Из книги
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского
Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340"
ВЕВ, 1914. № 11, 13 марта. Отдел неофициальный. Стр.301-306
В воскресенье, 19 января сего 1914 года. Свято-Дмитриевское Качкинское общество трезвости праздновало 3-летие своего существования.
В этот радостный для трезвенников день вечером, после торжественной вечерни, причтом с. Качки в сослужении с священ. с. Гарей о.Николаем Орловым, был отслужен с акафистом молебен св. Димитрию, Митр. Ростовскому, Небесному покровителю и руководителю общества с возношением молитвы к Господу Богу о трезвенниках. за молебном дали обет еще новые пять членов.
Во время чтения акафиста святителю Димитрию хор певчих умилительно спел припев акафиста: Радуйся, Димитрие, великий чудотворче. После молебна священник с. Гарей о. Николай Орлов обратился к молящимся с речью, в которой сравнивал трезвость с уздой, сдерживающей греховные порывы человека, и указал на пьянство, как на источник многих грехов.
Молящиеся благодарили о. Николая Орлова за его живое прочувственное слово.
После молебна трезвенники были приглашены в школу на беседу.
После пения «Днесь благодать Святого Духа нас собора», священ. Николай Булгаков обратился к трезвенникам с кратким словом, в котором указал на то, что в течение 3-летнего существования общества трезвость принесла добрые плоды в духовной, семейной и общественной жизни крестьянина, и в заключение пожелал трезвенникам успеха и единодушия в борьбе с пьянством и на будущее время.
Хор певчих спел следующий гимн трезвенников:
«Слава всем, кто сеет в мире
Трезвой жизни семена,
Силой слова и примера
Разрушая власть вина!
Слава сеятелям блага,
Кто взамен лихих невзгод
Просвещение и трезвость
Нашей родине несет.
Нашим трезвенникам слава.
Наша трезвенная рать
Пусть в борьбе растет и крепнет,
Чтобы жизнь пересоздать»
(Гимн «Слава» муз. Михаила Гольтисона. Изд. журнала «Трезв. Всход.» 1913 г.)
Далее выступил один крестьянин – трезвенник Роман Ватлин и, с благословения свящ. о. Николая Булгакова, обратился к слушателям с следующим словом[1]:
«Вот мы, братья трезвенники. собрались сюда праздновать трехлетие существования нашего трезвого общества.
Дело это, друзья, хорошее, и оно нам принесет много пользы и добра.
Даже из нас многие говорят: слава Богу! теперь я укрепился и вижу добрую жизнь семьи.
Смотрю на детей. Дети веселы и ласкаются около того отца, который, когда пил вино, ненавидел все и отталкивал детей от себя прочь.
Теперь же, вступив в общество трезвости, он стал замечать своих детей и ласкать их. Прежде дети, где нибудь прижавшись в уголке. плачут. а жена ругает мужа: «Пьяница, все ты пьешь, посмотри хоть на детей, как они бедные измучились, а все это от ваших горьких попоек.
Посмотри на детей и пожалей, а они даже боятся взглянуть на тебя, какой ты им страшный».
Муж, повесив голову, думает, а жена все ему выговаривает. Он слушает, слушает и начинает скверно ругаться и бить все, что попадется ему под руки.
Недаром говорит пословица, что у пьяного руки дерево рубят, а проспится – с похмелья топор не берут. Но вот уже утром проспался, а вставать тяжело, как-будто бы все избито. Жена говорит: «Вставай! Вон люди поехали на работу, или пошли в церковь, а ты лежишь, пьяница». А он и говорит: «Не буду больше пить – запишусь в трезвость».
«Я тебе давно это говорю, запишись», — говорит жена. И вот я собрался в одно время идти записаться в трезвость. Иду я и борюсь сам с собой: записаться, или не записаться? А как будет тяжело без вина? придут друзья, или случится какая-нибудь продажа. При продаже же, говорят, выпить надо с обоих сторон. Да чего я только не передумал, и чего только мне не приходило в голову, когда я шел в церковь. Думаю, что с каждым такая борьба происходила.
Вот я стою в церкви и все эти мысли у меня в голове, как пчелы роятся, и кто-то на ухо шепчет:
«Подожди! Не пишись. Лучше так не пей, а то маленько и выпьешь – это ничего».
И вот кончилась обедня. Когда мы прикладывались ко Кресту, наш Батюшка сказал слово о доброй жизни христианина, а потом объявил, что сейчас будет молебен трезвенникам. Если кто желает записаться – запишитесь. Начался молебен пред иконою Св. Димитрия, Митр. Ростовского. И вот меня тронуло в это время, будто что-то пробудилось во мне и я едва удержался от слез, когда батюшка молился о здравии тех лиц, которые записались в трезвое общество.
Тут и я стоял и давал обещание трезвой жизни.
Отрезвимся же друзья, и впредь будем трезвыми.
Ведь мы сознаем, что от пьянства бывает: вражда, убийство, буйство и уличные драки.
Вот, например, подходит праздник: день ли Св. Троицы, или день Св. Николая. Церковь его встречает с великой радостью.
И мы должны с духовной радостью встретить праздник, сходить в церковь, помолиться.
А у нас выходит не так. С раннего утра идет стряпня и даже накануне праздника думаешь только о гостях, а о самом-то празднике Божием и забыл. Наступил день праздника. Побывал батюшка со св. иконами. Теперь можно выпить ради праздника. И пошла на всю деревню выпивка. Везде шум, гам, крики, а что бывает в избах, разобрать трудно. Кто поет, кто ругается. Вот сидят двое. Как будто-бы друзья, сидят за столом и разговаривают так громко, а заметить – никто не замечает, потому что все подвыпивши. Они уже начали драку через стол. Тогда только хозяева дома увидели, что у них произошло, когда те успели окровениться и облить на стол все вином и пивом. Они дрались и все, что было из стряпни на столе, повалили на пол. Вот что происходит у нас во время праздника.
Хлеб, дар Божий, топчем под ноги, и даже Бога забываем.
Теперь перейдем к летней нашей жизни. Зиму кое-как провели. И вот, слава Богу, дождались свежего хлеба.
Продаем хлеб на базаре. Хлеба уродились хорошие. Продал хлеб. Еду мимо казенки и думаю: надо выпить, зима подсушила, не на что было выпить. Взял шкалик и выпиваю, а тут, как быть, приятель Гаврила подошел. Пошли и выпили.
Не помнят, как расстались с приятелем. Еду домой пьяный, деньги пропил, а день-то дорогой в такую горячую работу.
Придет пьяный домой, начнет ругаться, как будто все виноваты перед ним.
Пойдет пьяный по деревне и попадется ему такой же подвыпивший и с ним идут в «халитову». Там есть вино. И пьют, и идут оттуда в пивную, там можно посидеть.
Вот как наша-то жизнь течет, когда бывает урожай. В городе-то пропил денег порядочно, а дома-то еще больше. Только тогда немного останавливает нас от пьянства – когда в поле плохо.
Да, друзья, мы собрались сюда праздновать трехлетие существования нашего трезвого общества. Как вы думаете – ведь трудно было нам на первых порах трезвиться?
Приходилось бороться с самим собой, да еще насмешки были от некоторых, особенно во время праздника от пьяных: «Ей, ты, трезвенник! Смотри разбогатеешь!», смеялись пьяные.
Теперь это все проходит, и те, которые смеялись, мало по-малу сознают, что это дело хорошее.
Да, хорошее дело, друзья, трезвость. Это якорь истинного счастья временной нашей жизни и спасения в будущем».
В заключение беседы хор спел несколько стихотворений о трезвости из книги «Школьные уроки и беседы о трезвости».
По предложению о.Николая певчие спели гимн «Боже, Царя храни» и многолетие Государю императору, Св. Синоду, Преосвященному Филарету и Мефодию, трезвенникам и всем христианам. Трезвенники остались довольны беседой и пением и радовались, что так весело провели вечер трезвого праздника.
С.Н.Б.
[1] Прим. оригинала: Прошу редакцию целиком напечатать простое, но правдивое слово крестьянина, нигде не учившегося, кроме земского училища. (Автор).