Обозрение Вятской Епархии Преосвященнейшим Аполлосом, Епископом Вятским и Слободским в 1872 г.

Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. –  с. 192" 

ВЕВ № 20 1872 г, Октября 16-го. Отдел духовно — литературный. Стр.456 — 464

<…> Село Качка было последним на пути к г.Елабуге. Посетив церковь, Владыка осведомился, если ли здесь училище. Оказалось, что училищ два, — одно для мальчиков, другое для девочек. Учителями состоят местные священники. Владыка сделал испытание одному мальчику в знании закона Божия; отвечал по силам.

Отсюда Владыка прямо уже следовал  в г.Елабугу, куда и прибыл в 7 ½ часов вечера. И здесь – в стороне от трактовой дороги проселочные дороги были весьма хороши, а по местам превосходны, так что проезд мог составлять удовольствие. Такова была особенно дорога по лесу из с. Кизнера к заводу Бемышевскому и за тем – к селу Мещерякову: растительность поднялась в полной силе; воздух теплый, чистый, был полон аромата от цветов и лесных растений; песчаная дорога ровна и мягка. Но для Владыки гораздо важнее и дороже было видеть то доброе настроение, каким отличается здешнее население. Внимание к особе Архипастыря и здесь проявлялось не менее трогательно, как и в местностях прежде обозренных Владыкою. В деревнях, а инде и на полях, православные, как русские, так вотяки, и черемисы, и татары крещеные, везде выходили с хлебами под благословение его, на дорогу, и целыми толпами, преклоняясь на колена и крестясь, — мужчины, женщины и малыя дети простирали руки, прося благословения. Умилительно и утешительно было это и для самого Владыки, усердно при том молившегося, да не оскудевает вера православных и на будущее время в этих  местах, но растет и укрепляется. Местность здесь большею частию была гористая; во многих местах, как например, при въезде в село Кизнер, встречались горы такой крутизны, что в большом экипаже, на одной четверке лошадей трудно было  бы и подняться, особенно по смоченной дождем скользкой дороге.  В подобных случаях, равно как и на местах сколько-нибудь опасных, напр. на косогорах и т.под., всегда готовы были для помощи и поддержки экипажа целые толпы здоровых молодцев, которые при помощи веревок или просто на руках в минуту поднимали экипаж и благополучно вытаскивали его на ровную дорогу. Одно из лиц, заведывающих полицейскими распоряжениями, откровенно объяснилось даже, что самая поправка дорог не стоила полиции почти никаких усилий при побуждении к тому местных жителей: стоило только объяснить, что это нужно было для проезда Владыки – Архипастыря, и дорога появлялась тотчас, тогда как в других случаях подобные операции требуют немалых хлопот и усилий.

В г.Елабуга Владыка прежде всего посетил соборную церковь, где и встречен был всем духовенством города и множеством собравшегося народа из его жителей. После обычного молитословия, преподав благословение всем, желавшим принять оное, Владыка отправился в квартиру, где после короткого отдыха служил всенощную, которая пропета была весьма стройно и скромно хором местных соборных певчих,  так как певчие архиерейские еще не успели приехать к началу оной.

На другой день – 4-го июля Его Преосвященство совершил литургию в Елабужском Спасском Соборе в 9 часов утра, перед окончанием которой произнес слово о подражании жизни Святых Божиих. Сказавши, что церковь в тот день совершает память иже во святых отца нашего Андрея Архиепископа Критского и Марфы — матери преподобного отца нашего Григория Синаита, Владыка изъяснил, что не напрасно каждый день в году освящается именем одного или нескольких святых, не напрасно каждый из нас носит имя святого; святые суть ходатаи и молитвенники перед Богом; по их примеру мы должны располагать жизнь свою, и раскрыл в своем слове высокие свойства духовной жизни праведников. Святые Божии жили верою, действовали любовию и наслаждались покоем, в уповании на Бога спасающего. Верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную. Вот сила праведников!   Нет у них силы внешней, но они завоевывают верою не одни царства земные, а и царство небесное. Закон писания открывает только неправду человеческую; но не дает силы для жизни святой; вера возносит их выше закона и соделывает праведниками. Обетования Божии основываются на исполнении закона. Избранные Божии предвосхищают эти обетования верою. Враждует в мире все против них; вера чудесно спасает их. По манию ея, море становится сушею; безводные камни источают воду; силою веры останавливается солнце. Ной, водимый верою, остался невредим в волнах нечестия и  водах казни Божией, отверзаются хляби нечистых сердец, зло потоками течет и в бурном течении все увлекает за собой; но не утопает Ной, носясь над водами нечестия в ковчеге веры. Отверзлись хляби небес; необычайным, страшным ливнем полился дождь; все гибнет в потоке вод; ковчег Ноев, сооруженный верою, носится над водами потока и соделывает праведника отцом нового мира. По вере Авраам оставил родину, дом и семейство и приобрел многочисленное, как песок морской, как звезды небесные, потомство в Исааке. Вера превозмогла в нем отеческую любовь, не смутился праведник обетами Божиими в Исааке, простер руку свою взяти нож и заклати сына своего. Поистине изумительная вера. — Праведники все  действия свои оживотворяли любовию. Вот другое свойство духа праведников. вся жизнь их была влечением к Богу. Они ходили пред Богом, жили в Боге и для Бога, всем – и славою и счастием, богатством и дорогими  кровными связями, самою жизнию своею жертвовали для Бога. Моисей, пламенея любовию к Богу, отказался от царской славы и сорок лет провел в злостраданиях с народом жестоковыйным. Илия, подвигнутый любовию к Богу, с пламенною ревностию по славе Божией возстал против нечестия Израиля. И чего не сделала эта ревнивая любовь? По ея слову заключается небо, сходит с неба огонь и поток Киссов дымится кровию ложных пророков. Ревность праведника есть ревность до смерти. Не имея сил отвратить несчастие от Израиля, он вопиет к Богу: возьми от мене душу мою, Господи. – Последняя отличительная черта духа избранных Божиих – живое упование на Бога. На Тя, Господи, уповаша отцы наша и спасошася, — уповаша и не постыдешася и избавил еси я (Пс.21). Вся жизнь присных Божиих была святым покоем в надежде на Бога. Прежде наследия небесного рая упования избранных Божиих открывало рай в сердцах их; наслаждаясь душевным миром и покоем, они  предвкушали вечные блага, уготованные любяшим Бога. Изобразив высокие духовные свойства праведных, Архипастырь внушал, что и мы, если желаем быть истинными чадами Божиими, должны мыслить, чувствовать, желать и жить по духу избранных Божиих, а не по духу мира, и в заключение молился, чтобы Господь утвердил вверенных ему чад  веры в непоколебимой верности Богу, неизменной любви к нему и живом уповании, а блуждающих еще во мраке неверия и лжеверия просветил светом своего благорозумия.

За служением этой литургии общее внимание предстоявших обратил на себя один татарин, — очевидно некрещеный, так как одет был по-татарски, в тюбитейке и с бритой головой, — который после херувимской песни вдруг подошел к образу Спасителя, что подле царских врат, и поставил пред ним свечу, зажегши ее, как водится. После литургии представлялось Владыке в квартире его духовенство церквей ближайших к г.Елабуге сел и с ним наставник Старогришкинской, Челнинского прихода, школы, из воспитанников казанской крещено-татарской школы. Владыка предложил последнему несколько вопросов из православного катехизиса, на которые тот и отвечал удовлетворительно. Затем Владыка довольно беседовал со священниками, наведываясь о состоянии приходов их, при чем, между прочим, внушал о долге их не уклонятся от просвещения светом Христовой веры некрещеных татар, и давал наставления, как надо сближаться с ними и действовать на них, пользуясь удобными к тому случаями, и как обличать их ложные умствования, в роде того, что напр. всякая вера хороша, — был бы человек хороший, или когда иные, лукаво мудрствуя о вере, ложно толкуют слова св. писания, например: не на лица зрит Бог, но во всяком языце бойся Его и делаяй  правду приятен Ему есть… (Деян. 10, 34, 35).

Отпустив духовенство, Владыка посетил некоторых граждан здешних в домах их и затем, давши себе некоторое время отдых, в 4 часа по полудни обозревал церкви Николаевскую и Покровскую. Первая только что обновлена, и теперь так отличается богатством позолоты, изяществом живописи, утвари, украшений, чистотою и опрятностию, что едва ли где можно встретить еще такой храм во всей епархии Вятской. Все сделано распорядительностью и усердием местного старосты (он же и городской голова ныне) купца Емельянова. С удовольствием осматривал Владыка этот храм, где особенное внимание его обратила на себя иконная живопись работы художника Рогожкина в Москве, и пожелал, чтобы прихожане старались также благолепно устроять внутренние храмы душ своих.

При обозрении церкви Покровской Владыка сделал внушение священникам, чтобы старались располагать всех прихожан своих без исключения и безотложно каждый год приходить на исповедь и к св. причастию.  Посетив затем по пути еще церковь уездного училища, Владыка отправился ко всенощной в женский монастырь, где сам выходил на литию и на поклонение храмовой иконе Казанской Божией матери.

На другой день, 5 июля, в том же монастыре Владыка совершил Божественную литургию в 8 часов утра. Пред окончанием литургии, по поводу имеющего быть в скором времени пострижения здесь в монашество нескольких сестер (около 30), готовящихся уже к тому, он предложил в назидание всем сестрам слово о монашеских обетах, заимствовав предмет для него из чинопострижения в ангельский образ. Начав оное словами Апостола: облецытеся во вся оружия Божия (Еф. 6,11), и указав три главные действия в чине пострижения – отложение мирских одежд, пострижение власов и облечение в иноческие одежды, Владыка изъяснил значение каждого из сих действий.  Отлагая мирские одежды, говорил Владыка, инокиня свидетельствует пред Богом и церковью, что она обрекает себя на великий подвиг – отложить ветхаго человека с деяниями его, оставить прежнюю греховную жизнь, отревает всякое пристратстие к миру, оставляет навсегда все радости и сладости мира, чтобы облечься в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины, начать новую жизнь по духу Христову, Его единого возлюбить всем сердцем, для него жить и служить Ему, умерши греху и миру. представив при сем в пример древних подвижниц, о которых говорил св. Златоуст в 13 беседе на посл. к Ефес., и которые, быв из млада воспитаны в неге и роскоши, расставались со всеми удовольствиями и вступали безбоязненно на попричество иночества, полное лишения и терпения, он внушал слушательницам не страшиться тяжести подвига, а молиться Спасителю Богу, чтобы он дал силу их немощи и укрепил их дух своею помощию. За тем постригаемая, продолжил Владыка, произносит клятвенные обеты пребывать в постнической Богоугодной жизни и троекратно взимая нижницы от св. Евангелия, как от руки Господней, и подавая их служителю Божию – во имя Пресвятыя Троицы и в утверждение совершаемого, постригается чрез священнослужителя, — в знаменование, по изъяснению св. Дионисия, чистой и непритворной жизни, не украшающей зловидность души никакими вымышленными прикровами, или по изъяснению св. Симеона Солунского, —  принося власы свои, как начаток от тела, в жертву Господу, и при том крестообразно – в знамение, по изъяснению тех же учителей, бездействия всех греховных наклонностей, являя умерщвление миру и печатствуясь Распеншемуся за нас. Показав, что инокиня всецело таким образом приносит себя в жертву Богу, он внушал слушательницам быть верными обетам. Остановив наконец внимание их на значении монашеского одеяния вообще, как одежды смирения, плача, покаяния и, по изъяснению св. Симеона Сол., как напоминания цветом своим о смерти и иной жизни – нетленной, Владыка изъяснил в частности значение хитона, парамана, креста, рясы, пояса, мантии, камилавки, клобука, сандалий и четок, и показав особенную благопотребность и важность для инокинь молитвы, внушал, чтобы они молились о себе, друг за друга и за благоустроителя обители. В заключение он принес молитву, дабы Господь Спаситель призрил с небеси на обитель и живущих в ней и по молитвам Пречистой Матери Своей, имени которой и посвящена обитель, вразумил и укрепил их творить святую волю Его.

После литургии Владыка осматривал здание духовного училища, требующего значительных перестроек и поправок, и осведомлялся от вновь определенного в это училище смотрителя о состоянии, в каком он нашел это училище.

Потом он посетил церковь приюта, устроенного купцом Черновым для бедных детей – девочек, и самое заведение это. Здесь, спросив встретивших его в церкви девиц, — какому святому празднует церковь в нынешний день (5 июля), и получив ответ: преподобному Сергию Радонежскому, Владыка сделал им назидание, объяснив, каким великим угодником Божиим сделался преп. Сергий, хотя в детстве, как известно, не обнаруживал хороших способностей к учению. А по поводу пропетого ими при встрече «Достойно есть…», рассказав им историю этого песнопения, изъяснил, что усердная молитва к Богу, произносимая со смирением, может низводить такую благодать от Бога, которая не только развивает обыкновенный ум человеческий, но и дает премудрость, высшую его. В зале приюта Владыка сделал некоторым девочкам испытание в знании Символа веры и заповедей десятословия и сам предлагал им объяснения по тому и другому.

Затем обозрев еще церковь кладбищенскую и посетив настоятельницу монастыря в ее келлиях, Владыка выехал из г. Елабуги в 2 часа по полудни, напутствуемый общими благожеланиями и благодарностию за посещение как духовенства, так и граждан г. Елабуги. <…>

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *