Келдыш Ю.В. История русской музыки в десяти томах. Т.I. Древняя Русь XI-XVII века. М., «Музыка», 1983
Стр.72-73
Как правило, трубы использовались в сочетании с другими инструментами. Так, при описании штурма города Болгара на Волге в 1219 году русской ратью под водительством князя Святослава Всеволодовича летописец сообщает, что, готовясь к бою, князь «повеле воем вооружатися, и стяги наволочив (то есть подняв знамена. — Ю. К.), изрядив полкы в насадех, и ударнша в накры, и в арганы, и в трубы, и в сурны, и в посвистели» (203, 331).
Как правило, трубы использовались в сочетании с другими инструментами. Так, при описании штурма города Болгара на Волге в 1219 году русской ратью под водительством князя Святослава Всеволодовича летописец сообщает, что, готовясь к бою, князь «повеле воем вооружатися, и стяги наволочив (то есть подняв знамена. — Ю. К.), изрядив полкы в насадех, и ударнша в накры, и в арганы, и в трубы, и в сурны, и в посвистели» (203, 331).
Здесь дан наиболее полный перечень тех инструментов, которые применялись в военном деле, хотя и не все приводимые наименования вполне ясны. В частности, нельзя с точностью установить, что имеется в виду под словом «арганы». Возможно, что оно употреблено здесь в собирательном значении, как музыкальные инструменты вообще. Но может быть также, что это слово тождественно появляющемуся в памятниках русской письменности позже (с XV века) «варгану» — древнерусскому названию ударного инструмента, по-видимому, восточного происхождения. Варган упоминается наряду с накрами [1] — арабским инструментом типа небольших (обычно парных) литавр, проникшим в эпоху позднего средневековья и в страны Западной Европы
Стр.78
…Эти примеры убеждают в том, что древнерусский переводчик не имел представления об органе как таковом и каждый раз, когда ему попадалось это слово, подбирал образцы инструментов, знакомых ему из окружающей действительности. Производным от «орган» является и «варган» — название ударного инструмента, входившего в состав ратной музыки и.
Иногда слово «орган» применялось в чисто риторическом смысле, не приобретая определенного предметного значения. Таково торжественное обращение из «Слова Даниила Заточника» в духе ораторской прозы XII—XIII веков: «Вострубим, яко во златокованные трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреиыя органы возвнтне мудрости своеа». Д. С. Лихачев приводит этот оборот как типичный образец литературного приема, называемого «стилистической симметрией». В отличие от художественного параллелизма, основанного на сопоставлении двух разных явлений, стилистическая симметрия представляет собой повтор одного и того же в разной форме, с помощью различных слов. В приведенных строках из «Слова Даниила Заточника», по замечанию Д. С. Лихачева, «содержится не два призыва, а один. „Златокованные трубы» и „сребреныя органы» — не два предмета, а один, но названный общо, без уточнений: некий отвлеченный драгоценный музыкальный инструмент» (140. 174—175)….
[1] «Начата сурна нгратн и в варганы, н в накры битн» (Никоновская летопись, 1453 год).
Назад на "Упоминания и краткие заметки о варгане"