Из книги:
"Белов В.Н. (Сост.). Священники Елабужского края в публикациях современников и культурно-духовная жизнь Елабуги в 1900-1916 гг. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, 2016.
(Священник Петр Бехтерев)
ВЕВ, 1913, №21
Не стало в Елабуге одного из добрейших пастырей церкви, многоуважаемого и всеми любимого о.П.П. Бехтерева, священника Покровской церкви, умершего 13 апреля, накануне праздника Пасхи. В лице усопшего о.Петра городское население лишилось доброго пастыря и человека. Бывало, постигнет ли тебя нужда какая, или найдет тоска и горе, и ты идешь к о.Петру поведать свою печаль, и он утешит тебя. – Даст тебе совет какой, иногда поможет даже материально. Но только никогда безучастно не отнесется к тебе. Это был близкий человек каждого знакомого, а подчас отец и друг.
Сын заслуженного и ученого протоиерея, о.Петр почти вырос и состарился в Елабуге. С самого поступления священником в г.Елабугу – на диаконскую вакансию к Спасскому собору, где отец его настоятельствовал и был благочинным, о.Петр начал испытывать семейные скорби и невзгоды. Года через полтора по поступлении во священника он лишился любимой и доброй супруги, а потом вскоре по смерти ее лишился и единственного детища – дочки. И затем тяжелый крест вдовства он нес десятки лет, без малого 36 лет. За это долгое время много привелось ему испытать скорбей: он лишился своего доброго и строгого отца, затем одна после другой вдовеют четыре его сестры (не в долгом времени), из коих самая старшая была в замужестве за инспектором народных училищ, другая за преподавателем семинарии – магистром, третья за священником и четвертая, самая младшая, за преподавателем семинарии же – бывшим после того священником при Спасском соборе. В промежуток между смертями мужей своих сестер он схоронил еще горячо любимую им мать – добрую старицу и брата своего, бывшего врачом. Все сестры, по смерти своих мужей, кроме старшей, нашли у него приют до самой старости. Всем им он помог и устроить детей их. И только самая младшая, лишившаяся совершенно зрения и страдающая ревматизмом, должна остаться теперь без приюта братского. Как покойный скорбел, что не мог обезпечить ее как должно! Но, благодарение Богу, ее взяла к себе на попечение родная племянница ее – вдова же священническая, бывшая в замужестве за законоучителем Вятской гимназии.
И вот, несмотря на то, что о.Петр призревал и воспитывал сирот – родных своих, он находил возможность помогать и чужим, так что все жалование по должности законоучительской и доходы по церкви он расходовал на других, не оставляя себе ничего на черный день. Служил он Церкви Божией также безкорыстно. Кто скажет из прихожан его, что он выпрашивал что-либо за требы? Всегда он довольствовался тем, что дадут, так что, по слову апостола, жил «не просимым, а даемым». Многие годы будет памятна его доброта.
Нам передавали, что ко гробу о.Петра во множестве приходили почитатели его, чтобы проститься с усопшим, и редкий из них уходил, не проронив слезы. Видно, что-то особенное влекло их к нему. А к погребению его собралось столько почитателей, что храм приходской не мог вместить их всех. Сказано было до пяти слов и речей надгробных. Не напрасно и теперь, когда уже могила начинает прорастать зеленью, знакомые его приходят на эту могилу помянуть добрым словом о.Петра, — помолиться о нм. Слышатся иногда при этом вздохи и следующие слова: «не стало у нас доброго о.Петра». Немало бывает у могилы и детей из числа учащихся посмотреть и полюбоваться возложенными на могилу бывшего о.законоучителя и благодетеля венками. Как утешительно, что эти дети также крестятся и молятся на могиле.
Вскоре же по погребении о.Петра почитатели его пожелали воздвигнуть ему и памятник нерукотворенный, а именно: предложили подписку на учреждение при Покровском братстве духовного училища стипендии его имени в память его 35-ти летней службы при церкви этого училища. Предложенная подписка на это святое дело, как мы знаем, идет успешно.
Один из почитателей