Из книги:
"Белов В.Н. (Сост.). Священники Елабужского края в публикациях современников и культурно-духовная жизнь Елабуги в 1900-1916 гг. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, 2016.
ВЕВ, 1915, 29 мая, №23, с.799-801
24 апреля исполнилось 25 лет игуменства настоятельницы Елабужской женской обители, игумении Елизаветы. По желанию сестер обители этот день освящен был праздничною службою Божией Матери – иконе Ее, именуемой Казанской, с присоединением благодарственного молебна. Вот краткие сведения из биографии Матушки Елизаветы.
Матушка пребывает в монастыре уже свыше 50 лет. Первоначально она назначена была настоятельницею монастыря из сестер Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря 17 декабря 1889 г. манатейной монахиней. Вступив в управлением монастырем, она через несколько же месяцев, а именно 24 апреля 1890 г. возведена была Преосвященным Афанасием, епископом Сарапульским, в сан игумении. В 1892 г. 17 апреля, по внимании к ее ревностной, благочестной и исполнительной службе награждена золотым наперсным крестом из Святейшего Синода. В 1899 г. 10 июня – как зарекомендовавшая себя особенно усердным служением и исполнением своих обязанностей – награждена золотым с украшением крестом из Кабинета Его Величества. Имеет медаль в память царствования Императора Александра III. От рода ей уже 78 лет.
Одним из местных протоиереев сказано ей было в должное время следующее приветствие:
«Высокопреподобная матушка и благочестивые сестры!
Сегодня у нас особенный освященный день, по милости Божией праздничною службою, — день 25-летия игуменства Вашего, добрая матушка, и день свыше 50-летия Вашего монашества – с того времени, как Вы вступили в обитель Нижегородского Крестовоздвиженского женского монастыря. Как же нам не воздать хвалу Богу и не прославить Его за таковую милость к нам?!
Четверть века — ведь немалый период времени! За таковой период все мы переживаем немало перемен в жизни, немало испытываем радостей и невзгод житейских, а иногда и горя. А живущие в монастырях – каждый и каждая инокиня за таковое время немало переживают подвигов и трудов монастырских. Не напрасно ведь монашество и называется подвижничеством, а несущие это звание не напрасно называются подвижниками и подвижницами?! Каждому иноку и инокине приводится нести особые подвиги и труды. Нелегкие эти труды, особенно для настоятеля и настоятельницы монастыря. Настоятельнице монастыря приводится не только следить за собою, как бы чего не упустить исполнить из дел своих, но и следить за сестрами, — за всею обителью.
Каждой из сестер нужно назначить то или другое послушание и затем следить, смотреть, как каждая из них несут и исправляют свои послушания. При этом приводится и поощрить кого, кого вразумить, кого и наказать. И нужно сказать, что за все время игуменства и управления Вашего монастырем Вы зорко следили за всеми живущими в монастыре, — за всею обителью. Не говоря уже о послушаниях в монастырских мастерских, Вы наблюдали и за другими послушаниями, начиная с скотного двора и кончая огородом, распределяя равномерно труды по этим послушаниям. Если за одними работами в мастерских, как-то: в живописной, резной, позолотной, столярной, ткальной следить нелегко; то тем более нелегко было в то же время следить и за другими послушаниями, например по чтению и пению в церкви, прислуживанию в монастыре.
При этом если поиметь в виду еще хозяйство по монастырю, которое всегда велось под руководством и наблюдением Вашим и которое всегда требовало много хлопот и заботливости и в особенности в последние годы, когда расходы по содержанию монастыря вследствие увеличения числа жительствующих в монастыре возросли почти вдвое, то можно представить, как велики и тяжелы были Ваши труды и заботы. Случалось иногда, что монастырь испытывал и недостаток в средствах по содержанию, но Вы всегда находили возможность покрывать этот недостаток или платными деньгами за работы сестер в мастерских, или другими способами при помощи и участии добрых людей, имели и еще возможность оказывать материальную помощь бедным семьям, особенно бедным девицам. Очевидно, во всех этих случаях являла Вам свыше свою помощь сама Небесная Царица, Покровительница монастыря, наша Заступница усердная.
Она Вам помогла и мирно править обителью без раздоров, доходящих до сведения начальства.
Но к чему нам перечислять Ваши заслуги и труды, — как бы восхвалять Вас, когда все благочестивые иноки и инокини уклоняются от этого. Верховный подвижников, апостол Павел сказал: не могу ничем похвалиться, токмо благодатию яже о Христе (Галл.6,11). А мы грешные чем можем похвалиться, разве только немощами своими (2 Кор.2,12), по слову того же апостола. За все, что мы сделали при помощи Божией, нам остается только воздать хвалу Богу, а суждение о наших заслугах предоставить людям.
Помоги же, Боже, Вам, добрая матушка, еще послужить здешней обители многие годы в здравии и благополучии и закончить в ней дни своей жизни.
Настоящий монастырский праздник закончился в покоях матушки приветствием ее от притча и поднесением иконы Божией Матери в серебро- позлащенной ризе, — именуемой Казанской, также хлеба и соли. Дай Бог, ей доброго здоровья.