Из книги
"Белов В.Н. (Составит.). Елабужский край в составе Вятской епархии — исторические и этнографические материалы. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения
Русского Географического Общества, 2015. – с. 266"
Краткая биография протоиерея Михаила Елабужского,
последнего настоятеля Свято-Никольской церкви с. Вавож
В пятницу третьей недели Великого поста, 24 февраля 1912 года по старому стилю, в село Вавож приехал и сразу же исповедовал 260 человек новый священник. Им был выдающийся просветитель, миссионер и этнограф — удмуртовед Михаил Стефанович Елабужский.
Родился он 27 октября 1869 г. по ст. ст. в селе Халды Малмыжского уезда Вятской губернии в семье священника Стефана Елабужского (1834-1874).
В 1883 году Михаил окончил Нолинское духовное училище, где, кстати, составил рукопись «Курс ботаники», а затем Вятскую семинарию по первому разряду (1890). Особую склонность блестящий семинарист имел к изучению языков: греческого, латыни, французского, немецкого, английского, еврейского, татарского, марийского. Позже освоил и удмуртский язык.
Первый год юноша работал в народном училище села Старые Зятцы. Молодые выпускники семинарий очень часто начинали свою трудовую биографию в качестве школьных учителей, дожидаясь освобождения вакансии священника в каком-нибудь приходе и подыскивая себе «матушку». Михаилу повезло.
Он женился на дочери известного просветителя Удмуртского края, протоиерея Михаила Иоанновича Шерстенникова (1841-1922), оказавшего на него немалое влияние. Мария Михайловна стала верной подругой и помощницей Вавожского батюшки до самых последних его дней.
13 января 1891 г. по с\с М.С. Елабужский был рукоположен в диаконы, а через неделю во священники, после чего был назначен в с. Алнаши Елабужского уезда.
Как и большинство сельских священников, о. Михаил преподавал в школе Закон Божий, а также и пение, используя при этом скрипку. Он прекрасно разбирался в нем и высоко ценил его эмоциональное воздействие на прихожан — полуязычников.
Весьма плодотворны оказались исследования простого сельского пастыря в сфере удмуртской этнографии. Это научные, миссионерские статьи «К демонологии некрещеных вотяков Елабужского уезда», «Боги некрещеных вотяков Елабужского уезда», «Поверья некрещеных вотяков Елабужского уезда о злых духах и колдунах» (1894), «Моления некрещеных вотяков Елабужского уезда», «Обряды новокрещенных вотяков Елабужского уезда при погребении и поминовении умерших» (1895). Отец Михаил служил с 1893 года инородческим миссионером 3-го благочиния уезда, поэтому данные публикации представляли собой не академическую ценность, а являлись практическими пособиями сельским иереям в их антиязыческой деятельности.
Заметим, что и отец его, священник Стефан Елабужский, немало и увлеченно занимался просвещением удмуртов. За что в июле 1864 г. он был удостоен благодарности архиерея «за усердие в обучении вотяков и их детей грамоте и молитвам».
Знание удмуртского языка, забытых обрядов, живших кое у кого в тайниках души, и национальных житейских традиций помогало о. Михаилу находить душевный контакт с прихожанами. Отца Михаила православные удмурты любили, а кого-то не принимали — и все тут!
7 февраля 1895 г. по с\с М.С. Елабужский указом Святейшего Синода был отправлен в глухое, новооткрытое село Удугучин Малмыжского уезда. Он заведовал там воскресной женской церковно-приходской школой для взрослых и был законоучителем. Там же продолжились его научные публикации: «Крепость вотского язычества» (1903), «О новых изданиях на вотском языке» (1906), «Историко-статистическое описание с. Удугучин», оставшееся в рукописи (1899).
В 1896 г. о. Михаил создал Общество трезвости со своим отпечатанным типографским способом уставом, утвержденным через два года в Вятке. Устав гласил: «4. В Общество может вступать после молебна святому Василию Великому всякий православный христианин не моложе 15 лет»; «7. Зарок не пить вина членами дается на время не менее года», «15. Общество трезвости заботится об устройстве публичных чтений, собеседований, музыкально-певческих собраний, об открытии библиотеки и читальни».
Нововведения и просветительские усилия удугучинского миссионера были, в конце концов, замечены и оценены епархиальными властями. В 1906 г. он стал заместителем председателя пастырского собрания Вятской епархии, членом Николаевского братства.
В сентябре того же года начались события, значительно изменившие жизнь М.С. Елабужского.
5 сентября 1906 г. по с\с в селе Новый Мултан, ближайшем к Удугучину, вспыхнули кровавые стычки с полицией тех запасных солдат, в основном, удмуртов, что были собраны сюда из ряда волостей Малмыжского уезда. Традиционная кумышка лилась рекой. И в результате оказалось трое убитых: крестьянин, стражник, урядник.
У страха глаза велики. Газеты закричали о «восстании». Мол, оно «принимает серьезный оборот. Большинство мятежников-вотяков занимается охотничьим промыслом и, следовательно, имеет оружие. Около своего местожительства вотяки устроили опасные заставы и баррикады».
Отправившийся на следствие в Мултан Сарапульский жандармский ротмистр Малюта не решился проникнуть в селение мятежников и следствие произвел на расстоянии 40 верст от села». Ротмистр не решился, а священник знал все о своих заблудших прихожанах-удмуртах, понимал их беды… Поэтому уже через несколько дней он был в Новом Мултане, пытаясь что-то объяснить удмуртам. Отец Михаил сочувствовал им и успокаивал все еще гудевших бедолаг. А что еще должен был делать священник?Но духовные власти проявили при разбирательстве новомултанского казуса жесткость. В личное дело М.С. Елабужского позже оказалось вписано взыскание за:
- Близкое знакомство с антиправительственными деятелями.
- Участие в политических митингах.
- Устройство таких митингов, что они содействовали развитию того движения, которое закончилось беспорядками в селе Мултан.
- Сочувствие к тем заключавшимся в тюрьме, кои в этих беспорядках участвовали непосредственно, выразившееся в советах и пересылке им денег.
В ходе предшествующего долгого разбирательства власти даже сочли необходимым устроить обыск в доме священника из Удугучина. «Революционной литературы» там, разумеется, отродясь не было. Любопытно, что во время обыска отец Михаил сказал приставу: «Я ожидал к себе прибытия полиции каждый день».
Судить мирским судом священника было нельзя. Сословный, церковный суд признал по результатам своего следствия вину М.С. Елабужского. В июле 1908 года ему был «вменен административный перевод в село Вагино в наказание, со взысканием половинных расходов следователей и с поручением строгому надзору Благочинного». Через восемь лет Святейший Синод снял судимость: «Не считать бытность под судом священника церкви села Вавож Малмыжского уезда Михаила Елабужского».
Итак, с 20 июля 1908 г. по с\с отец Михаил служил в селе Вагино Слободского уезда. Вел «Пастырский дневник», записывая ежедневные мысли о чтении Евангелия, написал и послал в Вятку труд «Заветы преподобного Трифона Вятского». Много трудов батюшка положил на украшение местного Свято-Троицкого храма и просвещение прихожан, которые долго помнили его.
6 января 1912 г. по с\с вышло распоряжение епископа Вятского Филарета о переводе отца Михаила в приход большого села Вавож. Возможно, прошение об этом батюшка написал из тех соображений, что более полезным Церкви он мог ощущать себя именно в среде удмуртов, с которыми у него имелся давний опыт миссионерского общения….
священник Сергий Князев
На основе книги Е.Ф. Шумилова
«Вавож. «Утоли моя печали».
История православного села и его святынь 1751-1999,
Ижевск, «Удмуртия», 1999.
Дальнейшую биографию священника-этнографа М. Елабужского интересующиеся могут найти в открытых интернет источниках.
Скончался протоиерей М.С. Елабужский 19 сентября 1937 года в том же селе Вавож.
Наиболее плодотворным периодом жизни М.Елабужского с точки зрения работ по удмуртской этнографии явилась как раз его служба в Елабужском уезде, в с.Алнашах в период с 1891 по 1895 г. поэтому мы, разумеется не могли обойти вниманием работы Михаила Стефановича, публиковавшиеся в этот период в неофициальном отделе «Вятский Епархиальных Ведомостей». С ними мы и предлагаем познакомиться нашим читателям.