Из книги:
"Белов В.Н. (Сост.). Священники Елабужского края в публикациях современников и культурно-духовная жизнь Елабуги в 1900-1916 гг. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, 2016.
В.Гр.
В.Е.В., 1903, № 8, апреля 16-го. Отдел неофициальный. Стр.316-340
Среди мелочей и кропотливых забот жизни редко встречаются моменты, когда общественная мысль, народное чувство выходит из своей, обычно узкой колеи, и малозаметный, как-то свернувшийся и замкнутый человек неожиданно оживляется, расширяет рамки своего будничного кругозора, меняет в зависимости от этого житейскую точку зрения на оценку людей и событий, выводит на свет Божий свои затаенные мечты, проверяет свои думы, набирается сил, воскресает и начинает твердым уверенным шагом идти по тернистому пути жизни. С русским человеком это бывает тогда, когда он ощутит около себя великую нравственную личность, когда в его душу льется свет от нее, как луч солнца в комнату больного, когда ее жизнь открывает перед ним бесконечные перспективы великого труда, указывает их вечные цели и глубокий смысл… Таково именно было в церковно-общественном отношении недавно совершившееся у нас великое при всей своей скромности и простоте, юбилейное чествование протоирея В.Н. Вечтомова с исполнившимся 18 февраля двадцатипятилетием его служения в протоиерейском сане.
Сын протоиерея, Владимир Николаевич Вечтомов родился в 1845 году в селе Рябинове, Вятского уезда. Среднее образование он получил в Вятской Духовной семинарии, высшее в Казанской духовной академии. Наш юбиляр принадлежит к XIII курсу (1866-1870 г.), заявившему себя еще на студенческой скамье упорным трудолюбием и редкими дарованиями. Из этого курса вышло немало работников, дела и личности которых не останутся мертвыми буквами в истории Русской Церкви. Таковы: Высокопреосвященный Антоний (Вадковский), митрополит С.-Петербургский, проф. Ф.А. Курганов, проф. Д.В. Гусев, проф. М.И. Богословский, проф. Красносельцев и др. Стремление к науке, труду, граничащему с подвижничеством, высокая нравственная настроенность XIII курса сказалась в нашем юбиляре кипучей разносторонней религиозно-просветительской деятельностью, которой он честно и самоотверженно посвятил вот уже четверть века. По выходе из академии с ученой степенью кандидата богословия, по приглашению Преосвященного Дионисия Вл. Н. был назначен преподавателем Якутской духовной семинарии на кафедру св. писания, физики и истории. В 1871 г. он был переведен в Благовещенскую духовную семинарию и назначен и.д. инспектора семинарии и преподавателем математики, физики, французского и немецкого языка. Одновременно с этими обязанностями молодой преподаватель выполнял и другие: так он был приглашен в Благовещенское духовное училище в классы географии и арифметики. При великом трудолюбии, честном отношении к делу и глубоком сознании долга, возложенного заветами родной академии, молодой преподаватель легко нес на своих могучих плечах эту многосложную службу. Нужды Восточно-Сибирского края нашли в его сердце горячий отклик. Помимо своих официальных занятий наш юбиляр добровольно брал уроки и вел их бесплатно. Так он был учителем географии в школе для детей казачьего населения. В 1873 году Иркутский епархиальный съезд духовенства пригласил В.Н., уже успевшего снискать себе славу энергичного талантливого преподавателя и опытного администратора, на должность смотрителя Иркутского духовного училища, а семинарское правление возложило на него преподавание русского языка и литературы. В то же время В.Н. был приглашен преподавать гражданскую историю всеобщую и русскую в юнкерское училище. Этой же науке обучал он и девиц духовного звания в училище, специально для них устроенном. В Сибирском крае В.Н. находился под руководством Высокопреосвященного Вениамина Архиепископа Иркутского, который возлагая на молодого деятеля такую массу труда и видя не стоны под гнетом земного креста, но энтузиазм развертывающееся натуры, направил силы В.Н. на миссионерское поприще, требующее и высокопреосвященного ума, и горячего, самоотверженно любящего ближних сердца, и крепкой, как сталь, воли. В 1877 г. 30-го сентября В.Н.Вечтомов был определен в Америку на должность кафедрального протоирея г. С.-Франциско. Возведенный 18 февраля 1878 г. в сан протоиерея, наш юбиляр отправился в новый свет. Страна колоссального труда и развития, Америка была родной стихией для о. протоиерея. На высоком и ответственном посту служителя Православной Церкви в среде инославия и иноверия, он трудился и как кафедральный протоиерей, и как благочинный американских церквей (до 1879 года 14 ноября), и, наконец, как старший член духовного правления. Находясь на миссионерской службе, о. протоиерей не покидал и своего любимого педагогического дела. По поручению Преосвященного Нестора он безвозмездно преподавал всеобщую историю (1879-1887 г.) в школе при архиерейской кафедре, открытой Преосвященным Иоанном для детей духовенства. Кроме того о. протоиерей открыл воскресную школу для православных американцев, не знакомых с русским языком, и здесь преподавал Закон Божий и русский язык. Во время шестилетнего управления епархией В.Н. основал две школы в Ситхе на синодальные суммы и на острове Унге на местные средства. С 1886 г. 27 февраля, по поручению Св. Синода, около 14 месяцев Владимир Николаевич был в командировке для ревизии церквей Алеутской епархии[1]. Много чувства и труда вложил о. протоиерей в свою миссию среди язычников. И нужно сказать, что успехи были велики. Он снискал расположение дикарей[2]. Колоши, малокультурный, почти первобытный народ, относились к нему с любовью и детским доверием, называя его «дедушкой», — имя, которое в патриархальном строе жизни диких народов имеет более религиозно-этический оттенок, чем простое и обычное чувство уважения. – В 1887 г. после десятилетней службы, Владимир Николаевич вернулся на родину. 3-го февраля 1889 года Преосвященный Сергий, епископ Вятский и Слободской, определил о. протоиерея настоятелем Спасского собора г.Елабуги. Служба родному краю была столь же, если не более, разнообразна и плодотворна. С 6-го февраля 1889 года он состоит благочинным городских церквей. Кроме того, с 1890 по 1902 г. В.Н.Вечтомов был благочинным Елабужского женского монастыря. Внимательно наблюдая за церковной жизнью в пределах своего положения, о. протоиерей снискал среди духовенства общую любовь и уважение, и – что всего важнее – эти добрые отношения не были приобретены ценою уступок или послаблений: о. протоиерей не искал дешевой популярности, и если нашел радушный привет в сердцах своих собратий, то это было плодом его редкого умения показать милость в правде и правду в милости. Горячее, сердечное отношение к делу, любовь к Церкви, энергичное преследование цели – создали ему громкую известность не только в своей среде, но далеко за ее гранью. Бывали случаи, что обиженные и нуждающиеся крестьяне из дальних деревень шли в Елабугу к этому доброму пастырю и здесь находили, кто что искал. Насколько мог о.протоиерей откликаясь на чужое горе, вложить в него душу, как в свое собственное, сообщать ему высокий нравственный характер, — предоставляем читателям судить по тому, что после, когда от несчастия оставалось одно только воспоминание, народ снова шел к нему и со слезами радости, припадая к ногам, благодарил о.протоиерея. Картинка из редких… Ведь возбудить чувство в те минуты, когда мысль поглощена нуждою, — не трудно, но подействовать на сердце человека так, чтобы в нем сохранилась привязанность, возникла живая нравственная связь, этот дар – удел немногих, и мы с удовольствием констатируем его в личности нашего достопочтенного юбиляра.
С особенной любовью о. протоиерей занялся здесь педагогическим делом. Как опытный администратор, воспитатель и преподаватель, много и с пользою потрудившийся еще на Амуре и в Америке, он пользуется доверием власти и духовенства. Ему снова вверяется много обязанностей. С 21 августа 1898 года о. протоиерей В.Н. Вечтомов состоит председателем совета Елабужского епархиального женского училища, в жизни которого он принимает деятельное участие с самого появления его на свет. Будучи председателем, он временно исправлял и обязанности инспектора классов (с 1898 г. 15 сентября по 16 августа 1900 года). Как председатель совета, он умело направляет и хозяйственную, и воспитательную и учебную часть… Умение обращаться с людьми, дать силам должное направление, отличает его как выдающегося педагога, опытом и советами которого дорожать даже такие преподаватели, которые по всей справедливости занимают место первых величин в педагогическом мире нашего города. Такт, способность приноровиться к детям, делали о.протоиерея на уроках, живых, захватывающих внимание, таким преподавателем, слова которого, не вызывая потуг мысли, не гибнут, как глас вопиющего в пустыне, но ловятся на лету, глубоко и надолго западают в душу. С 1891 по 1894 г. о. протоиерей состоял членом правления духовного училища. С 15 февраля 1889 г. по 1898 год был председателем Елабужского отделения Сарапульского Вознесенского Братства. С 1896 г. по 1898 г. состоял наблюдателем церковно-приходских школ и в этой должности оставил по себе много воспоминаний. Давно уже признано, что Вятский край по народному образованию стоит впереди других губерний. Деятельность о. протоиерея В.Н. Вечтомова была в этом отношении блестящим образцом общей работы губернских просветителей. И если последние пользуются лестным вниманием в светском обществе, мы должны сказать, что историк местного церковного просвещения с удовольствием отметит в личности нашего достопочтенного юбиляра крупную величину. Более чем достаточное основание для этого представляет нижеприведенная выписка из авторитетного отзыва лица, близко стоящего и горячо преданного делу народного образования. – «С первого дня своего вступления в должность наблюдателя церковных школ, — пишет один из учителей, — о. протоиерей обратил внимание на улучшение школьных помещений и изыскание средств к содержанию церковно-приходских школ уезда. Памятником этой деятельности его остаются выстроенными в десятилетний период на изысканные им средства 10 вполне удовлетворительных школьных помещений: в Танайке, Челнах, Елабуге – 2, Ижевке, в Пьяном Боре 2, в Сарсак-Ареме, в Адамучах, в Пысчасе. Ценность этих зданий, по самому умеренному подсчету, 50 т. рублей. – Желая дать прочное обеспечение школам в будущем. он много потратил труда и времени для изыскания посильных средств на содержание школ. Так, Тарловская школа к 6000 руб. внесенного до отца протоиерея на содержание ее капитала, приобрела, благодаря личному содействию его, еще 8000 руб. Лично о. протоиереем собрано на содержание школ уезда и передано в Отделение 6 100 рублей»[3]. Приведенные даты говорят сами за себя и устраняют нужду в комментариях. Любовь к детям, просветительная деятельность о. протоиерея В.Н. Вечтомова не были только служением долгу, хотя бы и честным. В этой сфере он не был только работником. Идейный ум, богатство творческих, созидательных сил, глубокая любовь к народу, влекли его всегда вперед. В девяностых годах минувшего века о. протоиерей начинает энергично проповедовать среди елабужских благотворителей идею училища слепых, этих несчастных, обездоленных судьбою людей. Горячее слово встретило отклик в добрых сердцах. Открылись щедрые пожертвования. Вызванный по этому поводу в Елабугу г. статс-секретарь Карл Грот предложил инициатору дела, о. протоиерею Вечтомову, звание уполномоченного Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых (5 августа 1892 г.). Закипело дело. Наблюдение за целесообразною постройкою необходимых зданий, набор детей, приискание педагогического персонала, специально подготовленного, — все это лежало на одном о.протоиерее. С открытием училища (в 1896 г. 22 июля) им был, по предложению Совета Попечительства, организован Комитет, душою которого был инициатор дела, сообщая работе должное направление и выводя ее на правильную дорогу. И теперь, благодаря доброму христианскому почину, энергичным трудам о. протоиерея, масса несчастных детей, обреченных на нищенство, получили возможность не только стать на свои ноги, но некоторые из них даже быть кормильцами своих семей. Вступая в седьмой год своего существования, училище слепых продолжает полною рукою черпать как нравственные силы, так и получать материальную поддержку из того же источника[4].
В настоящее время о. протоиерей предполагает открыть в г. Елабуге библиотеку-читальню, устроить при ней богословские чтения для интеллигентной публики, с целью дать возможность ознакомиться образованной части общества с учением православной Церкви, научное знакомство с которым в последней настолько желательно для мыслящих людей, насколько и необходимо для Христианской Церкви. И мы уверены, что о. протоиерей, привыкший всякое дело доводить до конца, организует и это дело надлежащим образом.
Как представитель духовенства, о. протоиерей Вечтомов пользуется его безграничным доверием. С 1891 по 1894 г., 1897-1898 г. он был депутатом на земских собраниях; с 1893 года он является депутатом в собраниях городской думы; с 1891 г. состоит депутатом на епархиальных съездах духовенства. – Широкое и деятельное участие принимает о. протоиерей и в благотворительных обществах. Он состоит членом: 1) Елабужского Александринского детского приюта (с 1891 г.); 2) Комитета, заведывающего капиталами г.Чернова по постройке церквей и сооружению иконостасов в инородческих селениях (с 1889 г.); 3) Общества Красного Креста (с 1890 г.); 4) Братства Св.Николая (с 1889 г.); 5) Православного Императорского Палестинского Общества (с 1893 г.). – как проповедник христианства среди язычников, посвятивший святому делу миссии 10 лет в Америке, о. протоиерей Вечтомов состоит членом Миссионерского Общества. По предложению Преосвященнейшего Никона, наш юбиляр, как лицо компетентное, был командирован в конце прошлого года в г.Казань для ознакомления с устройством и постановкой дела на миссионерские курсы при Духовной Академии. Честная работа о. протоиерея В.Н. Вечтомова встречала неоднократное поощрение со стороны высшей власти. За десятилетнюю благотворительную деятельность на пользу церковных школ Елабужского уезда, он избран (9 марта 1899 г.) почетным членом Сарапульского Вознесенского Братства; состоит почетным членом комитета епархиальной библиотеки. В 1876 г. 21 марта о. протоиерею преподано благословение Св. Синода. В том же году 5 июня за временное преподавание гражданской истории в Иркутском юнкерском училище высочайше повелено выдать сверх жалованья единовременное пособие в размере 150 руб. В 1878 г. 29 апреля о. протоиерей пожалован золотым наперстным крестом из Кабинета его Императорского Величества; в 1892 г. 15 мая он Всемилостивейше сопричислен к ордену Св. Анны 3 степени, в 1896 г. 14 мая – к ордену Св. Анны 2 степени, в 1900 году 14 мая – к ордену Св. Владимира 4-й степени. «В поощрение любви к детям, являемой делом и истиною», удостоен Св. Синодом благословения Библиею (19 мая 1893 г.)
По своему характеру о. протоиерей Вечтомов производит сразу выгодное впечатление. С детьми – ребенок, с больными – страдалец, — этот живой, умный, энергичный, образованный пастырь как-то умеет сразу проникнуть в душу, понять ее и заговорить с ней ее собственным языком, осветить ее, утешить и незаметно направить в ту сторону, где ее ждет душевный мир, покой и радость. Это – человек с открытым характером, — качество, прибавим, редко встречающее должную оценку по соображениям вполне понятным. Как пастырь, о. протоиерей славится в городе своими проповедями. Живой язык, поднимающийся порою до высоты художественных описаний, его вдохновенные речи льются из глубин души, и это привлекает к нему слушателей, а современность требующих христианского обсуждения вопросов, которыми богата его проповедь, делает то, что его слово не гибнет бесплодно. На наш взгляд лучшим критерием достоинства пастырских поучений служит их влияние на слушателей. С этой точки зрения проповедничество о. протоиерея не оставляет желать ничего лучшего. Его слова и речи одинаково благотворно отражаются и на духовенстве, и на пастве. Пишущему эти строки приходилось не так давно слышать блестящие отзывы пастырей о проповеди о. протоиерея, произнесенной 6 декабря прошлого года (об отношении церкви и государства). Некоторые из горожан выражали желание видеть ее в печати для своего назидания.
Тяжелый путь трудовой жизни, всевозможные препятствия и скорби не сломили о. протоиерея. Он и теперь, уже убеленный сединами, все так же молод душою, честен, правдив, незлобив, как это свойственно человеку в юношескую пору. В период первого подъема идеальных порывов, бросая взгляд на минувшую четверть века, как-то невольно вспоминаются строки знаменитого Украинского поэта:
«Без малодушной укоризны
Пройти мытарства трудной жизни,
Изведать пропасти страстей,
Понять на деле жизнь людей,
Прочесть все черные страницы,
Все беззаконные дела,
И сохранить полет орла
И сердце чистой голубицы –
Ecce homo!…»
23 февраля представители города поднесли юбиляру икону Спасителя. Н.Н.Замятин прочитал адрес, в котором духовные дети выражали и свою радость по поводу исполнившегося 25-тилетия служения своего духовного отца в протоиерейском сане с пожеланием долголетней жизни для продолжения пастырских назиданий. Благодаря свою паству за поздравления, о. протоиерей высказал с своей стороны радость и благодарность за то сыновне доверие к своему воспитателю, какое всегда отличало прихожан, и любовь к храму Божию, — эту спутницу истинно-христианской настроенности. Главное чествование юбиляра было отнесено к 26 февраля. В этот день, в 12 часов, после преждеосвященной литургии, квартира о. протоиерея была переполнена лицами разных званий, чинов и положений, явившихся выразить свои чувства о. протоиерею. Здесь было in corpora городское духовенство, корпорации различных духовно-учебных и народных заведений со своими питомцами и представители городских общественных учреждений.
Торжество открылось молитвой. Старейший представитель духовенства, о. протоиерей П.И. Семин; стоял во главе духовенства, священнослужители пропели тропарь: «Пречистому Твоему образу». Провозгласили заздравную эктению и многолетие о. протоиерею. Юбиляр приложился ко кресту. затем о. П.М. Смирнов прочитал адрес о. протоиерею от городского духовенства, которое поздравляло юбиляра с доблестным служением Св. Церкви в течение четверти века и с глубокой радостию свидетельствовало о его братских чувствах и добрых отношениях, знаком которых оно с своей стороны поднесло юбиляру икону Великого Пастыреначаальника, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Приложившись к св. Образу, юбиляр благодарил свою собратию за теплые сердечные отношения, высказав при этом, что в течение своей службы, выполняя самые разнообразные поручения Епархиальной власти, он по милости Божией, не встречал крупных недоразумений или уклонений в жизни и деятельности духовенства от норм православного пастырства. Общее трудолюбие, желание быть светом миру, горячая любовь к церкви и пастве, общий мир облегчал ему совместную деятельность, вызывая всегда сердечные отношения.
Затем выступил инспектор классов Елабужского Епархиального женского училища, священник о. С.И. Танаевский и от лица совета и корпорации училища прочитал адрес:
«Ваше Высокопреподобие,
Досточтимый отец протоиерей
Владимир Николаевич!
В лице Вашем пред нами выступает один из последних представителей старой, к несчастию, уже оставленной школы шестидесятых годов, ее универсальность программы, серьезная научная постановка дела, развивая и обогащая ум самыми разнообразными сведениями, укрепляя энергию, облагораживала человека и всем своим строем слагала в него жажду знаний, которая в лучших питомцах жила в течение всей последующей жизни, ставя их всегда на уровне интеллектуальных запросов и воззрений эпохи. Две отмеченные черты старой школы сыграли великую роль в вашей жизни: разносторонность и глубина образования дали Вам возможность с пользой проходить самые разнообразные должности духовно-учебной службы; школьная жажда знаний, постоянная умственная работа, движение вперед спасли вас от печального, но постоянно встречающегося в жизни конфликта отцов и детей. Высшая власть доверяла вам отправление всех тех обязанностей, где требуется развитый ум и не боящаяся работы сила; молодое поколение восторженно встречало начальника и руководителя, который также стремится к свету науки, как и эти юные пробуждающиеся сердца!
При всем своем поражающем мысль разнообразии, ваша деятельность сосредотачивалась, главным образом, — как в Азии, на Дальнем Востоке, так и в Америке, да и у нас, в образовании и воспитании подрастающего молодого поколения. Для нас, как педагогов, особенно важна именно эта служба Ваша; к тому же, благодаря счастливым личным особенностям и положению деятельности, она имеет очень много оригинального, поучительного, такого, над чем стоит призадуматься, чем, подумавши, нельзя не воспользоваться. Интересы школы и жизни, вопросы науки и христианства, культуры и цивилизации, часто и доселе отдающие при встрече диссонансом, были поставлены для Вас в такое соотношение, что они получили у Вас в беседах и практике впечатление гармонического взаимодействия, может быть, и темного для некоторых, но во всяком случае в высшей степени плодотворного в церковно-историческом и педагогическом отношении. В этом честь и слава Вашей личности и жизни! На первых шагах, по выходе из академии, мы видим Вас на далеком Амуре среди людей, требовавших разносторонней упорной работы от Ваших богатых умственных сил. На заре своей деятельности Вы трудитесь в самых разнообразных областях знания: св. Писании и истории, математике и физике, литературе и педагогике. Изучить группу наук для педагогических целей дело великое и важное. Изучить науку для школы – значит сжиться с ней, проникнутся ее духом, впитать ее в себя, чтобы свет знания, как луч солнца, падал на молодую душу учащихся, озаряя ее бесконечные перспективы на мрачном фоне жизни. И нужно сказать, что старая школа 60-х годов, предъявляя столь высокие требования, не ошиблась, не только, конечно, в своих методах, но и надеждах на сильный духом педагогический персонал. Универсальность образования, упорный труд, спасая от односторонней специализации, выработали в вас с богатством техники и знаний важный в педагогическом отношении глубокий и цельный взгляд на жизнь.
Ваш всеобъемлющий умственный кругозор, Вашу русскую трудолюбивую натуру вполне оценило зорко присматривающееся к нужным для себя людям Сибирское духовенство, избравши Вас на ответственный педагогический пост смотрителя Иркутского духовного училища. И вот мы видим Вас и инспектором семинарии и смотрителем д. училища – на службах, которые вместе с научными достоинствами требуют от своих кандидатов и больших административных способностей. И нужно сказать правду: в этом выборе духовенство было на высоте своего призвания. За это ручается уже Ваша личность. – Но здесь следует упомянуть и еще об одном счастливом обстоятельстве. В этом далеком Сибирском крае вам пришлось работать под начальством и руководством одного из редких в истории Русской Церкви деятелей, приснопамятного Архиепископа Иркутского Вениамина. Высокопреосвященный Архипастырь, талантливый администратор, высокой жизни христианин, он направлял вас к тем великим целям, которым с редким усердием служил сам. Узнавши Вас, этот великий старец передал Вам те заветы, ту свою душу живую, которая, как солнце, светила и грела в темном и холодном крае дикого севера, и указывала вам иное высшее поприще.
Сама по себе очень высокая и ценная, ваша работа в Сибири была только приготовлением к более обширному и важному труду – миссионерской службе. Ориентировавшись в науках самых противоположных методов и направлений, Вы перешли в Америку – этот очаг и фокус настоящего и будущего истории. И дикарь-язычник, и цивилизованный протестант, и культурный католик и мятущийся духом англиканец были здесь в Вашей аудитории, требуя высокого взмаха мысли и бесконечной христианской любви, Ваша просвещенная аудитория была вместе с тем и школой для Вас. Получая от Вас многое, она дарила Вам то, что гений нового мира приготовил для человечества.
Кончились дни службы в далекой Америке, вы вернулись на свою родину. Здесь Вы снова и пастырь, и педагог, и миссионер, и юрист. Высокое положение, блестящее прошлое, доверие власти не закрыли пред вами стонов темных, маленьких людей; годы упорного труда не сломили Вашей энергии. Как и в годы молодости, здесь снова закипела работа. В качестве председателя отделения и уездного наблюдателя церковно-приходских школ Вы открывали новые рассадники народного просвещения, обеспечивали их и мудро руководили людьми, призванными служить просвещению края. Печать давно уже отметила и оценила по достоинству эту Вашу работу. Одна из первых второклассных школ в России – Елабужская второклассная церковно-приходская школа – есть ваше родное детище, обязанное Вам и своим появлением и своей постановкой учебно-воспитательного дела в ней. Наконец, и наше юное Елабужское епархиальное женское училище слишком много обязано Вам. Как председатель совета, Вы являетесь опытным руководителем сложного училищного хозяйства; как инспектор классов, Вы мудро направляли учебные занятии не только молодых, но и опытных преподавателей. Ваши отношения к корпорации всегда носили характер дружески сердечных бесед и указаний. Желая всем добра и мира, Вы стремились всеми силами сплотить и объединить корпорацию нашего училища для единодушной совместной работы в великом и ответственном деле женского христианского просвещения. Принимая близко к сердцу интересы училища, Вы горячо и настойчиво защищали их на епархиальных съездах духовенства, что особенно красноречиво показывает последний епархиальный съезд духовенства нашей епархии.
Примите же, глубокочтимый Юбиляр, о. Протоиерей, в сей знаменательный в Вашей жизни день двадцатипятилетия Вашего служения в сане протоиерейском, сердечный привет и самые лучшие пожелания от столь дорогого и близкого Вашему сердцу Елабужского епархиального женского училища. Дай Бог, чтобы ваша плодотворная деятельность на пользу Церкви продолжалась еще многие, многие годы!».
Благодаря Совет училища и корпорацию за поздравление, о. протоиерей заметил, что в приветствии более слышится голос любви, чем справедливости, что он делает для епархиального женского училища только то, что может. Вместе с тем он высказал, что его заветной мечтой было создать для этой юной, еще не оперившейся, но необходимой для края школы добрые традиции, такой уклад жизни, который обеспечивал бы ей наилучшее достижение тех святых целей, для которых он появилась. В частности, особой затраты сил, мучительной работы в училище он не испытывал. Не говоря уже о том, что труд сам по себе есть счастье, а педагогический – вдвойне, Елабужское епархиальное женское училище, по своей образцовой постановке воспитательного дела, сообщало всем занятиям в нем более характер отдыха, чем работы. Опытная начальница, совместно с преданными своему делу и ревностно-выполняющими долг воспитательницами, мудро руководила жизнью детей. С большим удовольствием он отметил деятельность о. инспектора классов, священника С.И. Танаевского, самоотверженно ушедшего в жизнь этой школы, безраздельно отдавшего ей свои силы и сообщающего ей тот истинно-церковный дух, который так нужен и полезен будущим работницам и сотрудницам на ниве Христовой. Выразивши признательность педагогическому персоналу за труд по классным занятиям, — о. протоиерей еще раз высказал свою глубокую благодарность за добрый привет.
По окончании ответной речи о. протоиерея, из собравшихся здесь представительниц классов епархиального женского училища выступила воспитанница V класса Александра Курочкина и сказала о. протоиерею приветствие от лица всех учащихся.
Поблагодаривши детей за ласковое слово, о. протоиерей сказал им, что они всегда были ему дороги, он любил их за послушание, за доброе слово, за старание. Обещая за них молиться, он просил и их своими детскими чистыми сердцами возносить мольбы к престолу Всевышнего.
Затем выступил г. смотритель Елабужского духовного училища, Н.Н. Коцинский, и прочитал адрес от правления духовного училища:
«Ваше Высокопреподобие,
Досточтимый отец протоиерей
Владимир Николаевич!
К красноречивому приветствию Ваших духовных детей, сослуживших и попечителей Елабужское духовное училище присоединяет и свой скромный голос: поздравляет Вас с знаменательным юбилейным торжеством 25 летнего доблестного пастырского служения Вашего в сане протоиерея на благо Церкви и Отечества, и сердечно желает Вам еще многие годы продолжать свою плодотворную деятельность, быть добрым, сильным духом и телом, утешаясь высшею наградою за труд – любовью ближних и нравственным сознанием честно исполненного долга.
Промысел Божий судил Вам, досточтимый юбиляр, начать свое пастырское служение в отдаленной от родины стране – в Америке в высоком звании миссионера, просвещающего светом Евангелия «седящих во тьме», и продолжать в Елабуге до сего дня.
При исполнении различных обязанностей, возложенных на Вас, сколько требовалось глубины и проницательности ума, широты умственного кругозора, понимания жизни и людей, практического такта осторожности в отношении к ним, нравственной чуткости, отзывчивости, теплоты и нежности сердца, энергии, настойчивости, терпения и непоколебимой силы воли!
При одном перечне обязанностей, исполняемых Вами в разное время, а иногда и одновременно, невольно является изумление и вопрос: как у одного человека хватило духовных и телесных сил выполнить все это так прекрасно? как человек не надломился, не пал под тяжестью своего земного креста? но видно, вечно непреложны слова великого Апостола: «Сила Божия в немощи совершается!». И с глубоким чувством сердечного умиления и детской простоты хочется верить, что эта-то всемогущая сила, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», пришла с небес на помощь к Вашим светлым прекрасным дарованиям и талантам, которыми щедро наделило Вас святое Провидение, она-то в животворном горниле своем очистила, освятила, укрепила, возвысила их и направила к вечным целям истины, добра и красоты. Она же, неусыпно бодрствуя над Вами, защищая и охраняя Вас от зла и погибели, властно и милосердно спасла в Вас сокровище драгоценнейшее всего мира – живую душу, помогла и помогает Вам вносить в свою пастырскую общественную деятельность и частные отношения не сухой, холодный, мертвящий и обезличивающий и обезличивающий формализм, но глубокий смысл, высокий жизненный интерес. Не даром и теперь Вы, убеленный сединами, много видевший и испытавший на своем веку горького и тяжелого в минуты светлого настроения невольно поражаете всех, имеющих счастие соприкасаться с Вашею нравственною личностью и слышать ваши простые умные беседы, — молодым, чисто юношеским одушевлением, сердечною теплотою, способностью восхищаться всем чистым, благородным и нравственным. В такие счастливые минуты от Вас веет на каждого, способного жить, мыслить и чувствовать, какою-то живительною весною, когда все воскресает в природе, расцветает и торжествует. А кто внимательно слушал Ваши живые назидательные беседы в храме Божием, тот не мог не убедиться, что Ваши пастырские обличения вызывались не желанием унизить нравственную личность человека, всегда для Вас дорогую и священную, но отвращением к нему к его пороку, — гибельному, смертоносному яду, сопровождались отеческим горячим желанием спасти несчастного грешника от гибели, Ваши утешения скорбящих, особенно при смерти и погребении близких их сердцу, были согреты такою отеческою теплотою, нежностью, христианскою жизнерадостностью и верою, что неотразимо, победно действовали на скорбящую душу, вливали в нее тихое умиление, примирение, надежду на Бога.
Елабужское духовное училище, относясь с глубоким почтением к Вашей плодотворной пастырской деятельности в пользу Православной Церкви и просвещения, приносит Вам, досточтимый юбиляр, свою горячую сердечную благодарность за то, что несмотря на многочисленные пастырские обязанности, возложенные на вас Высшею Духовною Властью и обществом, Вы сряду несколько лет служили в училище членом Правления от духовенства, причем с свойственною Вам живостью, энергиею, широтою взгляда и опытностью оказали самое благотворное влияние как на процветание учебно-воспитательного дела, так и на улучшение экономического благосостояния училища: сумели своими разумными советами возбудить участие и вызвать на материальную помощь училищу не только духовенство училищного округа, но и некоторых состоятельных добрых граждан Елабуги. – Наконец, Елабужское духовное училище приносит Вам свою искреннюю благодарность за то, что на последнем съезде духовенства училищного округа, бывшем в конце января текущего года, Вы горячо и гуманно отозвались на признанную Святейшим Синодом настоятельную необходимость устроить при училище домовую церковь и расширить тесное ученическое помещение и стали во главе комитета, изыскивающего необходимые материальные средства для приведения в исполнение этого намерения, и Училище крепко, непоколебимо надеется, что святое дело, начатое под Вашим энергичным мудрым руководством, доведено будет, при помощи Божией, до счастливого конца».
Умалчивая о своих заслугах пред училищем, о. протоиерей сказал, что он всегда сочувствовал и сочувствует учащейся молодежи, не только духовных, но и светских учебных заведений. Этим объясняется его отношение к духовному училищу. В заключение о. протоиерей выразил благодарность г. смотрителю и всей корпорации училища за те чувства симпатии, которые они высказали.
Затем выступил священник Спасского собора, о. Г.Н. Красноперов, и от лица братии собора поднес юбиляру хлеб-соль, сказавши при этом речь о чувствах радости сослуживцев по храму и высказал пожелание о. протоиерею долгоденственной совместной службы.
Юбиляр от души поблагодарил сослуживцев за их братские чувства.
После поздравлений соборного причта с горячим приветом выступили представители основанной о. протоиереем Елабужской второклассной церковно-приходской школы. Ее заведующий, священник Спасского собора о. В.А. Чернышев обратился к юбиляру с речью, в которой высказал, что своим первым дыханием второклассная школа обязана протоиерею В.Н. Вечтомову. Обязанная о. протоиерею своим происхождением, эта школа получила от о. протоиерея и свою организацию, которая свято поддерживается в училище. Выражая за то глубокую сердечную благодарность от лица педагогического персонала школы, о. заведующий принес юбиляру поздравление с исполнившимся 25-ти летием, пожелав, чтобы его доблестная служба также продолжалась и далее. В ответ на эту речь юбиляр сказала, что существующая теперь второклассная школа по его первоначальной мысли предполагалась быть крестьянской семинарией, но что назревший тогда проект дал делу иной вид, и вместо семинарии возникла «второклассная» школа…. В настоящее время работники второклассной школы, ее успехи доставляют большое утешение. Свою речь о. протоиерей закончил благодарностью за поздравление и сердечный привет школьной корпорации. Вслед за о. заведующим один из учеников второклассной школы, Алексей Никитин, обратился к о. протоиерею с речью, в которой просил о. протоиерея принять выражение глубокой признательности за все труды и заботы по благоустройству школы.
Растроганный простой задушевной речью детей народа, о. протоиерей благодарил учеников за поздравления. Учитель епархиального женского училища, регент соборного хора Н.В. Дьяконов, поднес юбиляру хлеб-соль от основанного о. протоиереем при местном соборе хора певчих. О. протоиерей благодарил певчих за привет, за любовь к храму, а руководителя хора, Н.В. Дьяконова, за редкое трудолюбие и умелую постановку церковного пения.
Городской голова В.И. Башкиров приветствовал юбиляра от училища слепых, которое устроено и поставлено на ноги о. протоиереем, благодарил за участие в городских делах. Узнавши, к сожалению, слишком поздно о чествовании глубокочтимого о. протоиерея, он не был уполномочен местной думой, но, как человек, стоящий au courant ее деятельности, выразил и с этой стороны великую признательность юбиляру, в полной уверенности, что она присоединится к его голосу.
Заведующий школой слепых, г. М.Е. Перов, поднес юбиляру изящный ковер работы слепцов, высказавши при этом благожелания о. протоиерею. Затем хор певчих, под управлением Н.В. Дьяконова исполнил концерт «не отвержи мене во время старости» (музыка Кравцева). После концерта присутствующие лично поздравляли юбиляра, троекратно лобызаясь с ним. Во время обеда преподаватель епархиального женского училища В.А. Вячеславов произнес речь, в которой метко обрисовал положение Елабужского епархиального женского училища, его нужды в педагогическом отношении. Говоря о значении достопочтенного юбиляра в жизни этой школы, оратор, между прочим, заметил: «если для каждого учебного заведения великое благо – иметь во главе опытного руководителя, то ваша светлая личность для нашего Епархиального училища с его молодыми, еще неопытными и неокрепшими силами – драгоценное приобретение. За Вами стоит великий путь. Нет жизни без скорбей, как лета без ненастья. И Вам, конечно, в течение тридцати слишком лет педагогической службы многое пришлось передумать, перечувствовать, много перенести огорчений, скорбей, неприятностей…. К нашему счастью и своей радости, Вы прошли этот тернистый путь, не надорвавши сил, не утративши ясности, спокойствия и силы мысли, не потеряли душевной чистоты…Мы радуемся, видя Вас бодрым, живым, энергичным, с таким же широким взмахом мысли, с каким не все из современной молодежи вступают в жизнь». Выразивши затем пожелания дальнейшей единодушной работы под мудрым руководством о. протоиерея оратор провозгласил тост за юбиляра. Громогласное «многия лета» и единодушное «ура» как раскат грома разнеслось по комнатам. – После того был произнесен тост за добродушное гостеприимство спутницы жизни о. протоиерея, Варвары Ивановны, делившей с ним труды его разнообразной службы, ее горечи и радости. Шумное, долго не прерывающееся «ура» было единодушным ответом публики. В конце обеда любезный хозяин предложил тост за гостей, выразивших ему свое сочувствие.
Отрадное впечатление оставил этот праздник. Чем-то родным веяло от этих речей, от обмена мыслей, от оживленной беседы, душою которой был, конечно юбиляр-хозяин. Общее сближение, воспоминание давно минувших дней, — все это, связывая прошлое с настоящим в одно великое целое, как-то невольно навевало особый строй мыслей, намерений, планов. Чувствовалось, что за плечами стоит что-то великое, дорогое сердцу, и оно толкает вперед, указывает задачи, открывает новые горизонты. То были речи возвратившегося с войны победителя. Он рассказывает выступающим на борьбу ратникам про тяжести походов, про жару схватки, про прелесть победы. Низко упала на грудь его седая голова. Никто не проронит слова… И в жилах закипает молодая кровь.
В. Гр.
[1] Кроме церквей В.Н. осматривал еще и школы. И его ревизионные заметки, найденные в церковных бумагах Преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, были признаны «весьма дельными» (Прибав. к Церк. Вед. 1893 г. № 12 стр.481 «Из моего дневника» Николай, епископ Алеутский и Аляскинский).
[2] Пользуемся случаем представить историческую заметку, проливающую свет на миссионерскую деятельность нашего достопочтенного юбиляра: прибытие весною 1886 года в Ситху из Сан-Франциско члена Аляскинского духовного правления, протоиерея Владимира Вечтомова, для ревизии Ситхинской церкви, — пишет один американский историк, — положило основание новому, более сильному движению колошей в православие. О. протоиерей, пораженный успехами пресвитерианской пропаганды, а также и крайней малочисленностью прихожан Ситхинской церкви, не превышающею 350 человек, ревностно взялся за проведение слова Божия среди колошей Ситхинских. каждый день, в продолжение целого месяца он обхаживал почти все колошинские бараборы и в каждой из них всякому предлагал слово спасения. Для обращенных прежде в православие индейцев установил по воскресным дням вне богослужебные собеседования, подыскал толкового и благонамеренного переводчика и употреблял все возможные меры, чтобы положить предел действиям пресвитарианцев. Труды и заботы протоиерея Вечтомова увенчались желаемым успехом: колоши не только поспешили на призыв ко спасению, но и подали полную надежду, что труды православных миссионеров не будут напрасными и в будущем. В это короткое, но радостное для церкви время присоединились к православию 52 человека, в числе коих было два главных тойена» (Ситха и колоши. Св. В. Донской. Прибав. к Церкво. Вед. 1893 года № 23 стр.861).
[3] Вят. Епрах. Вед. 1898 г. № 23, стр.1252-1253
[4] В настоящее время в этом училище воспитываются 27 слепых детей в возрасте от 8 до 16 лет.