Из книги
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского
Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340"
По случаю войны. Елабужская второклассная школа
ВЕВ, 1915, №10, 5 марта, с.304
На воззвание Вятского Архипастыря, напечат. в №42 Вят.Еп.Вед., учащиеся второклассной и образцовой школ, по предложению о.заведующего школой, откликнулись с большой готовностью и принесли свою посильную жертву на нужды русских воинов. Большинство учащихся – дети бедных крестьян, но, несмотря на это, почти каждый из них при возвращении из дома родителей после Рождества привез в школу какую-нибудь вещь, а некоторые и по нескольку, или же денег для отсылки в действующую армию. Собраны следующие вещи: рубашек 35, кальсон 22, варежек 33 п., носков 26 п., чулок 13., перчаток 34 п., подверток 28 п., шапок 1, напульсников 5 п., полотенец 25, шарфов 23, платков 5, мешков 3, ложек 40, кисетов 18, ниток 10 мотков, табаку 5 ½ ф. и деньгами 41 руб. Все вещи и деньги посланы в Вятку на имя канцелярии Вятского Епископа Преосвященнейшего Никандра и Епарх. Наблюд. церк. шк. В.Д. Емельянова.
Подарок Елабужан братьям-воинам к празднику Святой Пасхи
ВЕВ, 1915, №13-14-й, с.431-432, 2 апреля
В виду того, что из газет и солдатских писем стало известно, что очень многие наши братья воины нуждаются в нательных крестиках, образках, Евангелиях и молитвенниках, Попечительский Совет при Елабужском Спасском соборе с крестопоклонной недели открыл сбор добровольных пожертвований на этот предмет.
И вот каковы результаты этого сбора: в Попечительный Совет за две недели 4 и 5-ю Великого поста поступило от разных лиц:
1) Деньгами 132 р. 70 к. (жертвовали от 10 р. до 10 к.)
2) 775 крестиков нательных, образков и иконочек, часть их серебряные, все на шнурках.
3) Несколько десятков Евангелий, молитвенников и других книжек религиозно-нравственного содержания.
Все эти жертвы в трех посылках мною отправлены в Казань на имя Игумена Спасо-Преображенского монастыря, о. Иосафа, с просьбой переслать их в действующую армию к празднику Св.Пасхи.
Деньги сто тридцать два рубля 70 коп. отправлены почтовым переводом чрез Елабужское Отделение Русско-Торгово- Промышленного Банка 11-го марта на его же имя и с тем же назначением.
Председатель Попечительского Совета прот. С. Таневский.
Трудовая помощь солдатским семьям в Елабуге
ВЕВ, 1915, №17, с.565-567
Местный Комитет еще до Пасхи организовал трудовую помощь нуждающимся солдатским семьям.
В целях расширения этой помощи был устроен 14-го марта в субботу, накануне Вербного воскресенья, «День вербы».
Сборщиками и сборщицами продавалась верба, украшенная цветами и перевязанная ленточками с надписью «День вербы, — жертвам войны Елабуга».
Сбор вышел очень удачным. Было собрано 964 рубля.
Весь этот сбор предназначен на покупку материалов для шитья белья воинов действующей армии.
Члены Комитета дамы занялись сейчас усиленно кройкой белья. Как кройка, так и выдача белья происходит в «Юбилейной народной аудитории». В самые первые дни свыше 60 человек солдаток, нуждающихся в трудовой помощи, занялись шитьем белья. За каждую пару (рубашка и кальсоны) сшитого белья выдается от Комитета по 30 коп. До 150 пар белья уже готовы и на днях будут посланы в бани на передовые позиции для раздачи их солдатам.
Помощь солдатским семьям в г.Елабуге от трех приходских Попечительных Советов за м.Март. Во все три Попечительные совета за м. Март поступило:
А) 5% отчисления валовой доходности из церковных сумм 233 р. 8 коп.
Б) Посторонних пожертвований (тарелочный сбор за богослужениями, 3% отчисление причтовых доходов и жертвы от прихожан и частных лиц 731 руб. 14 коп.
А всего поступило: 964 руб. 92 к.
Пособие к празднику Пасхи оказано 349 бедным солдатским семьям в количестве 726 р. 91 коп.
Осталось к 1 –му Апреля с остатками от прежних месяцев:
В Попечительском Совете при Соборе – 138 р. 23 коп.
При Николаевской церкви – 173 р. 60 коп.
При Покровской церкви – 125 р. 42 коп.
Итого: 437 р. 25 коп.
А всего выдано пособия бедным солдатским семьям из трех вышеозначенных Попечительных Советов с сентября 1914 года свыше 4000 рублей.
Приезд раненых в Елабугу
ВЕВ, 1915 16 июля, №29, с.948-949
Наконец то и Елабуга дождалась дорогих гостей – раненых воинов: в понедельник 22-го июня прибыла первая партия их, в количестве 139 человек. Давно, давно – с сентября прошлого года мы ждали этих гостей. 65 человек из прибывших помещены в двух Стахеевских лазаретах, 40 человек – в лазарете Красного Креста, 25 человек – в лазарете, содержимом на средства городского духовенства и корпораций Епархиального и Духовного училищ г.Елабуги и 9 человек – в лазарете братьев Гирбасовых. На днях ожидается новая партия раненых для земского лазарета. С большим вниманием, лаской и любовью встретили Елабужане этих долгожданных дорогих гостей. И проживши Елабуге две недели, раненые заявляют, что им чувствуется в Елабуге очень хорошо и всем они «много довольны».
И слава Богу!
Содержание духовного лазарета обойдется в месяц в 300 руб., которые по подписке будут собираться из личных средств Елабужского городского духовенства и корпораций Епархиального и Духовного училищ.
Всероссийская молитва о скорейшем даровании победы доблестному Христолюбивому Русскому воинству — в Елабуге, 8 июля 1915 г.
ВЕВ, 1915, 23 июля, № 30 с.966-970
Как отрадно было получить определение Св.Синода от 20 июня с.г. об общей Всероссийской соборной молитве о помощи свыше земле Русской в переживаемой тяжкой военной скорби, молитве, приуроченной повсеместно, по всей России, по всем городам и весям, к празднику «Казанской» иконы Божией Матери.
Сразу как то особенно сильно и живо почувствовалась связь с теми десятками миллионов православных русских людей, которые в один и тот же день, в одни в те же часы, единым сердцем и едиными усты, — будут возносить ко Господу Сил одну и ту же свою горячую молитву о помощи свыше, об укреплении и терпении в переживаемой длительной военной напасти.
Если даже половина, если даже треть тех 100 миллионов чад Православной Русской Церкви, кои числятся в недрах ее, откликнулись на этот призыв Св. Синода к общей соборной молитве 8 июля, то и в этом случае какая сильная, какая действенная молитва поднялась к Престолу Вседержителя с лица земли Русской в этот исторический день.
За четыре дня, в субботу, 4-го июля елабужане и жители приходских деревень были оповещены особыми печатными извещениями, в которых подробно говорилось, как эта Всероссийская молитва будет совершена в Елабуге.
«Православные русские люди, говорилось в этих объявлениях, откликнемся на этот призыв к великой соборной молитве, оставим в этот день все обычные наши дела и занятия, поспешим в наши храмы православные и сольемся здесь, вместе с миллионами православных русских людей, в общей единодушной молитве ко Господу Сил, да дарует Он, Милосердный, по молитвам Царицы Небесной нашему Христолюбивому воинству сил, мужества и крепости – до конца победить врага и да даст Он всем нам, как можно скорее увидеть столь желанный мир».
С вечера в Спасском соборе было совершено торжественное всенощное бдение, с чтением акафиста «Казанской» иконе Божией Матери пред древней и чтимой Ее иконой, с возженными свечами в руках молящихся. Пред чтением акафиста настоятелем собора было сказано воодушевленное слово с призывом особенно усердно в настоящей скорби прибегнуть к Державной Заступнице рода христианского, Которая прежде много, много раз спасала нашу дорогую отчизну от неминуемой гибели, Которая и теперь нас не оставит своим всесильным Матерним заступлением у Сына Своего и Бога.
Горячо молились во множестве собравшиеся елабужане пред древним благоговейно чтимым образом Казанской Божией Матери. Соборный храм, залитый сотнями горящих свеч, представлял в эти минуты величественное зрелище…
Дольше обыкновенного продолжалась эта «жертва вечерняя» Богу за дорогую отчизну, но никого она не утомила. Среди молящихся были и раненые воины из нашего духовного лазарета.
На другой день за литургией народу было еще больше, несмотря на жаркую страду по уборке сена. Собор был переполнен молящимися. С особенным чувством умиления за причастным стихом хор исполнил дивную молитву; «К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, всенепорочная».
К концу литургии собралось все городское духовенство, пришли крестные ходы из назначенных церквей.
Тотчас по окончании литургии все священнослужители в белых облачениях вышли на средину храма. Священником собора В.Чернышевым было прочтено с амвона «Послание Св.Синода к чадам Православной Русской Церкви».
По прочтении начался молебен и с пением тропаря «Заступница усердная» все молитвенное собрание с крестным ходом, при колокольном звоне, вышло из собора и направилось прежде всего к Спасской часовне, устроенной на месте алтаря древнего соборного храма.
Здесь была первая молитвенная остановка крестного хода. Настоятель собора, прот. С. Танаевский, обратился к собранию со словом, в котором выяснил ту тесную историческую связь, которая всегда, искони веков, существовала у Руси святой с Православной Русской Церковью, особенно эта связь, говорил о.Танаевский, всегда оживала и чувствовалась в годины общенародных испытаний и бедствий, и что как прежде всегда, так и ныне первосвятители Русской Церкви во все важнейшие исторические моменты обращаются к чадам Православной Русской Церкви с своими посланиями, как это было во времена апостольские, и в этих посланиях освещают с христианской точки зрения все важные, переживаемые страной события. Далее, в слове проповедником был выяснен глубокий смысл последнего послания Св.Синода, только что слышанного всеми в соборе, послания вторичного в переживаемую нами тяжкую военную годину, — с призывом всех верных сынов России отдать все свои силы, духовные и телесные, на защиту дорогой отчизны и помочь Родине во чтобы то ни стало одолеть жестокого и озверевшего врага, с призывом к неослабной усердной молитве, к воздержанию во всем, к самоиспытанию, к деятельной любви и самопожертвованию.
Особенно сильно в слове было подчеркнуто, что никто из верных сынов России не должен оставаться в стороне, относиться холодно и безучастно к тому тяжкому военному испытанию, которое угодно было Правосудному Господу, за грехи наши, ниспослать земле Русской, хотя бы это испытание лично и не задевало пока и личного благополучия не нарушало. Такое равнодушное холодное эгоистическое отношение к общей беде было бы преступным и позорным для каждого сына России.
По окончании слова было совершено краткое молебствие Спасителю и Божией Матери о даровании скорейшей победы Христолюбивому воинству и воинству союзников наших. Молебствие было заключено осенением св.крестом на все четыре стороны с окроплением св. водой, причем на каждое возглашение диакона: «Господу помолимся, рцем вси», тихо и молитвенно пели все: «Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша».
Далее крестный ход двинулся к Николаевской церкви. Здесь также было сказано простое, безыскусственное слово настоятелем церкви, прот. П.Смирновым, с призывом к общенародной молитве, в несомненной уверенности, что Господь, по молитвам Царицы Небесной, поможет нам одолеть врага, как прежде всегда помогал нам. Также было совершено здесь краткое молебствие Спасителю, Матери Божией и Святителю Николаю Чудотворцу, заключенное теми же умилительными воззваниями: «Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша».
Еще далее, крестный ход с общенародным пением двинулся к третьей приходской церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь ход был встречен свящ. Покровской церкви о.Николаем Добросмысловым, который в своем слове с большим искусством и воодушевлением изобразил все ужасы переживаемых военных бедствий, отметил плоды этих бедствий для земли Русской – для ее возрождения и обновления, призывая всех русских людей не падать духом, а терпеть, любить и молиться, с несомненной надеждой на победу в настоящей войне за святое и правое дело.
По окончании краткого молебствия крестный ход от Покровской церкви двинулся на главную Казанскую улицу, а отсюда на соборную площадь.
Несмотря на то, что это было во 2-м часу дня, и сюда народу пришло много.
После сильного, призывающего к молитве, слова свящ. Покровской церкви о.Алексея Романова, здесь началось общенародное молебствие о помощи свыше, во время которого чередовались умилительные запевы: «Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша» и «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Закончилась эта общенародная соборная молитва Елабужан тремя громогласными многолетиями и провозглашением вечной памяти всем новопреставленным православным вождям и воинам, за веру, Царя и отечество в настоящей брани живот свой положившим.
После последнего многолетия при общем пении «Спаси, Господи» крестные ходы из других церквей отправились по домам, а соборный крестный ход вернулся в собор.
Так приобщились Елабужане к той Всероссийской соборной молитве о помощи свыше в настоящей нашей военной напасти, которая повсеместно была совершена в земле Русской 8-го июля.
Вечером в этот день в 6 часов в «Юбилейной народной аудитории» прот. С.Танаевским было предложено чтение на тему: «О великой современной войне и ее героях», с общенародным пением.
Аудитория была переполнена, уже в 5 часов входных билетов не было.
Во время чтения, среди многих песнопений, с особенным подъемом и воодушевлением были спеты всей аудиторией: «Спаси, Господи», «Заступнице усердная», «Не имамы», «Милосердия двери», «Со святыми упокой и вечная память» павшим на поле брани героям и в заключение – семь раз припев: «Многомилостиве Господи, сокруши враги под ноги наша».
По окончании чтения о.Танаевский выразил надежду, что после такого молитвенного собрания не захочется присутствующим идти на гулянье, в кинематограф, или в другие места увеселений, от которых в настоящее переживаемое время всеми мерами нужно постараться воздержаться.
На 20-е июля, «Ильин день», было объявлено следующее такое же собрание.
А следующие общенародные молебствия о даровании победы доблестному Христолюбивому всероссийскому воинству были намечены на 19 июля, годовщину начала войны – на площади у Спасской часовни с крестным ходом из собора, и на 20-е июля – на площади у Покровской церкви с крестным ходом из нее, по случаю престольного праздника в этой церкви – «Ильина дня», когда бывает большое стечение народа.
Вниманию воспитанниц наших Епархиальных училищ, Вятского и Елабужского
ВЕВ, 1915 6 августа, №32, с.1021
Приближается время возвращения учащихся в свои учебные заведения. И вот нам хотелось бы и ныне высказать пожелание, чтобы все воспитанницы обоих наших Епархиальных училищ, Вятского и Елабужского, при отъезде из дома, взяли с собой холста для рубашек и полотен, ниток и шерсти для чулок и проч. В таком количестве, какое позволят средства их родителей или родственников. По приезде в училище воспитанницы общими усилиями в короткое время могли бы весь этот материал перешить и перевязать в рубашки, полотна, носки, чулки и проч. И передать в госпитали и лазареты или переслать на передовые позиции. Потребность в белье в военное время громадна, и потому каждая жертва будет принята здесь с величайшей благодарностью. Хотелось бы только, чтобы каждая воспитанница внесла в это дело посильную лепту. Смущаться размерами жертвы тут не следует, так как буквально каждая четверть холста и каждый аршин ниток найдут себе необходимое применение.
Краткий отчет по оборудованию и содержанию лазарета для больных и раненых воинов Духовного Ведомства в Елабуге за первый месяц его существования с 22 июня по 22 июля сего года.
ВЕВ, 1915, №34, 20 августа, с.1066-1067
В течение первого месяца поступило: по подписному листу от городского духовенства 222 р. 50 к., от корпорации Духовного училища 95 р., от учеников Духовного училища 20 р. 82 к., ими же собрано на Пасхальных каникулах 67 р. 32 к. от корпорации Епархиального женского училища и Духовного училища 89 р. 23 к., от воспитанниц Епархиального училища 56 р. 95 к. и от Г.Ф. Стахеевой на покупку туфель 45 р., итого 595 р. 82 к.
Для оборудования лазарета из Епархиального училища доставлено 25 кроватей, 15 тумбочек и 25 одеял.
Матрацы и подушки сшиты из холста, пожертвованного Елабужским Спасским собором.
Необходимое белье было сшито еще осенью воспитанницами Епархиального училища из холста, привезенного ими из домов после летних каникул прошлого года, но так как тогда лазарет за неприбытием раненых не был открыт, то все белье было взято обратно и послано ими через Его Преосвященство, Преосвященнейшего Никандра, в действующую армию, а для лазарета воспитанницами училища снова приготовлено белье и прислано при письме г.Начальницы училища, а именно 25 халатов, 75 простынь, 75 полотенец, 75 рубашек, 75 кальсон, 2 платка носовых, 57 пар носков, 1 чулки и 20 пар подверток. Материал для этого был частью куплен, частью собран и частью пожертвован воспитанницами училища.
Затем получено от священника села Васильевского о.Аркадия Тукмачева 12 рубашек, 8 кальсон и 20 арш. холста. Белье, пожертвованное о.Тукмачевым, отдано отправленным из лазарета на позиции воинам.
Кроме того, в лазарете приносилось добрыми людьми молоко, творог, варенье, конфеты, печенье и проч.
Израсходовано за первый месяц существования лазарета: на оборудование 272 р. 86 к. и на содержание 300 р. 16 к., а всего 573 р. 2 к.
Ко второму месяцу осталось 23 р. 80 к. и продуктов на 13 р. 80 к.
В лазарете в первый месяц было 25 больных и раненных воинов
Благочинный, прот. Сергий Танаевский
Новое отрадное событие в жизни № пехотного запасного полка, расквартированного в г. Елабуге.
ВЕВ, 1916 г., № 44-45 с.921-922
В субботу 8-го октября с.г. в Елабужском Спасском соборе после всенощной мы были свидетелями следующего редкого, в высшей степени отрадного события: местным полковым священником о. Н. Сырневым были присоединены одновременно к Св. Православной Церкви 1) прапорщик 7-й роты № пехотного запасного полка магометанского вероисповедания, из крестьян Казанской губ. Спасского у. д. Средние Тиганы Габидулла Сайфулычь Тойгольдин, готовившийся быть муллой, бывший учитель одной из земских школ Чистопольского уезда и 2) его невеста, мещанская девица г.Чистополя Елизавета Васильевна Токарева, тоже учительница, состоящая в старообрядчестве общества «поморского согласия». Последняя была присоединена 2-м чином, через таинство св. миропомазания. В воскресенье, за так называемой «военной» литургией (в соборе в настоящее время для солдат служится особая литургия с 8 час. и она получила название «военной») оно были приобщены Св. Хр. Таин, а по окончании поздней литургии прот. собора С.Танаевским повенчаны при участии солдатского хора певчих.
По окончании брака ближайшие участники этого редкого торжества собрались вместе с молодыми попить чайку и закусить в чайной-столовой Елабужского Уездного Братства Трезвости, где им была отведена особая комната.
Молодые, как я сказал, оба учащие: он окончил учительскую семинарию, а она Чистопольскую женскую гимназию.
Новопросвещенный воин Христов получил имя «Алексия», в честь Московского митрополита Алексия и записан метрических книгах Собора «Алексий Иванович Тойгольдин».