Жажда грамотности

Из книги 
"Белов В.Н. (Сост.). Очерки духовной и просветительской жизни 
Елабуги и уезда (разное). Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского 
Отделения Русского Географического Общества, 2016. –  с.340"

ВЕВ, 1905, № 16, Августа 16-го. Отдел неофициальный. Стр.882-886.

Северо-западный край Елабужского уезда заселен по преимуществу инородцами вотяками. В религиозном отношении они представляют обычный тип инородца двоевера. Правда, в последнее время вотяки сознали, что двумя «формами», т.е. религиями жить нельзя, и с полною убежденностью в превосходстве христианства над религией отцов оставляют последнюю. Явление отрадное. Но в особенности решительно и быстро замечается падение умирающего язычества в селениях, где существует школа. Влияние ее на школьное поколение вне всякого сомнения, но и взрослые стараются – стремятся разобраться в своих религиозных воззрениях и спешат быть истинными чадами церкви. Да, школа является великой и надежной помощницей священнику в его миссионерских трудах по просвещению языческих иноверцев. Благодарение Богу, наш инородец стремится к свету; он почувствовал нужду в грамотности, он жаждет ее, теперь ее он не боится, а просит и ищет ее. Есть факты, которые лучше  всего показывают полное сознание инородцами того, как нужна им школа и что для этого они не жалеют и материальных средств. В Б. приходе есть дер. А., селение большое: более ста дворов. Жители исключительно вотяки. Резко отличаются в религиозном отношении обе половины деревни. Одна половина бросила все языческое, давно уклонилась от различных богомолений, искренне с глубоким чувством относится к православной церкви и ко всем ее уставам и обрядам. Пост строго соблюдается  даже в среду и пятницу. Прибытие священника с иконами в деревню составляет для жителей истинный праздник, они не работают в эти дни, тогда как другая половина легко приступает к работам. Как будто в другую деревню вступаешь, когда  иконы несут к ним. Тотчас же из всех домов выходят к иконам, неотступно переходят с ними из дома в дом; даже замужние женщины со своими дорогими ношами – младенцами считают долгом подходить к иконам. Молодые люди, которые учились в соседнем училище, тотчас же начинают петь общеупотребительные молитвы. Как бывает тогда и легко и отрадно! Забываешь все труды дня и радостное настроение наполняет твою душу… Семейные – дома, пред иконами горят свечки и даже теплятся лампадки, с благоговением прикладываются ко св. иконам и св. кресту. Одним  словом, во всем видно искреннее отношение  к христианству. Я не буду объяснять причины такого разделения в религиозном отношении. Скажу одно, что вотяки – христиане давно учат своих детей в соседней школе, а в другой половине нет ни одного ученика.  Естественно, что впечатления учеников, вынесенные ими из школы передались взрослым. Чтение книг в длинные зимние вечера прояснило сознание, открывало им новые мысли и вызывало известную критику в суждении их о своем житье – бытье. Даже известное отношение грамотных детей к религиозной стороне их отцов, конечно, не сочувственное, невольно вызывало охлаждение взрослых к религии отцов, а потом окончательное отпадение от нее. Я помню такой случай. Среди рассудительных и умных вотяков, которые оставили двоеверие и пошли в след Христа, жил один, по имени Иван. Узнав о его приверженности к старой «форме», я спросил его: «неужели ты все еще молишься по-вотски?». Он сознался в этом, но прибавил: «Скоро сын мой поспеет на третий год в школе (перейдет в III-е отделение), тогда он все будет объяснять и молитвы будет сказывать; тогда все брошу и буду жить по-русски». Очевидно, объяснение и рассказы сына на понятном для Ивана языке производят свое благотворное действие, и полное присоединение его к православной церкви не замедлит свершиться. Таким образом, школа ведет к истинному свету и делает вотяков истинными сынами св. прав. Церкви.

Для большинства жителей этой деревни заветным желанием было видеть школу в своей деревне. С первого года моего поступления в Б. приход А-зи просили меня похлопотать об открытии в их деревне школы. Зная, что земство скорее может открыть школу, если будет хорошее школьное здание, я посоветовал одному крестьянину построить школьное здание: оно скоро было выстроено. Но ходатайство об открытии школы в деревне А-зи на очередном земском собрании было отклонено. Очень опечалил А-цев этот отказ: сожаления искренние.  И почти в каждый мой приезд в эту деревню насущный вопрос о школе снова поднимался, снова раздаются прежние желания: «школу, школу нужно». Осталось одно: предложить обществу этой деревни, чтобы она приговором обязалась дать земству бесплатное помещение для училища, давать отопление  и сторожа, чтобы это обязательство было дано на срок не менее двух лет. Вопрос очень важный, принимая во внимание осторожность народа в расходовании общественных денег, которая граничит со скупостью. Только искреннее желание иметь школу взяло перевес над материальными расчетами, и на сходке почти единодушно согласились дать такой приговор, который и  был послан в управу. К сожалению, и в этот раз было отказано, что очень огорчило всех: расспросам и недоумениям по поводу такого неожиданного отказа не было конца. Что же оставалось делать? Познакомив более основательно некоторых авторитетных гласных нашего собрания с школьным вопросом в д.А., я снова просил А-цев написать приговор. Обстоятельства  в этот раз благоприятствовали. Благодаря стараниям одного землемера Сп., жители этой деревни отнеслись с замечательною готовностью и сочувствием к открытию в деревне библиотеки. Мы предложили сделать пожертвования на это доброе дело и тотчас же единодушно все согласились; составили приговор о пожертвовании 10-ти руб. общественных денег на библиотеку, а затем чуть не все стали жертвовать из своих средств, так что в пол часа подписали около 15 рублей, да потом еще некоторые из отсутствующих прибавили свои жертвы, в общем получилось чуть не 30 руб. Такая сумма на устройство библиотеки, собранная добровольными пожертвователями, подтверждает прежнюю мысль, что вотяк стремится, рвется к школе и книге, он жаждет грамотности. И в своем приговоре о пожертвовании известной суммы из общественного капитала они прибавили, что они просят открыть у них школу, а при   ней библиотеку. Не знаю, что повлияло на благоприятный исход возбуждаемого ими в течение трех лет вопроса о школе, но только  в прошедшую очередную сессию 1904 года школа в д. Ар. земством открыта. Я нарочно подробно описал историю открытия школы в вотской деревне, чтобы показать действительно народившуюся среди вотяков потребность в грамотности и искреннее желание иметь школу. Не на словах только они желают школу, а на деле; своими большими пожертвованиями они показывают, что школа им нужна. Такое «томление» о школе, такое желание света кажется для меня знаменательным явлением в жизни наших инородцев и отрадным фактом. Очевидно, они поняли и убедились, что с теми ничтожными запасами познаний, которые дальше собственного хозяйства не простираются, нельзя жить. Сама жизнь и повседневная практика подсказывают, что без грамотности жить нельзя.  Странно вотяку за свою темноту, вот почему он так и рвется к свету. И в добрый час! Ведь «школа путь к добру и свету, школа к истине ведет»… Дай Бог, чтобы наши язычествующие инородцы скорее пришли к одной истине, что «Иисус Христос есть Истинный Бог наш», — тогда и в наших инородческих приходах было бы одно царство, царство Христа, и было бы «едино стадо и Един Пастырь».

 

Св. И.Тр.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *