Из книги
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского
Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340"
Аллеманов Д[1].
ВЕВ, 1909 27 августа №34, C.929-932
В свой вояж по Волге, Каме и Белой мне довелось быть в Елабуге.
После общего осмотра этого красивого, вполне благоустроенного городка, я имел удовольствие видеть Стахеевское Епархиальное женское училище. Весьма обязательный о. инспектор доставил мне возможность детально осмотреть это превосходное во всех отношениях здание. Помещения здесь огромны, высоки; всюду масса света, воздуха; все так и блестит, точно вот с иголочки. Особенное же удовольствие испытал я при осмотре церкви. Она – Киево-Владимирский собор в миниатюре: те же маленькие, изящные царские врата, те же васнецовские картины (в отличных копиях) в иконостасе и по стенам, — древнерусские архитектурные и живописные орнаменты.
Все, начиная с утвари и ризницы и кончая последним ковром, смотрится здесь так солидно, но изящно, — так капитально, но со вкусом.
Видно, что все делалось не по шаблону, а как говорят, по особому заказу. Однако этот «особый заказ» не кричит о себе; — он занимает свое определенное место и имеет соответственное значение и стиль. Общее впечатление от училища таково, что, кажется, не ушел бы вот отсюда.
Как, подумаешь, горячая любовь и в маленькой Елабуге может творить большое дело. Вряд ли напоказ это делано: — кто когда заглянет в Елабугу? Равно и обыватели маленького городка не могут же думать, что на удивление им производятся такие затеи.
Елабужский собор – новое для меня очарование. <…> Особенно хорош показался мне собор потому может быть, что я угодил в него только по окончании полного обновления внутренности его, когда все еще так ново, свежо и производит светлое, отрадное впечатление.
Здесь опять так все стильно, что не выделишь то или иное для подробной оценки.
Господствующий мотив в настроении, сообщаемом созерцанием собора – величественность. Слов нет, — здесь и красиво все; но, кажется, в замысле всего созданного в соборе, собственно красивость не была руководящей идеей, но служила лишь средством, при помощи которого достигалась другая цель, и именно – создание величавости.
Однако самое главное украшение собора, самое существенное в величии его, это – богослужение.
Я далек от суетного желания порисоваться своей способностью проникаться высокими мыслями и чувствами, и пишу эти строки лишь в благодарность и память о том хорошем, что дал мне собор. Так не хочется мне умолчать об этом.
В соборе мне пришлось быть у всенощной и у обедни в праздничный день.
Редко такое благоговейное богослужение видел. Степенные движения служащих, их просто и истово выражаемые речения, мощный и спокойно-величавый голос диакона, особенно же превосходнейшее пение хора, — так все это мирно настраивало, так отрешало от обыденного состояния и спокойно, но властно влекло к себе, мягко и любовно охватывало, что право же не высказать.
И опять та же мысль, что и в училище: — как при горячей любви много можно сделать и в скромных условиях.
Не напоказ же, в самом деле, это устраивается: — где-где можно скрыть неискренность отношения к делу, только не здесь. Чувствуется, что в соборе если не искони так ведется, то все же и не сейчас вот стало. Такие дела не совершаются по манию. Нет, они длительно и упорно создаются, так сказать воспитываются.
Хорошо испытывать те чувства, которые посетили меня во время моего пребывания в Елабуге, но хорошо и знать, что вот где-то люди любят, а любя и творят хорошее. Это как-то бодрит, пробуждает энергию, вдохновляет на новые усилия того, кто, может быть, уже утомился в труде или чья вера в торжество добра колеблется от тяжких испытаний…
1909 г. 3 августа р.Белая
Заведывающий певческими хорами в Москве, Священник Димитрий Аллеманов
[1] Аллеманов Дмитрий Васильевич (22.10.1867, г. Бузулук Самарской губ., ныне Оренбургской обл.- 13.09.1928, Москва), свящ., композитор, исследователь церковного пения, педагог. Окончил Самарскую ДС. В 1883-1895 гг. псаломщик Воскресенской ц. в г. Илецке (совр. Соль-Илецк), в 1895-1899 гг. регент архиерейского хора в Орле, в 1898-1901 гг. псаломщик Введенской ц. в бывш. Новинском мон-ре в Москве. В 1900 г. получил аттестат регента 2-го разряда в Придворной певч. капелле В 1901-1904 гг. жил в г. Мензелинске (Уфимской губ.), где принял священнический сан. С 1904 г. учитель пения в МДС и член причта ц. свт. Николая при семинарии, с 1909 г. член совета Общества любителей церковного пения в Москве (см. Общества церковно-певч.), в 1905-1918 гг. член Наблюдательного совета при Синодальном уч-ще церковного пения, заведовал частными духовно-певч. хорами. В 1910-1918 гг. преподаватель истории церковного пения в Синодальном уч-ще. В 1908-1918 гг. служил в ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Башмакове в Москве. В 1925-1928 гг. член Союза драматических и муз. писателей (Драмосоюза).
В 1912 г. подготовил план восстановления древнерус. церковного пения (собирание и изучение крюковых рукописей, греч. и визант. трактатов). А. был последователем теории Ю. К. Арнольда: отрицая попевочную теорию осмогласия, считал, что древнерус. распевщики свободно трактовали закономерности греч. ладов, по-своему их интонируя. По мнению А., специфика рус. интонационности отразилась в обиходном звукоряде. Стиль духовных сочинений и обработок А. не выходит за рамки общепринятых в церковном пении 2-й пол. XIX в. средств: нормативное четырехголосие, использование диссонансов, хроматизмов, опора на интонации и гармонический язык обиходных песнопений. (Источник: http://www.pravenc.ru/text/114702.html)