Хатылаев Г.В., Хатылаева К.Ф. Терут дор5оон (Звуки мироздания). // Науч. ред. Проф. Бравина Р.И. Из-во НКИ «Бичик» им. С.А.Новгородова, Якутск, 2015 с.75-83
Схожие хомусу названия инструментов широко распространены у тюркоязычных народов — комуз, кобуз, хомыс, кобыз, хыл-комус, кылкобыз, чарты-хомус и др. Это один из самых распространенных музыкальных инструментов среди народов мира. В Центральной Азии он был известен еще два с половиной тысячелетия назад, в Японии — более тысячи лет. А в Австрии хомус звучал еще семь веков назад. Эти данные свидетельствуют о том, что хомус имеет очень древнюю историю и прошел длительный этап развития.
И.А. Худяков в своей книге описал удаганку Дьэрэлийэр из с. Дулгалах Верхоянского улуса, о которой он услышал от местных жителей. Упряжь лошади удаганки была украшена многочисленными колокольчиками и побрякушками, звуки которых задолго до ее приезда извещали жителей об этом. На шелковом поясе в деревянной шкатулке черного цвета удаганка носила с собой 7-8 металлических хомусов с серебряными крашениями. Сопровождали удаганку пять-шесть молодых мужчин. При входе в дом все они начинали играть на хомусе. Возможно, этот ритуал благотворно влиял на самочувствие больного, к которому обычно приглашали шаманов или удаганок. Первые научные свидетельства о якутском хомусе имеются в работах Р. Маака, В. Серошевкого, И. Худякова, А. Миддендорфа и др. К примеру, в кратком обзоре Верхоянского округа И.А. Худяков пишет о наличии у якутов деревянных и костяных хомусов, о групповом исполнении на хомусе. «…Якуты напевают и наигрывают свои песни еще помощью своего любимого музыкального инструмента хамыса, который они и берут в зубы. В старину хамыс делался деревянный и костяной; ныне они изготавливают из железа», — пишет исследователь.
В Сибири первые хомусы были найдены археологами в шаманских захоронениях. В Якутии И.Д. Новгородов, С.И. Боло в с. Ожулун Чурапчинского улуса в захоронении женщины в колоде карт обнаружили деревянный футляр с хомусом, завернутый в письмо, датированное 14 сентября 1785 г.
Особое место в воссоздании и развитии способов изготовления разных видов якутско хомуса занимают в наше время работы мастеров Семена Иннокентьевича Гого- лева — Амынньыкы Уус, Александра Ивановича Чахова, Николая Петровича Бурцева, Ивана Федоровича Захарова — Кылыадьы Уус.
После поездки в США и знакомства с варганами и варганным искусством народов, живущих в Америке, доктор филологических наук, профессор И.Е. Алексеев — Хомус Уй-аан пришел к мнению о необходимости создания в Якутии Музея хомуса. По достижению всех организационных согласований Постановлением Совета Министров ЯАССР № 612, решением II Международного конгресса варгана 30 ноября 1990 года в г. Якутске был открыт Музей хомуса народов мира. В создании музея свой вклад внесли руководители Дома народного творчества С.В. Хон, Н.С. Толбонова, К.Д. Уткин. В сборе экспонатов большую помощь оказала заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Е.Е. Варламова. Уже в следующем году в Якутске прошел очередной международный конгресс варганной музыки. Тогда же были определены и названы имена девяти виртуозов-хомусистов мира. Трое из них — представители якутского народа: Спиридон Спиридонович Шишигин, Федора Семеновна Гоголева, Петр Петрович Оготоев. Лучшими мастерами хомуса признаны Реворий Чемчоев, Петр Осипов из Вилюйска, Роман Готовцев из Усть-Алданского улуса. Такие достижения на международном уровне свидетельствуют, что наш хомус является исконным музыкальным инструментом, имеющим многовековую историю.
Разные виды хомусов хранятся у отдельных коллекционеров и в редких фондах музеев мира. К примеру, у заведующего кафедрой этномузыки университета Айовы в США, профессора, ученого-исследователя, организатора I Конгресса варгана Фредерика Крейна в коллекции, заложенной в 1961 году, хранятся хомусы, изготовленные в XVIII веке. Как свидетельствуют исследования ученых, в Европе хомус возник более 5 тысяч лет назад.
Поистине событием особой значимости стал факт передачи в 2010 году Ф. Крейном в дар Музею хомуса своей уникальной коллекции из 596 хомусов, собранных им за 47 лет. Другим важным событием в популяризации хомуса, пропаганде варганной музыки стал установленный в Якутске в 2011 году факт одновременной игры на хомусе, в котором приняли участие 1344 исполнителя из 21 страны, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самое массовое синхронное исполнение музыки на варгане.
Разновидности якутских хомусов
Все этапы развития якутской культуры можно проследить по существующим ныне видам хомусов.
ДЕРЕВЯННЫЙ ХОМУС. О существовании такого хомуса у якутов свидетельствуют записи А. Миддендорфа 1878 года. Деревянный хомус обычно изготавливался из лиственничной или березовой древесины, имел тонкий язычок, на который привязывалась жилка.
КОСТЯНОЙ ХОМУС. Как известно из работ некоторых исследователей и воспоминаний очевидцев, у якутов был костяной хомус.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ХОМУС. Самый распространенный вид якутского хомуса, который отличается от остальных особым богатством звучания. Применялся ранее в ритуальных целях и в исцелении. Его изготавливали путем плавки из железной руды и последующей ковки.
ХОМУС С ДВУМЯ ЯЗЫЧКАМИ. В древности такой хомус выплавляли из меди и железа. Обычно из меди изготавливалась основа хомуса, а из железа — язычок. На нарисованном А.И. Чаховым древнем хомусе язычки одинаковой длины и толщины. Также изображен хомус с язычками разной ширины, которые насажены на специальные основания. Так как зазоры между язычками слишком маленькие, скорее всего исполнитель извлекал звуки на таком хомусе, играя одновременно на обоих язычках.
В настоящее время между двумя язычками хомуса оставляются такие зазоры, которые позволяют исполнителю играть попеременно двумя пальцами. За счет язычков разной длины и толщины извлекаются звуки разной тональности и общее звучание инструмента получается богаче.
ХОМУС С КОЛЬЦОМ. С целью увеличения громкости звука хомуса А.И. Чахов в 60-х годах прошлого столетия придумал вид хомуса с кольцом. При игре на таком хомусе имеет значение положение ладони, которую для достижения наиболее яркого и громкого звучания, необходимо складывать в виде рупора.
Особенности хомуса
ХОМУС С ОДНИМ ЯЗЫЧКОМ.
Круглое основание хомуса предназначено для удержания инструмента в ладони. При игре хомус прикладываем удлиненной стороной к зубам или удерживаем между верхним и нижним рядами зубов. Язычок инструмента, как и при игре на других музыкальных инструментах, необходимо правильно настроить. Это может отразиться на богатстве извлекаемого звука. Иногда под язычок хомуса прикладывают древесную смолу. Чем тяжелее становится эта деталь инструмента, тем выше длительность звука. Язычок также утяжеляют с помощью тонкой пластинки свинца. Если после удара по язычку его вибрация не прекращается в течение 10 секунд, считается, что хомус этот обладает длительным и качественным звучанием.
ХОМУС С ДВУМЯ ЯЗЫЧКАМИ.
Хомус имеет два одинаковых по длине язычка. Но один из них должен быть тонким и узким, другой — толще и шире. Извлекают звук одновременными ударами по обоим язычкам.
ХОМУС С КОЛЬЦОМ.
Как описывает в своей книге А.И. Чахов, хомус с кольцом куют особым способом. Форма щечек должна быть сужающейся к верху и четырехгранной, ободок — плоским и немного утолщенным, удобным для удержания в ладонях после закрепления кольца. На месте прикрепления кольца и язычка в трех местах пропиливают специальные надрезы. После этого ободок и щечки до блеска натирают наждачной бумагой. Язычок и обе щечки хомуса по всей длине должны ровно смыкаться. Звучность хомуса напрямую зависит от длины, ширины и толщины язычка и правильности его смыкания со щечками.
Изготовление. Хомус изготавливается из сплава стойких к коррозии металлов с последующей ковкой деталей, закалкой их при высокой температуре. Язычок хомуса изготавливают из наиболее качественной стали. Эта центральная деталь инструмента должна быть тонкой, сужающейся к верху и гибкой. Прикрепляют язычок к специальной выемке, выкованной на основании ободка. Верхний конец язычка аккуратно загибают.
Исполнение. Для овладения игрой на хомусе необходимо большое желание, так как это особое искусство, которое требует от человека упорства и выносливости. Немаловажно и наличие основных навыков игры, умение правильно дышать, использовать возможности звукоизвлечения, слушать основной звук хомуса и его обертоны, научиться видоизменять звук с помощью различных приемов.
Способы игры на хомусе. Существует много разных способов игры на хомусе:
Традиционные — «сыыйа тардыы (плавная игра)», «хаастатыы» (по-гусиному), «куерэгэйдэтии» (подражание жаворонку).
Современные — «табыгыр» (отрывистые звуки, стаккато), «кэьэлэтии» (подражание кукушке), «кеккелейдетуу» (гортанно-легочный звук), «бэлэс дорбооно» (глоточный звук). Различные звуки дополняются различными видами ударов.
Большое значение при извлечении звука имеет то, как играющий держит в руке хомус и прикладывает его ко рту. Различают три способа:
- Удерживаем хомус между нижним и верхним рядами зубов.
- Прикладываем к зубам и немного прижимаем губами.
- При игре кольцо корпуса удерживаем левой рукой, а указательным пальцем правой руки приводим в движение язычок хомуса по направлению к себе или от себя.
От правильного приведения в движение язычка зависит чистота и тембр звука. Немаловажную роль играет длительность дыхания. В начале обучения игры на хомусе необходимо научиться играть на вдохе и медленном выдохе.
Импровизации на хомусе
Каждый исполнитель имеет свою особую манеру игры. Импровизация означает умение хомусиста прочувствовать и передать в игре на хомусе свое состояние, чувства, восприятие происходящего вокруг. При этом также важное значение имеет выбор тематики импровизации и ее содержание.
Читать с иллюстрациями в формате PDF
Назад на "Статьи"