Берестов Н. Хрестоматия для хомуса.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Композитор Николай Берестов, плодотворно работающий в камерно-симфоническом и песенном жанрах, проявил себя как исследователь-педагог хомуса и подготовил к печати две книги: “Школа игры на хомусе по нотам” и “Хрестоматия для хомуса”, которые имеют первопроходческое значение в области варгановедения. Насколько мне известно, кроме отдельных котированных произведений в Кыргызстане, Австрии, Германии, США и других странах, нет отдельных учебно-методических разработок нотной грамоты для разновидностей варгана. Другое дело — традиционная школа игры на нем: имеется множество пособий, учебников, а также научные изыскания акустических свойств живой музыки варгана разных народов. Кроме того выпущено большое количество грампластинок, компакт-кассет, компакт-дисков, кино- и видеофильмов, антологий, журналов.

“Хрестоматия для хомуса” Н.С.Берестова состоит из авторизованных (переработанных для хомуса) произведений якутских композиторов, начиная от Г.Григоряна до современных. Главной особенностью “Хрестоматии” является обращение автора к хомусу, как к полноценному музыкальному инструменту, и переложение произведений с учетом высотных, темпо-ритмических и динамических параметров звука хомуса. Используя известные музыкальные обозначения и ранее созданные хомусистами методические системы, автор составил условные обозначения приемов извлечения звука на хомусе. Берестовские обозначения и знаки приемов более приемлемы и доступны для учебного процесса в музыкальных школах и колледжах. В свою очередь, более массовая традиционная система приемов игры на хомусе не теряет своей ценности и впредь будет сохраняться и развиваться. Для музыканта необходимы обе системы приемов игры (нотированные и не котированные), поскольку хомус полифункционален и универсален в музыкальной сфере,

В “Хрестоматии” представлены 40 пьес и 10 вокализов, а также все образцы хомусной котировки, расположенные в ней с учетом степени трудности изучения и исполнения. Благодаря хомусной акустике любое фортепианное произведение приобретает новые интонационные штрихи, обогащающие его тематико-семантическое выражение.

Следовательно, рекомендуя к печати “Хрестоматию” Н.С.Берестова, хочется обратить внимание композиторов и исполнителей (в том числе и хомусистов) на то, что при умелом использовании и заинтересованном подходе к жанрам традиционной музыкальной культуры раскрываются новые грани профессиональной музыки, обогащающие современное искусство в целом. Примером этому служат новые работы Николая Савельевича Берестова, композитора, педагога, исследователя.

Иван Алексеев, президент Международного центра хомусной (аарганной) музыки, доктор филологических наук

Скачать: Берестов Н. Хрестоматия для хомуса. Часть 1.

Скачать: Берестов Н. Хрестоматия для хомуса. Часть 2.

Назад на Книги варганиста

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *