Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. – с. 192"
ВЕВ, 1908, № 32, 7 августа; № 33, 14 августа. Отдел неофициальный. Стр.893-895, 909.
Село Алнаш. Церковь каменная теплая и холодная и довольно благоустроена. Народ – вотяки груб и сердечной привязанности к вере христианской, кажется, мало имеет. Впрочем, на вопросы мои о расположенности их к вере и церкви старались уверить, что язычество свое они уже забыли и знают, что лучше служить христианскому Богу. Судя по грубости народа сего, таковые уверения принимаю я за значительное улучшение их нравов: ибо не в давнее сему время прямо вопияли они противу христианства. Священнику подтверждено сколь можно стараться располагать родителей к обучению детей грамоте.
18-го. Село Кураково. Приход состоит из вотяков, черемис и татар. Последние, как и в других приходах, к церкви очень мало расположены и все храмлют на магометанстве. Но вотяки и черемисы Кураковские образованнее соседних. Собрание их в церкви было многочисленное и, судя по выражениям их чувства, надлежит заключить, что учение христианское коснулось сердца людей сих.
Село Челны. Народ смесь русских и вотяков, а потому и последние довольно обрусели и открытых суеверий между ними не слышно. Расположенность их к церкви доказывается зданием новой каменной церкви, которая готова к освящению. Увещания мои охотно слушали и по уверению священника они всегда расположены к слушанию слова.
19-го. город Елабуга. Духовенство Елабугское исправно. Народ хорошо расположен к церкви и раскола чужд. В назидание его во время литургии сказал слово. В этом городе за долг я поставил осмотреть достраивающуюся уже каменную церковь усердием купца Чернова. Церковь архитектурою богата и щедрою рукою устрояется. Теперь она кладбищенская, но, прилегая к городу, легко может служить приходскою[1].
В Елабуге представлялось духовенство ближайших сел с книгами, и были испытуемы в знании их обязанностей. При сем священник Тихих Гор Федор Кудрявцев наказан поклонами за ослушание благочинному; за подобную вину тем же оштрафован священник Икска-Устья Василий Скиперов. А причетник Свиных Гор Богословский для научения чтению и пению оставлен на месяц при Елабугском соборе.
20-го. Село Лекарево. Церковь запущена, ибо после смерти приходского священника несколько месяцев исполнял приходские требы села Качкина священник Тимофей Казанский, человек слишком вялый. Местному благочинному за неисправность по церкви сделано замечание. А в село Лекарево назначен из кончивших курс в настоящем году.
[1] Прим. источника публикации: В том же году Нил возбудил ходатайство о награждении Чернова (проходившего в трехлетие 1832-1835 почетную должность бургомистра по Елабужскому магистрату и президента) знаком отличия за устройство кладбищенской церкви. В рапорте Нил сообщал, что кроме затрат на постройку церкви (Нил определял их в 25 000 рублей) Чернов пожертвовал 30 000 руб. ассигнациями на содержание и %% причта и 5 000 руб. на устройство дома для духовенства, и что деньги положены в Государственный Заемный Банк на имя Комиссии Духовных Училищ на вечное обращение для содержания %% причта Елабужской Кладбищенской Живоначальной Троицы церкви. 9 октября 1837 года Чернов был награжден золотою медалью на Аннинской ленте.