Из книги
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского
Отделения Русского Географического Общества, 2016. – с.340"
ВЕВ, 1904 № 5. марта 1-го. Отдел неофициальный. Стр.287-288
В начале июля минувшего года в селе Вазиатчах, Елабужского уезда, происходило редкое по своему значению событие. Священник местной церкви о. Михаил Дьяконов крестил девять человек взрослых язычников – вотяков. Обращение их в христианство в настоящее время для духовенства стоит многих трудов, забот и нравственных испытаний. Здешние вотяки, находясь издавна в соседстве с татарами, многое позаимствовали от них в жизни, во многом руководствуются их указаниями, а некоторые почти и живут татарскою жизнию. В каждой избе вотяка непременно встретишь нары, печь с особыми фигурными украшениями, развешенные полотенца и скатерти по стенам и прочее, что составляет как бы необходимость татарской избы. Кроме этого, вотяки позаимствовали от татар и обычай другого характера: они празднуют пятницу, считают как бы своими праздниками некоторые из мусульманских праздников, едят конину и верят в целебность мусульманских амулетов – листков, на которых написаны изречения из Корана. Все это говорит, что здешние вотяки язычники находятся безусловно под влиянием татар мусульман. Православное духовенство видит это и предпринимает время от времени свои меры и небезуспешно, чему может служить доказательством приведенное выше крещение девяти язычников. С самого приезда своего в село Варзиатчи о. Михаил обратил особенно серьезное внимание на вотяков – язычников и на их как бы зависимость от татар. Стал усердно навещать деревню, к которой принадлежали они, стал с ними беседовать, излагать христианские истины, доказывать ничтожество язычества и несостоятельность Корана и всего мусульманства и вот, после долгого ряда бесед, которые происходили более года, благополучно достиг своей цели: отчуждил вотяков от язычества и мусульманства и привел в христианство. Крещение было совершено с особой торжественностию. о. Михаил облачился в блестящие ризы, церковь была освещена по праздничному, пение было каким-то особенно задушевным, особенно пение псалмов, чтение раздельным и выразительным и сам о.Михаил сиял радостью. Вообще во всем тогда было видно что-то особенное, что-то необычайное и что-то как будто никогда не виданное. Вотяки стояли сосредоточенными, усердно возлагали на себя крестное знамение и видимо восторгались всем происходившим тогда. Некоторые из вотяков после крещения подходили к о. Михаилу и говорили ему: «Славно бачка крестил их, можно спасибо говорить».
После окончания крещения новокрещенные и восприемники были приглашены о. Михаилом на чай и обед. Здесь, по окончании трапезы им было еще преподано наставление на предстоящую жизнь, и они были отпущены с миром. Так совершилось обращение девяти человек из язычества в христианство. всех же язычников крещено в 1903 году о. Михаилом 10 человек.
Бесспорно, много трудов и энергии положено добрым пастырем о. Михаилом на это святое дело.
Пожелаем ему, чтобы деятельность его на миссионерском поприще и впредь не ослабевала, а благие результаты его трудов возрастали и возрастали.
Один из восприемников, И.Наумов.