннадий Чаш из Тувы, Суйдум Телекова из Кыргызстана и многие другие.
Исследователей музыки хомуса так же много: Лео Тадагава из Японии, Фредерик Крейн из Америки, Валерий Брунцев из Санкт-Петербурга, Валентина Сузукей из Тувы, Франц Кумпл из Австрии, Женевьеве Дурнон из Франции…

Музеи хомуса, насколько я знаю, существуют в Париж.е, Токио, Австрии, Якутске. В других странах выходит много книг о хомусе, о хомусистах, о том, как изготовить и как играть на хомусе, чего нельзя сказать о нашей республике. Поэтому хочу поделиться своими заметками, написанными на основе почти 30-летнего личного опыта с хомусом в руках и в сердце, посвящая их любителям игры на хомусе.

2. Техника игры на хомусе

Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести пять основных навыков: научиться правильно держать хомус, овладеть приёмами ударов пальцами о язычок, правильно дышать, уметь слушать основной звук хомуса и его обертоны, научиться видоизменять звук.

СПОСОБЫ ФИКСИРОВАНИЯ ХОМУСА

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щёчки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.
Пока это не удаётся, можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ЗВУКА

Хомус звучит за счёт колебания язычка, поэтому на всём протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались. А чтобы язычок коле¬бался, надо бить по нему согнутым указательным пальцем, в результате чего возникает основной звук хомуса.
При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлиннится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.
Чтобы усилить звук, необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватывали корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

ПРИЕМЫ УДАРОВ ПО ЯЗЫЧКУ

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при зтом не двигается и опущен вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.
Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.
Если два этих приёма применять вперемешку, то получится переменный удар. Такой способ очень удобен при игре с высоким темпом.
Другим видом является такой удар, когда кисть руки не движется, а удары производятся сбоку разными пальцами. Такой удар называется боковым или пальцевым.
При этом для удобства можно прижать большой палец к виску. Этот способ удобен при подражании топоту копыт, при воспроизведении ритма современных мелодий.
Удары краем ладони, пальцами вертикально удерживаемой кистью смотрятся красиво, говорят о высокой технике хомусиста. Когда хомусист чередует основной удар с последним и двигает руками словно танцор, это еще и помогает раскрытию содержания произведения.

СПОСОБЫ ДЫХАНИЯ

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки не останавливаясь, нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.
Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз. Применяя такое дыхание, можно менять и силу, и время звучания.
При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы.
Некоторые хомусы могут зазвучать и от вдыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.
Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Чрезмерно резкий вдох приводит к затуханию колебаний язычка, иногда и к полной остановке. Потому во время игры надо постоянно слушать звучание хомуса и поддерживать своим дыханием и ритмичными ударами его колебания. Только тогда, одушевлённый твоим дыханием, хомус заговорит человеческим голосом, заиграет, запоёт, словно жаворонок весенним утром.
Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, а значит, силу и время звучания, конечно, при этом собственное колебание язычка должно совпадать с колебанием воздуха, который «качает» туда и обратно с помощью органов дыхания исполнитель на хомусе.
При дыхании носом во время игры открывается носовая полость, и звук хомуса становится носовым.
Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

ДВИЖЕНИЕ ГУБ

Если по время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит, трудно использовать его при игре. И поэтому, если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.
Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания, можко извлекать самые разнообразные звуки. Приоткрывая и смыкая губы, в сочетании с вдыханием воздуха можно получить эффект звучания, равносильный эффекту, получаемому от удара по язычку.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗВУКА

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый без помощи органов речи, называется основным тоном хомуса. Ротовая полость служит только резонатором. Но это не значит, что возможности хомуса ограничены одной нотой. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов, звучание которых, в случае удачной импровизации, становится настоящей музыкой.

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку, необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание обертонов. А хомусисту-импровизатору необходимо заранее знать, какой звук извлечёт хомус в следующий момент игры, т.е. довести до автоматизма технику изменения звука.
Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «о», при этом язык уходит назад, и ротовая полость максимально расширяется.
Самый высокий звук получится, если органы речи расположить как при произношении «и», так как в данном случае язык почти касается нижних зубов, ротовая полость уменьшается в объёме.
Так, с помощью языка, можно менять высоту основного тона хомуса, т.к. при этом меняется лишь объём ротовой полости, являющейся резонатором звука. Но если использовать еще губы и органы глотки, голосовой аппарат, то можно с помощью хомуса извлекать самые разнообразные, дивные звуки.
Подражание жаворонку – широко распространённый приём еще с давних времён. Этот приём нравится всем хомусистам. Чтобы научиться этому приёму, нужно язык держать так, как будто выговариваешь «ый-ый-ый», и двигать им вперёд-назад в быстром темпе. Вначале надо научиться двигать языком во время одного удара. А потом, меняя ритм игры, силу звука, подражать пению жаворонка.
Подражание гусиному пению – также традиционный приём. При этом язык движется примерно так же, как и при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, т.е. язык исполнителя совершает сложное движение, когда сам язык двигается вперёд-назад, а его кончик движется вверх-вниз.
По тому, какой орган участвует в извлечении обертонов основного тона, то есть при получении двухголосия, можно делить звуки на следующие.
При дыхании носом возникают носовые звуки, точнее, если держать носовую полость как при дыхании носом. Во время обучения этому звуку лучше не двигать органами речи, голосовым аппаратом.
Если по-разному беззвучно двигать глоткой, то получаются глоточные звуки. При этом необходимо задерживать дыхание и двигать закрытой глоткой.
Например, чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь как будто выговариваешь звук, промежуточный между «э» и «о», и после удара по язычку двигаешь языком, беззвучно выговаривая «кук-куук» и тогда, даже в разгар лютой зимы, в твоей комнате наяву закукукает вестник жаркого лета – кукушка.
Использование глотки помогает извлечению самых разных, приятных и невоспроизводимых на других инструментах звуков, но этот способ игры очень труден: и технически и физически.
Внезапная остановка языка или извлечение короткого звука – сложный, но необходимый приём.
Хомусист-импровизатор так же, как все музыканты, должен уметь пользоваться длинными, короткими, сильными и тихими звуками, паузами. Силу звука можно менять, открывая и закрывая губы, меняя силу удара по язычку.
Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путём обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.
При комбинировании этих приёмов – остановки и обхвате краями губ язычка во время вдыхания – получается совсем другой звук.
Если же тормозить губами язычок и бить по нему с обратной стороны, то получится звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется «табыгыр».
Остановка язычка губами – весьма сложный приём, так как можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуку дятла по сухостою, барабанной дроби и т.д.
Если играть, при этом удерживая хомус только губами, получится совсем другой короткий звук.
Удачно комбинируя эти основные приёмы изменения звука с приёмами дыхания, удара, можно обрадовать и удивить зрителей чудесной музыкой хомуса, убедить их, что хомус действительно говорящий инструмент.
Возможностей у хомуса – море, есть много и неизведанного. Хомусист, занимающийся постоянно и творчески, обязательно откроет новые приёмы и обогатит музыку хомуса новыми волшебными звуками и его обертонами.

3. Виды игры на хомусе

Игру на хомусе можно разделить на три вида: традиционная умеренная игра, имитационная, импровизационная.
Традиционная умеренная игра – нераспространённый, можно сказать исчезающий стиль игры. При такой игре звук хомуса плывёт по воздуху не переставая, не исчезая ни на секунду. Непрерывная тихая песня хомуса усиливается с каждым разом; волнуя все больше и больше и хомусиста, и слушателей нежностью и душевностью своей волшебной силы.
Исполнитель волнуется вместе с хомусом и, сам того не замечая, как бы впадает во власть хомуса, а хомус сво¬ей чудесной музыкой доводит до зрителя всё то, о чём думает, волнуется хомусист.
Так могут играть только те, кто в течении многих лет делили радость и горе со своим другом-хомусом, обычно это пожилые хомусисты.
Умеренная игра – это игра обычно для себя, а не для зрителя. При умеренной игре в основном пользуются основным ударом, не применяют разновидности ударов, т.к. при такой игре исполнитель не думает о внешних эффектах и полностью раскрывает свою душу с помощью волшебного язычка хомуса, над которым когда-то колдовал кузнец, пользуясь переданными лишь ему из глубины веков, через гены секретами.
Простым видом умеренной игры является воспроизведение на хомусе мелодий народных песен так, чтобы были слышны и слова песни. При этом надо ударять по язычку в такт мелодии и беззвучно шевелить органами речи, как бы выговаривая слова песни. Тогда хомус играет так, что можно слушать мелодию и даже слова. Поэтому якутский хомус называется говорящим. Такая игра хорошо подходит для обучения начинающих чувствовать ритм музыки. Всем известная традиционная мелодия «биэ-биэ-биэ» есть вступительная часть любой игры умеренным стилем.
Исполнитель традиционной умеренной игры всегда является исполнителем тойука, т.к. по существу такая игра – это исполнение тойука через хомус. Некоторые исполнители при умеренной игре подпевают себе голосом, что тоже является отдельным видом умеренной игры.
Имитационный стиль нравится и зрителям, и хомусистам. У якутского хомуса неограниченные возможности звукоподражания, и потому, если играет настоящий мастер имитационной игры, то можно в разгар лета попасть в снежную бурю лютой зимы, а в зимнюю стужу – погулять но буйной зелени июльской поры. Находясь в любой дальней стране, можно очутиться в родном аласе, в кругу семьи. В далекой древности наши предки свою радость от того, что прошла.долгая холодная зима, что, пробуждаясь от зимней спячки, природа цветёт всеми красками, выражали игрой на хомусе, подражая пению жаворонка, говору гусей. Эта традиция сохранилась до сих пор в виде имитационной игры.
Хомусист-импровизатор, играя на хомусе, может точь-в-точь повторить звуки весенней капели, топот скакунов, волнующий участников летнего праздника ысыаха, кукование кукушки, возвещающее о начале долгожданного лета, барабанную дробь дятла тихим осенним утром, свист ветра, гуляющего по бескрайним снежным просторам тундры.
Некоторые хомусисты подражают голосам птиц своим голосом, что, конечно, вносит разнообразие и нравится зрителям, но это нельзя считать сложным приёмом, т.к. здесь не используются возможности хомуса.
Каждый хомусист стремится овладеть всеми приёмами игры, но нельзя во время одного выступления стараться продемонстрировать всё свое умение.
Во-первых, это невозможно из-за множества разных приёмов.
Во-вторых, что главное, простой набор разных звуков, какими бы эффектными они ни были, нельзя назвать музыкой.
А если правильно сочетать и применять различные приёмы, подходящие к теме выступления, тогда зрителей обязательно возьмёт за душу нежный, тихий и чудесный голос хомуса, и они, посидев в тишине во власти исчезнув¬шей музыки, взорвутся бурными аплодисментами в знак благодарности исполнителю.
Импровизационная игра доступна не всем. Так может играть хомусист, овладевший техникой игры, умеющий выражать свои чувства через хомус. При импровизационной игре, в отличии от умеренной игры, нет слов, и темп может быть разный. От имитационной она отличается тем, что обязательно имеется тема, содержание, что раскрывается возможностями хомуса. Хомусист импровизирует вокруг одной темы, иногда мелодии, используя самые различные приёмы, подходящие к теме.
Импровизатор, создавая свою музыку, не старается показывать все возможности хомуса, а применяет лишь необходимые для передачи своего настроения приёмы.
Здесь большую роль играет и то, что подходит ли хомус к теме музыки. Так, для подражания кукушке, жаворонку, выговаривания слов песни удобен хомус с достаточно низким основным звуком. Для быстрой современной музыки подходит хомус с коротким язычком, а потому с высоким звуком. А для подражания ветру необходим хомус с очень чувствительным язычком, звучащим от одного дыхания человека.
Один и тот же хомус можно настроить на разный основной звук, закрепляя и меняя величину грузика на кончике язычка.
Музыка должна состоять из трех частей: вступления, раскрытия темы, заключения. Возьмем, например, тему «Ысыах». Ысыах – это вековая традиция. Показывая это, можно начинать со вступительного запева осуохая. Чтобы показать, что ысыах давняя традиция, вначале хомус звучит еле слышно, потом звучание усиливается, но неторопливо и постепенно, как бы приближаясь издалека.
Раньше ысыах открывали с восходом солнца. Поэтому переходом к основной теме служит подражание пению жаворонка, кукушки, проснувшихся с первыми лучами восходящего солнца.
В основной части слышны радость, оживление собравшихся, мелодии их радостных импровизированных песен и танцев, перемешивающихся с голосами птиц, топотом скакунов, голосами играющих детей. Сила звучания, темп игры меняются так же, как меняются запевалы в круговом танце.

В заключении, можно перейти к игре на тему «Осуохай», выговаривая слова текста через хомус.
Или другая тема, «Песня оленевода». Во время вступления с помощью глоточных звуков, игрой с помощью одного дыхания стараешься показать леденящий холод бескрайних просторов тундры, вой урагана и свист ветра. Природа тундры по-своему красива, неповторима. Живущие там люди имеют свои песни, танцы и обычаи. Потому темой основной части может служить песня молодого оленевода про удачную ли охоту, про счастливую ли любовь.
Начав с тихих нежных северных танцевальных мелодий, постепенно переходишь к ритму оленьей упряжки, несущейся по бескрайним сугробам, беззвучного танца северного сияния в ночном небе.
Звук хомуса, то исчезая за снежными холмами, то появляясь за поворотами тропинки, постепенно удаляется. И вдруг взрывается самыми разными звуками, показывая радость встречи близких людей, закружившихся в радостном, лихом танце «Сээдьэ», которым и заканчивается композиция.
При создании музыки с помощью хомуса необходимо уметь пользоваться постепенным уменьшением звука, сменой ритма, темпа, паузой, длинными и короткими звуками.
Можно воспользоваться известными мелодиями, обогатив их с помощью волшебного звука хомуса.
А если во время игры хомусист разволнуется, попадёт во власть собственной музыки, он, сам того не замечая, начнёт тут же сочинять музыку. Тогда выдуманный добрыми богами, сделанный чудо-мастерами хомус заговорит человеческим голосом, запоёт о счастье рода человеческого.
Его волшебная музыка напомнит о весне, нежная песня облегчит страдания, разгонит печаль, его торжествующая песня приумножит радости, принесёт успех.
Чтобы уметь играть так, чтобы волновать души сотен людей, надо самому поверить в человеческую душу хомуса, в волшебство его музыки, идущее из глубины веков, накопленное многими поколениями мастеров изготовления и игры на хомусе, народными талантами.
А для этого необходимо знать свой родной язык, уважать традиции своего народа, стремиться всегда и везде только к хорошему, доброму, светлому.

4. Советы начинающим хомусистам

Любой желающий может научиться играть на хомусе. Извлекать основной звук, изменять его, играть простые мелодии научиться можно быстро. А чтобы овладеть всей техникой игры, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и, конечно, большое желание и любовь к музыке хомуса.
Любой хомусист может придумать свою систему упражнений. Но, на мой взгляд, можно использовать такие упражнения:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КИСТИ
1. Вращательные движения вокруг сустава расслабленной кистью с произвольной скоростью.
2. Исполнение первого упражнения в такт музыке.
3. Повторение упражнений 1, 2, удерживая руку в положении игры на хомусе.
4. Удары по язычку хомуса.
Упражнения вначале выполнять в произвольном темпе, а потом в такт разной музыке.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ
1. Сжатие и выпрямление кулака.
2. Выполнение упражнения № 1 в разном темпе.
3. Поочередное касание кончика большого пальца другими пальцами. Вначале медленно, потом с разными темпами
4. Повторение упражнений 1-3 с музыкой.
5. Касание щеки пальцами, уперев большой палец к виску.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЫХАНИЯ
1. Вдыхание и выдыхание воздуха через нос.
2. Вдыхание и выдыхание воздуха через рот.
3. Вдыхание и выдыхание воздуха с помощью мышц живота.
Эти упражнения выполнить без хомуса, вначале медленно, спокойно, потом постепенно перейти в возможную максимальную скорость.
4. Вдыхание воздуха через правые края губ с одновременным закрытием уголка губ (подготовка к торможению язычка).
5. Повторение всех упражнений с хомусом.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА, ГУБ, ГЛОТКИ
1. Переход с звука «о» на звук «и» (без звука).
2. Беззвучное движение губ, языка, выговаривая различные гласные звуки.
3. Беззвучное пение песен.
4. Движение язычка вперёд и назад (подготовка к приёму «Пение жаворонка»).
5. Многоразовое касание нёба языком (подготовка к приёму «Гусиный клекот»).
6. Напряжение и расслабление глотки (подготовка к приёму «Кукование»).
7. Повторение упражнений 1-6 с разными темпами.
8. Прокачивание воздуха через приоткрытые губы с помощью движения языка.
9. Сочетание этих упражнений с приёмами дыхания.

5. Советы руководителям кружка хомусистов

Игра на хомусе – самый распространённый, красивый вид традиционной культуры, которому можно и нужно обучать всех детей.
Думаю, что первые навыки ребёнок должен получить в дошкольном возрасте, но, конечно, при наличии соответ¬ствующего, маленького звучного хомуса. В это время достаточно научить правильно фиксировать хомус, правильно ударять по язычку, извлекать основной звук, выполнять простейшие приёмы игры.
В 6-8 лет, когда меняются молочные зубы, нужно пре¬кратить игру на хомусе. Но в это время работа должна ид¬ти в другом направлении: научить слушать музыку хомуса, привить любовь к хомусу. Поэтому необходимо организо¬вать прослушивание игры мастеров-импровизаторов, рас¬сказа о содержании музыки, практиковать рисование пос¬ле музыки. Такими занятиями надо охватить всех ребят.
Детей в 9-12 лет надо обучать приёмам игры, дыха¬ния, умению играть песни, простые мелодии. Практиковать встречи с хомусистами, проводить конкурсы, смотры с це¬лью отбора наиболее способных учащихся.
Этой работой тоже нужно охватить всех ребят. Для чего можно включить игру на хомусе в программу уроков музыки и традиционной культуры. Среди детей 12-15 лет нужно отобрать желающих и способных, охватить их кру¬жковой работой, заниматься углублённо, обучать тонкос¬тям игры на хомусе. Для таких ребят можно открывать классы в музыкальных школах, чтобы они обучались и му¬зыкальной грамоте, совместной игре с различными инстру¬ментами в составе разных ансамблей, оркестров.
Хомусист-импровизатор должен уметь читать ноты и быть готовым к игре в составе национального, инструмен¬тального, симфонического оркестров.

6. Проект программы обучения игре на хомусе.

I. ОЗНАКОМЛЕНИЕ
– прослушивание музыки хомуса;
– беседы о хомусе, хомусистах;
– стихотворения, песни о хомусе;
– знакомство с разными хомусами;
– посещение музея хомуса;
– прослушивание различных приёмов игры;
– прослушивание произведений на хомусе различных стилей.
П. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ИГРЫ
а) способы фиксирования, виды ударов.
– упражнения для кисти;
– фиксирование хомуса на руке;
– обучение основному удару.
б) Извлечение основного звука.
– прослушивание основного звука;
– фиксирование хомуса путём прижатия к зубам;
– фиксирование хомуса между зубами;
– упражнения для губ;
– извлечение основного звука;
– беззвучное выговаривание гласных с хомусом;
– изменение основного звука.
в) Простейшие приёмы дыхания.
– длинный вдох и выдох без хомуса (через рот, нос, с помощью мышц живота);
– длинный вдох во время одного удара;
– воспроизведение мелодий простых песен, с хомусом.
III. УВЛЕЧЕНИЕ, ПРИВИТИЕ ЛЮБВИ К ХОМУСУ
– прослушивание выступлений, произведений мастеров-исполнителей;
– рассказ о содержании музыки хомуса;
– прослушивание различных способов, приёмов игры
( , , и т.д.);
– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
– рисование содержания музыки.
IV. ТРЕНИРОВКА, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ
а) Разновидности ударов.
– основной удар (показ, обучение);
– обратный удар (показ, обучение);
– переменный удар (показ, обучение);
– групповые упражнения (применение песен);
– изменение ритма игры (применение музыки);
– упражнения для пальцев;
– удары вертикально удерживаемой кистью;
– игра мелодий песен с применением разновидности ударов (сольные и групповые упражнения).
б) Изменение звука.
– прослушивание различных приёмов;
– переход от звука «о» к звуку «и» во время одного удара (вначале один раз, потом в 2, 3 раза, много раз);
– упражнение для языка ( );
– упражнение для языка ( );
– упражнение для глотки ( );
– дыхание через нос (извлечение носового звука).
в) Упражнения для дыхания.
– два вдоха во время одного удара;
– многократное вдыхание во время одного удара;
– дыхание носом;
– извлечение носового звука;
– дыхание с помощью живота.
г) Извлечение коротких звуков.
– торможение язычка пальцем левой руки;
– подражание капели;
– торможение язычка краем губ;
– извлечение короткого звука переменным ударом;
– фиксирование хомуса губами;
– боковые удары с помощью пальцев;
– подражание топоту копыт;
– остановка язычка резким вдохом.
д) Упражнения для слуха.
– прослушивание музыки хомуса с закрытыми глазами;
– беседа о содержании;
– узнавание различных приёмов;
– узнавание известных мелодий;
– прослушивание «говорящего» хомуса;
– разговор с помощью хомуса.
V. ОТТАЧИВАНИЕ МАСТЕРСТВА
– групповые занятия по видам ударов;
– групповые занятия на дыхание;
– групповые занятия на изменение ритма;
– групповые занятия на изменения звука, его силы;
– участие в подготовке репертуара;
– импровизационная игра;
– участие на конкурсах, концертах;
– поиск новых приёмов;
– игра в составе оркестра, ансамбля;
– сопровождение песен, танцев;
– заключительный концерт.

7. Заключение

В заключении хочется рассказать о том, как стал хомусистом, вспомнить с благодарностью о тех, кто помогал моему становлению как хомусиста.
Когда мне едва минуло 10 лет, старший брат Алексей подарил мне хомус, сделанный знаменитым кузнецом С.И. Гоголевым (Амынньыкы). В то время я много раз слышал и видел, как играла бабушка Елена. Наверное, поэтому у меня сразу получилось, а вскоре я научился извлекать разные звуки природы на своем хомусе. Узнав об этом, учителя Табагинской восьмилетней школы стали привлекать меня для участия на концертах класса, школы. К своему счастью, я никогда не отказывался, и с каждым разом становилось всё интереснее.
После, услышав мастерское исполнение на хомусе И.Е. Алексеева по радио, я стал подражать его манере игры. Тогда брат привез из Якутска его пластинки, так с помощью брата я научился многому и, когда поступил в ЯГУ, уже постоянно носил с собой хомус.
В студенческие годы ежегодно проводили «Дни дружбы пародов», фестивали художественной самодеятельности. Вместе со сверстниками, студентами из 15 братских республик, я участвовал во многих неповторимых, незабываемых концертах на сцене актового зала главного корпуса ЯГУ.
Участие в этих концертах, Днях литературы и искусства в разных городах и республиках Союза помогло повысить мастерство, укрепило мою любовь к музыке хомуса.
Жаль только, что не вернуть волнующие моменты тех концертов, не повторить те импровизации, сочинённые и исполненные в едином порыве со зрителями!
В 1969 году на студенческом фестивале фольклора впервые встретился с И.Е. Алексеевым. Как сейчас помню наш долгий разговор, когда Иван Егорович посоветовал: «Не бросай нужное дело, занимайся, твори, учись доводить через музыку своё настроение до зрителей».
С тех пор мы не теряем связи, советуемся, помогаем друг другу, вместе работаем по пропаганде хомуса, играем на хомусе. Поэтому с гордостью называю себя учеником прославленного Хомус Уйбаана.
Игра в составе ансамбля для хомусиста означает, что он вырос ещё на одну ступеньку как исполнитель, так как играя в ансамбле, нужно волноваться и радоваться вместе с товарищами и довести это до зрителей. Это намного труднее, чем играть одному.
Поэтому всегда вспоминаю с благодарностью тех, увлечённых хомусом друзей, с которыми в разное время играл в ансамбле «Алгыс» и, не жалея сил и времени, вели пропаганду во имя возрождения и развития искусства игры на хомусе.
То, что увлечение хомусом нужно не только мне самому и имеет огромное значение в смысле сохранения традиционной культуры, а значит и народа, я понял в 1987 году, во время гастролей по странам Западной Европы. Навсегда запомнил то, что сказал Ш. Каснадар, директор Международного Дома культуры народов мира в г. Париже: «Величие народа измеряется не количеством людей, а тем, как этот народ сохраняет и передает от поколения в поколение язык и культуру. В этом смысле Вы, якуты, великий народ».
С тех пор не ограничиваюсь выступлениями на концертах, а веду совершенно осознанно работу по пропаганде игры на хомусе. Где бы ни был, рассказываю о хомусе, откуда бы ни приехал, пишу о хомусе, стараюсь помогать советами кузнецам, руководителям ансамблей.
Многое узнал, многому научился во время Международного конгресса любителей и исследователей хомуса в г. Якутске, во время фестиваля виртуозов исполнителей со всего мира.
Без хорошего инструмента очень трудно стать настоящим исполнителем.
Поэтому мы, хомусисты, всегда благодарны кузнецам за неоценимый вклад в возрождении искусства игры на хомусе. Никогда не забываю великого кузнеца С.И. Гоголева, изготовившего по моим заказам массу хомусов, а также С.С. Павлова, выполнявшего многие мои заказы для юных хомусистов нашего района.
В последнее время с удовольствием играю на хомусах, изготовленных Е.П. Гоголевым, большим мастером из г. Вилюйска. Его хомусы получили широкое признание хомусистов далеко за пределами республики и страны.
На его хомусах невозможно не сочинять музыку, невозможно играть просто так!
Также хочется поблагодарить ветеранов сцены из сел Техтюр, Немюгинцы, Тиит-Эбэ, Кердем и других, передающих без устали свое искусство молодым. С их помощью мы имеем множество ансамблей хомусистов, удивляющих своей игрой специалистов из разных стран нашей планеты. Им и многим другим энтузиастам и любителям игры на хомусе посвящаю стихотворение о хомусе-спутнике и друге.

С. Шишигин 19.11.93 с. Покровскай

ХОМУС ПОРОДНИЛ СЕРДЦА
ЦЕНТР ХОМУСА В ЯПОНИИ
АССОЦИАЦИЯ любителей хомуса в Японии имеет более 300 членов, выпускает специальный журнал о хомусе народов мира, выходящий 2 раза в год. Эта организация, по предложению и с помощью Международного центра хомуса в Якутске, с 1991 года превращена в Японский центр, имеет свои филиалы во многих городах Японии и проводит планомерную работу по развитию искусства игры на бамбуковом хомусе-муккури и по восстановлению железного хомуса.
По мнению президента Ассоциации и Центра Лео Тадагава, раньше в Японии играли на железном хомусе. Основанием для этого служит находка археологов – 2 железных хомуса, пролежавших в земле города Омия около Токио примерно тысячу лет. Вместе с ними в 1990 году археологи нашли инструменты кузнеца, отходы от работ по металлу, и поэтому вполне обоснованно археологи и Лео Тадагава утверждают, что эти инструменты сделаны в Японии.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что некогда аборигены японских островов в момент радости и горести брали хомус и выражали свои чувства с помощью его музыки. С целью возродить это утраченное традиционное искусство наши коллеги, единомышленники намерены вести целенаправленную работу, опираясь на опыт и поддержку якутских хомусистов, искусство которых находит все большее признание во всем мире.
По плану этой работы и были приглашены в июне в Японию автор этих строк и И.Е. Алексеев для участия в работе по пропаганде музыки хомуса.
Как было заранее запланировано, выступили с концертами в разных городах Японии, встретились в трех городах с японскими хомусистами, специалистами, любителями хомуса, сняли видеофильм – учебник игры на хомусе.
В этой статье хочу рассказать о том, что больше всего запомнилось и понравилось в Стране восходящего солнца за пролетевшие как один миг 10 дней, которые, к сожалению, очень многие считают простым отдыхом.
НЕМНОГО О ЯПОНЦАХ
В Японии мы жили у своих друзей, пригласивших нас. Отец Лео Сэйзо Тадагава – профессор Токийского университета, юрист. Мать Тошико – домохозяйка. Сестра Мари замужем, имеет дочку, живёт отдельно от родителей.
Лео по образованию музыкант, год жил в Африке, обучаясь игре на разных музыкальных инструментах. В это время он от души полюбил музыку бамбукового хомуса и решил посвятить свою жизнь изучению этого инструмента. Он много ездил по Америке, Азии, Африке и собрал богатый материал о хомусе. Эта любовь и привела его в Якутию, а нас в Японию. Не перечислить экспонатов его коллекции. Каких только хомусов в ней не увидишь: деревянные, бамбуковые, железные, двуязычные, трех- и четырехязычные. Достаточно того, чтобы в книге было одно слово о хомусе, чтобы Лео купил его, не считаясь с расходами. А пластинок, компакт-дисков, магнитофонных кассет, видеофильмов не перечислить. Даже трудно верить, что все это собрал один человек, которому едва минуло 30.
Но это самое главное отличие японцев от нас. Они с малых лет приучены полагаться на себя, на свои силы с молодых лет, рассчитав все свои возможности, выбирают свое главное дело в жизни и вкладывают в него средства и силы. Родители помогают в этом деле. Только так можно добиться чего-то в той трудной жизни, которой живут простые японцы. Это только издалека кажется, что жизнь в развитых странах лёгкая и богатая. На самом деле такая жизнь достигается ценой огромных усилий, благодаря добросовестному труду и высокой внутренней культуре.
Человека, приехавшего из России, приятно удивляет чистота и порядок на улицах любого города. В течении 10 дней мы ни разу не встретили человека, хоть маленько повысившего голос. Но такое уважительное отношение друг к другу никак не мешает им работать с удовольствием и с большим желанием, оперативно выполнять любое поручение руководителя. Работники крупных фирм добровольно остаются работать и после работы, и в воскресное время. Больше получает тот, кто больше работает, – это правило выдерживается везде и обязательно. Любой человек держит данное слово во что бы то ни стало, и поэтому японец сперва подумает, только потом дает какое-нибудь обещание и, конечно, сразу прерывает связи с тем, кто хоть раз не сдержал своего слова.
Именно поэтому план нашего пребывания, составленный японской стороной еще в январе, соблюдался очень точно; куда ни приезжай, везде радушные встречи, всё готово, организаторы выполняют любые пожелания тут же, конечно, требуют такого же отношения к концертам от нас.
Главной основой своего развития японцы считают то, что они сохранили душу своего народа, свою культуру, высокую культуру труда и человеческих отношений.
КОНЦЕРТЫ В ГОРОДАХ ЯПОНИИ
В первый день приезда до поздней ночи работали с помощью отца Лео (он работал в Москве и знает русский язык превосходно) над составлением программ концертов, в которых на русском и японском объясняется содержание наших выступлений.
Больше всего хомус развит на острове Хоккайдо, где проживают представители малой народности Японии – айны. Здесь можно везде встретить исполнителей на бамбуковом хомусе – муккури. На этом острове во многих городах созданы филиалы Японского центра хомуса, везде начали организовать музеи о хомусе, появляются мастера-изготовители муккури. Поэтому вполне понятно, почему японские друзья начали концерты отсюда. В город Куширо мы полетели на самолете японской аэросистемы, имеющей 2 прохода в рядах с 11-тью местами, огромными салонами, ничуть не уступающими ни шириной, ни высотой залам наших клубов. Если смотреть сверху, то везде впритык друг к другу стоят разноцветные дома, по трехэтажным дорогам несётся поток машин, вокруг этих дорог и домов наполненные водой прямоугольники рисовых полей, напоминающие огромную солнечную батарею.
В аэропорту встретили наши знакомые, приезжавшие в Якутск на II конгресс исполнители на муккури Норико, Емико, Сигико и побывавшая в Покровске два раза Юкико Хариу, член общества советско-японской дружбы.
С аэропорта поехали сразу в концертный зал. В начале концерта Лео коротко рассказал о Республике Саха, о хомусе, познакомил нас со зрителями, показал слайды, снятые во время его встреч с нашими хомусистами. Потом исполнили по два сольных номера, два дуэта, увидели выступления местных хомусистов, танцы и песни айнов. В заключение концерта станцевали осуохай и айнский танец со зрителями.
Первый блин комом не вышел, концерт прошёл очень удачно, зрителям и нам самим очень понравился. И разошлись мы после долгой беседы в отличном настроении.
Хотя программа концерта всегда была примерно такой, Лео каждый раз вносил элемент новизны: то обучение прямо на сцене желающих играть на хомусе, то показ приёмов, то танец осуохай на сцене, то в зале, и каждый концерт выходил не похожим на другой, и все концерты проходили успешно.
Надо отметить, что наши друзья, побывавшие в Якутии, очень тепло вспоминают встречи с якутянами, помнят их искреннее гостеприимство. Поэтому все трое – Норико, Емико, Сигико – постоянно сопровождали нас четыре дня, проведённые в Хоккайдо, стараясь показать всё, что связано с хомусом, создавали самые хорошие условия для отдыха и работы. А их уважительное отношение к музыке хомуса видно из того, что, играя на муккури, применяют традиционные приёмы якутской школы игры. За эти дни мы узнали друг друга поближе, и от этого, видимо, уважение стало ещё больше, как и желание углубить творческие связи.
Очень понравилось работа организаторов, они далеко не ограничиваются открытием дверей своих дворцов культуры, а сами на полученные от заказчика деньги нанимают режиссёра, других помощников и сопровождают с момента приезда до отъезда, готовые в любую минуту выполнить любое наше желание.
Режиссёры обязательно прорепетируют с нами все мелочи, все нюансы и остаются на концерте до конца, чтобы сесть в стороне от зрителей с наушниками и незаметно управлять работой своих помощников. Есть и такие, которые в знак благодарности угощают после концерта ужином в ресторане и артистов, и помощников.
Зрители входят в зал переобуваясь или в одних носках, некоторые сидят на специальных ковриках, некоторые на специальных сидениях. Очень внимательно слушают наш совместный с японскими дррузьями рассказ о Якутии и о хомусе, чудесную музыку, волнуются вместе с нами, радуются и благодарят.
Очень трудно найти более отзывчивых зрителей, все вместе радуются, как дети, если получится какой-то приём у кого-то из них. А вопросы могут задавать без конца…
Когда начинаем танцевать осуохай в конце каждого концерта, встают почти все зрители и, не зная языка, старательно повторяют слова за Иваном Егоровичем, радуя нас и получая огромное удовольствие от этого.
В г. Саппоро один молодой человек прямо на сцене научился подражать на хомусе пению жаворонка и доказал зрителям, что при желании они тоже смогут играть на хомусе превосходно.
На одном из концертов в г. Сэндай режиссёр специально расставила стулья в зале и виде круга, чтобы было удобно танцевать, и в конце концерта на осуохай поднялись все 300 зрителей, и все мы завершили совместным праздничным танцем этот понравившийся нам и зрителям вечер.
Если судить по результатам анкетирования, по многочисленным вопросам зрителей после концертов, то можно сделать вывод о том, что в Японии возникает живой интерес к нашему хомусу, что работа наших коллег дает первые плоды. Этот искренний интерес к музыке хомуса, готовность зрителей к взаимопониманию помогали нам с каждым разом улучшать игры, создавать прямо на концерте все новые и новые композиции.
ВСТРЕЧИ ПОСЛЕ КОНЦЕРТОВ
Наше пребывание заранее было расписано по часам, и по этому плану мы участвовали во многих встречах и мероприятиях. Конечно, в первую очередь мы встречались с людьми, которые так или иначе связаны с хомусом: с работниками музеев, где есть разделы о хомусе, с исполнителями на муккури, с мастерами-изготовителями муккури.
На острове Хоккайдо мы в основном встречались с айнами, знакомились с их бытом и культурой, так как именно они сохранили искусство игры на бамбуковом хомусе. Посетили деревню в знаменитом национальном парке-заповеднике Акан, где живут талантливые мастера народности айна, носители их традиционной культуры. Живут они в домах-магазинах, и прямо на глазах многочисленных туристов делают самые разные, редкой красоты сувениры в традиционном стиле, которые быстро раскупаются. А певцы, танцоры и исполнители на муккури каждый вечер показывают свое искусство. Эта деревня построена в рамках программы правительства по сохранению и разитию культуры айнов, малой народности в Японии, которая жила за счет охоты и рыболовства. По этой же программе построен музей под открытым небом в г. Сираой, рассказывающий о жизни айнов.
Особенно важной мы посчитали встречу в городе Омия, в пригороде Токио. В этом городе в 1991 году комитет образования, проводя реконструкцию стадиона для бейсбола вблизи синдоистской церкви, нашёл древнюю стоянку человека. Во время раскопок археологи нашли два странных предмета, которые до сих пор вызывают споры среди учёных. Одни говорят, что это украшение костюма шамана, другие утверждают, что просто застёжка от ремня. А Лео Тадагава и сами археологи говорят, что это хомусы. Поэтому японцы очень ждали эту встречу, что скажет по этому вопросу крупный, известный всему миру исследователь хомуса И.Е. Алексеев.
Увидев их находку, мы без всяких сомнений признали в них хомусы, похожие на хомусы нивхов. Иван Егорович сказал, что этот инструмент может быть только хомусом и подчеркнул, что необходимо восстановить этот инструмент и послушать его музыку. В доказательство мы показали свои инструменты, которые ничем не отличаются (по форме) от инструментов, пролежавших в земле вблизи Токио многие века. В конце встречи нам подарили для нешго музея фотографии ископаемых хомусов и подробный отчёт об археологической раскопке.
В Саппоро мы побывали в доме советско-японской дружбы. И хотя нашего Союза, в котором жили и трудились многие народы, уже нет, работники этого дома продолжают рассказывать всем желающим о всех 15 республиках, о культуре и традициях народов, живущих в них, средствами наглядности, собранной во время существования нерушимого некогда Союза, обучают языкам, песням и танцам, знакомят с кухней, бытом и культурой.
Очень нас обрадовало то, что в одном из залов есть большая выставка сувениров, рассказывающая о Якутии: рекламы известных артистов, национальные костюмы, рисунки учащихся художественной школы п. Покровск, подарки и фотографии хомусистов села Техтюр, чороны, кытыйа и другие сувениры. Все это собрано госпожой Юкико Хариу, постоянно пропагандирующей культуру Республики Саха, в которой побывала четыре раза. Она познакомила нас с группой японских самодеятельных артистов, которые готовились к приезду с концертом в Якутию. Им очень понравилась музыка якутского хомуса, и две танцовщицы – исполнительницы традиционных танцев сказали, что хотят создать танец под аккомпанемент хомуса. Мы согласились с удовольствием, и это наше общее желание претворили в жизнь на сценах Покровска и Якутска этим летом.
Еще одна интересная встреча произошла в Саппоро. Она интересна тем, что мы встретили нашего земляка, молодого учёного, изучающего вечную мерзлоту, Данила Ефремова, работающего по контракту с японскими учёными. Из этих встреч можно смело утверждать, что республика Саха, объявившая государственный суверенитет, привлекает пристальное внимание многих народов мира.
ВИДЕОФИЛЬМ ОБ ИГРЕ НА ХОМУСЕ
И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитывая, что многие зрители изъявили желание научиться игре на хомусе, по просьбе японских коллег мы согласились один день посвятить снятию видеофильма о школе игры на якутском хомусе. В этот день мы ещё раз убедились, что японцы к любой работе относятся творчески, с выдумкой, очень ответственно и добросовестно, с одним желанием: выполнить работу на высшем уровне. Поэтому перед тем как снимать, они обязательно старались понять, как надо бить по язычку, как двигать языком, как дышать при исполнении того или иного приёма. Только после этого по команде режиссёра начинается съёмка.
Такая творческая атмосфера захватила и нас, и мы не заметили, как проработали почти без отдыха целый день.
В заключение хотелось бы высказать пожелание о том, чтобы учреждения образования и культуры объединили силы и средства и выпустили хотя бы маленькую книжку в качестве методического пособия руководителям ансамблей хомусистов и желающим научиться игре на хомусе. Для этого достаточно собрать богатый опыт руководителей кружков, которые имеются в каждом районе.
Пора начать издавать книги о технологии изготовления хомуса. Тем более, кузнец нашего района И.И. Христофоров уже подготовил рукописную брошюру. Думаю, многие кузнецы согласились бы поделиться своим опытом.
Также давно пора записывать выступления хомусистов на пластинки, кассеты, и тем самым увековечить многие уникальные произведения хомусистов и не только их. Разве мало у нас певцов и тойуксутов?
Наравне с хомусом, другими видами фольклора необходимо восстановить и развивать в каждом посёлке, в каждом селе и традиционные ремёсла якутов.
Только тогда, когда возродится по-настоящему традиционная культура, народ саха будет процветать и будет жить не хуже, чем в развитых странах, ибо феномен высокого развития Японии объясняется не рынком, а высокой культурой труда. Потому что при любой системе человек, не обладающий внутренней культурой, не сможет работать творчески, добросовестно, как бы высоко ни был он образован.
С. ШИШИГИН,
директор ПСШ № 1, хомусист-импровизатор, виртуоз мира.

Читать в формате PDF

Назад на Книги варганиста

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *