Владышевская Т.Ф. Музыкальная культура Древней Руси. М., 2006

Стр.154

Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и даже, по словам А.       М. Курбского, участвовал в их плясках во время пиров[1]. Скоморохов он набирал в Новгороде и «по всем городам и волостям», о чем свидетельствует Вторая Новгород­ская летопись[2], но к искусству скоморохов он относился как низменному, холопскому[3]. Борьба церкви со скоморохами и скоморошьими инструментами продолжалась долго. Она закончилась запрещением скоморохов, когда в государственном порядке, царским указом они были изгнаны, а музыкальные инструменты было велено уничтожить. Голштинский путешественник Адам Олеарий пишет о том, как патриарх «велел раз­бить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запре­тил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены»[4]. В новгородских раскопках ежегодно находят музыкальные инструменты всех видов, во всех слоях раскопок. Так, в сезон археологических раскопок 2003 г. было обнаружено более сорока свидетельств хозяйственных, сигнальных и собственно музыкальных ин­струментов. Среди них погремушки, била, шумящие подвески, бронзовые бубенчики, варган, бубна, брунчалка, гусли, гудок, изображения гудеца с псалтирем и др. (рис. 6—7)[5].

[1] Сочинения князя Курбского. Т. 1 // Русская историческая библиотека. Вып. 31. СПб., 1914. Стб. 279.

[2] Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 107.

[3] См.: Фаминцын А. С. Скоморохи на Руси. СПб., 1889. С. 168.

[4] Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и об­ратно. СПб., 1906. С. 325— 326.

[5] Поветкин В. И. Гудебные сосуды древних псковичей. Ч. 1 // Псков в российской и европейской истории. Т. 1. М., 2003. С. 224—235.

Назад на "Упоминания и краткие заметки о варгане"

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *