Маслов А.Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском этнографическом музее, в Москве. // Труды музыкально-этнографической комиссии, состоящей при этнографическом отделе Императорского Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии. Том II. М., 1911 стр.248-250
«138. Варган железный: семь экземпляров: 4 – якутских (комыс), один из Бессарабской губ. (дрымба) и два остальные молдаванские. Название это у великоруссов, очевидно, произошло от слова орган; распространен этот инструмент у многих народов по всей России, в Австро-Венгрии, у балканских народов, тюркских, финских, монгольских племен и многих других. Сообразно с этим имеет маленькие изменения во внешнем виде и совсем различные названия: у малоруссов дрымба, у сербо-хорватов дромбуле, у черемисов и чувашей кабаш или кабис, у якутов хомуз (комыс), у немцев Singekugel и т.д. Состоит он из подковообразного железного ободка с удлиненными лапками. К этой подковке прикреплена одним концом стальная пластинка в виде ножки стрекозы с загнутым тонким концом. Играют на нем следующим образом: придерживая кольцо подковки двумя пальцами левой руки, лапки кладут между зубами, едва их касаясь, а загнутую ножку пластинки или язычка, обращенную от себя, приводят в колебание пальцем правой руки, в то же время языком и губами делают различные движения, от чего получаются разные оттенки звука. По словам доктора П.Н.Сокольникова, якуты игрой на хомузе подражают крику диких гусей, звону колоколов и т.д., а также пытаются передать всевозможные душевные настроения. На описываемом инструменте мне пришлось подробнее остановится в виду распространенности инструмента, у русских же он играл большую роль до тех почти пор, когда появилась гармоника, вытеснившая варган, хотя он употребителен и сейчас, но больше у детей. Делается различных размеров.
139. Джатебу – деревянный варган с Зондских островов, близок по устройству к предыдущему, состоит из бамбуковой пластинки, в середине которой вырезан длинный язычок.
140. Варган орочей, состоит из тонкой пластинки камыша, к концу суживающейся. Посредине вырезан насквозь язычек, почти во всю длину пластинки. К основанию язычка прикреплена нитка, привязанная затем к небольшой палке. Нитка и палка на звук вряд ли оказывает влияние: в предыдущем джатебу, а также других, виденных мной в заграничных музеях, приспособления этого не встречается. У островитян (живущих вокруг азиатского материка) подобные инструменты суть одни из любопытнейших».
Назад на "Упоминания и краткие заметки о варгане"