Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение

Кыргыс З.К. Тувинское  горловое  пение:   Этномузыковедческое   исследование. — Новосибирск: Наука, 2002. — 236 с., [0,5] л. вкл. ISBN 5-02-031870-1.

Монография представляет собой музыкально-теоретическое, фольклористическое исследование тувинского горлового пения хвректээр. Рассмотрены проблемы историко-культурных факторов его формирования и бытования, основа звукообразования, струк­турная типология, ареалы, а также современное развитие. Книга адресуется специалистам и широкому кругу читате­лей, интересующихся традиционным музыкальным искусством.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Необычный феномен музыкальной культуры тувинцев — труд­нообъяснимые и даже таинственные для непосвященного слуша­теля звуки чрезвычайно своеобразного вида горлового пения, ког­да одновременно слышны несколько звуков, тянутся две или три линии — вызывает особый интерес. Европейская музыкальная куль­тура не знала и до недавнего времени не могла объяснить такое загадочное явление.

Уже первые путешественники, побывавшие за хребтами Саян во второй половине XIX в., обратили внимание на эти чудо-зву- ки, извлекаемые из груди тувинскими певцами и получившие название горлового пения. К этому феномену часто обращались музыковеды, но лишь недавно загадочное горловое пение тувин­цев было детально описано и исследовано.

Главная заслуга в этом принадлежит тувинской исследова­тельнице, энтузиастке и подвижнице Зое Кыргысовне Кыргыс. Ее отец Нурсат Кыргыс принадлежал к одному из основных племен, вошедших в состав тувинцев еще несколько веков назад — древ­ним кыргызам, завоевавшим Туву в IX в. н.э.

З.К. Кыргыс, изучавшая музыковедение в учебных заведениях Улан-Удэ и Москвы, посвятила свою жизнь этномузыкологии, изучению народной музыки и этнической культуры тувинцев, ухо­дящей в глубь веков. Особенно ее увлекли традиции горлового пения, его музыкальная сущность и, как многим казалось, таин­ственные физиологические особенности.

К сожалению, к началу работ Зои Кыргыс, посвященных этому древнему феномену музыкальной культуры народов мира, традиции горлового пения у тувинцев постепенно угасали. И лишь усилиями энтузиастов, среди которых едва ли не основную роль сыграла автор этой книги, возрожденное искусство горлового пе­ния у тувинцев ныне получило мировое признание. Концерты, включающие исполнение горлового пения, звучат в наши дни не только на всем пространстве древнего Шелкового пути от Запад­ной Европы до Японии, в городах России, во всех странах СНГ,

но и в Соединенных Штатах Америки. Именно здесь, в специаль­ной лаборатории госпиталя им. Франклина Рузвельта в штате Нью- Йорк, по инициативе Зои Кыргыс изучали таинственные физио­логические особенности горлового пения тувинцев, для названия которого автор книги вполне обоснованно ввела новый, более точный, термин «херектээр» (дословно «петь с опорой на грудь»). Многие годы З.К. Кыргыс возглавляла созданный при поддержке ЮНЕСКО и правительства Тувы Международный научный центр изучения горлового пения.

Еще в 1987 г. З.К. Кыргыс взяла на себя инициативу создания ансамбля исполнителей херектээр, названного «Тыва» и успешно выступающего в нашей стране и за рубежом. Лежащая перед вами книга — серьезное научное исследование, которому Зоя Кыргыс посвятила более четверти века. Ради изучения ареалов горлового пения и его отдельных школ, издавна существовавших в Туве, она, не страшась трудностей полевой работы, совершила много выездов во все, даже самые труднодоступные места проживания исполнителей херектээр. Число ее экспедиционных выездов дости­гает 120,

Эта книга, я уверен, привлечет внимание не только музыко­ведов и этнологов, но и всех, кто интересуется экзотическими феноменами народной музыки Востока, найдет путь к сердцу всех любителей музыки.

Институт этнологии и антропологии РАН Профессор, доктор исторических наук С. И. Вайнштейн

Читать книгу в формате PDF

Назад на Книги варганиста

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *