Записки Александрова (Дуровой). Добавление к Девице-Кавалерист — рецензия Северной пчелы

Из книги: "Белов В.Н. «Кавалерист-девица» глазами современников. Библиографическое исследование печатных источников XIX – начала ХХ вв. о Надежде Андреевне Дуровой./ В.Н.Белов, Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2014. – 311 с."

Северная пчела. Газета политическая и литературная, №  64, Вторник, 21-го Марта 1839.

Русская литература.

  1. Записки Александрова (Дуровой). Добавление к Девице-Кавалерист. Москва, в типографии Н.Степанова, 1839, в 8 д.л., 362 страницы.

Первое появление Записок Г-жи Дуровой наделало много шуму, если не в литературе, то в свете; потом все затихло, и свет, по обыкновению, забыл о том необыкновенном человеке, который еще так недавно возбуждал в нем живейшее любопытство. Г-жа  Дурова написала небольшую книжку, где доказала невыгоды своего третьего посещения, и прекрасно набросала отличительные черты светского общества, ныне бросающегося на одно, а завтра с энтузиазмом принимающего другое. Портреты некоторых лиц обозначены довольно выпукло.

Северная Пчела давно и несколько раз говорила, что Записки госпожи Дуровой встретили у нас не такой прием, какого бы они заслуживали по своей занимательности, и что большая часть нашей публики ограничилась одними восклицаниями и аханьями. Что делать? У нас нет еще ненасытной жажды к чтению, и весьма многие достаточные люди, которые могли бы за один раз скупить всю Русскую Литературу, до сих пор ограничиваются забавным: пожалуйте почитать, т.е. загребают жар чужими руками. Говоря теперь о новом сочинении, о Записках Александрова, мы не хотим никого уверять в их занимательности, и к чему послужило бы это уверение? Г-жа Дурова, сама собою, составляет такое необыкновенное в нашем обыкновенном обществе явление, возбуждает столько дум во всяком мыслящем человеке, что малейшая подробность, бросающая свет на чудную ее жизнь, не может не быть любопытна. Так и новые Записки нашей женщины-воина и автора заключают в  себе многие обстоятельства и подробности из ее детских лет, многие черты военной службы, многие очерки характеров, несколько рассказов, мыслей, впечатлений, словом, все то, что девица-кавалерист видела, слышала, думала, чувствовала и проч. и проч. Рассказ автора известен: он отличается легкостью, простодушием, отсутствием всякой затейливости, порою оригинальными мыслями, иногда чувством, и следовательно с этой стороны удовлетворяет требованиям литературным. Где истина, там и занимательность, там жизнь и деятельность! Не упрекайте автора в говорливости, которая, с первого взгляда, может показаться лишнею; вспомните только о его судьбе, о положении его в обществе, и вы согласитесь, что говорливость эта очень извинительна. Если Г-жа Дурова имеет в своем портфеле еще несколько материалов дял своих Записок, мы просим ее не скрывать их от публики, и если наконец запас таких Записок когда нибудь истощится, мы все-таки просим не бросать пера, и стать в ряды наших любимых писателей, точно с такою же честию, с какою некогда она стояла в рядах храбрых защитников отечества.

К книге приложен портрет сочинительницы, когда ей было четырнадцать лет от роду.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *