Экстракт, составленный П.Пекарским на основании подлинных дневниковых записей академика Н.И. Делиля, его же писем к жене, и записей его спутника Кёнигсфельда . 17 сентября 1740 г. (Фрагмент)

Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического  исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."

Фрагмент предисловия составителя П.Пекарского: В 1740 году первый в России астроном, академик Николай Иосиф Делиль, ез­дил для наблюдения прохождения Меркурия через солнце в Березов, известный в тогдашнее время только потому, что считался отдаленнейшим из населенных мест в Сибири, куда ссылались разные исторические личности, вроде князей Меньши­кова, Долгоруких, гр. Остермана. Замечательно, что об этом путешествии Делиля в самой Академии сохранилось очень немного известий, что объясняется тем, во-первых, что главная цель путешествия — прохождение Меркурия чрез солн­це — нашему астроному не удалась за облачною погодою, а, во-вторых, он, как и большая часть академиков его времени, был в разладе с известным в истории на­шей Академии Шумахером и, несколько лет после возвращения своего из Березова, даже вовсе не посещал академических конференций…

 

Текст воспроизведен по изданию: Пекарский П. Путешествие академика Николая Иосифа Делиля в Березов в 1740 году. Приложение к VI-му тому записок императорской академии Наук № 3. СПб., 1865 стр.1-2, 50, 54-55

Делиль со своими спутниками выехал из Петербурга 28 февраля…

Неудачи в наблюдениях понудили путешественников покинуть гостеприимное Новое Усолье 2 сентября. Они отправились до Казани по Каме в струге (его Кенигсфельд называет так же ярославкою).

«Это судно, — писал Дедиль к жене, не похоже на дощаник, на котором мы ехали из Березова и который я Вам описал, рассказывая о нашем пути оттуда в Тобольск. Струг, признанный нами удобнейшим для переезда, должен был возвращаться в Казань пустым. Мы велели сделать в нем комнаты для каждого из нас. с постелями, столами. окошками и прочими удобствами для путешествия. Когда же хотели заплатить из казенных денег рабочим и за употребленные на то материалы, то прикащик барона Строганова низачто не хотел ничего брать, отзываясь, что это было бы вопреки полученных м приказаниям. Накануне отъезда, он прислал к нам опись всем отпускаемым с нами припасов с целью узнать, будет ли их достаточно? Тут были поименованы: пол-быка, живые бараны, индейки, огромное количество кур. гусей и уток; садок с живою рыбою, множество хлеба всех сортов, так же в достаточном количестве разные напитки. Кроме того, прикащик заверил еще нас, что мы будем получать в дороге все, что нам ни понадобиться. Это действительно исполняется до сих пор, а между тем мы уже спустились вниз по камее более чем на сто верст. На нашем струге тридцать гребцов, которые переменяются при гребле, в случае противного ветра, и днем, и ночью.»

16 августа, струг прибыл в село Устьикское, где останавливался четырнадцать часов. «надобно, говорит при этом Кёнигсфельд, предупредить путешественников, едущих водою особенно восенние ночи, что на  половине пути от Пьянаго Бора, или в 15 верстах от Устьикскаго, по правой стороне Камы есть острова называемые Лодейкины, где, несколько лет тому назад, совершались частые убийства, так как места, которые здесь надобно проезжать, наполнены разбойниками, едва пропускающими самые малые челноки. Берега первого из этих островов – Лодейки – очень высоки; по средине его пригорок, покрытый огромными деревьями, и с него очень удобно наблюдать издалека. Здесь есть ходы, вырытые под землею, а так же пещеры, в которых живут те разбойники. Название Лодейки произошло от слов «лодья», что значит челнок, на который похож видом остров. Так как путешественники проезжали его ночью, то у них не было охоты сойти для осмотра тамошних ходов и пещер. В ближайшем соседстве этих островов, на правом берегу Камы, живут грубые татары, называемые Устьикские.

17 сентября, за селом Битковым путешественники посещали Троицкий мона­стырь, построенный на месте, прежде известном под именем Чертова городища, в тридцати верстах от села Рождественского (ныне, — село Котловка – В.Б.). Тут виднелись кое какие развалины каменных башен, числом до пяти, и старинная стена, в окруж­ности от 30 до 40 тоазов. По рассказам, в старину здесь было капище татарских (?) идолов, разоренное царем Иваном Васильевичем. Оно стояло на ручье, впа­дающем в Каму, которая здесь образует два довольно большие острова в две, три и даже более верст. На правом берегу этой реки, напротив монастыря, в расстоя­нии одной небольшой версты, лежит большое село Елабуга с одною каменного и двумя деревянными церквами. Здесь идет значительный торг рыбою, которая ло­вится в Каме. Путешественники проезжали мимо огромного количества неболь­ших лодок со множеством народа: между ним по розсказам, часто встречались величайшие негодяи.

Читать весь документ в формате pdf.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *