Макарий, епископ Вятский и Слободской. Слово, произнесенное в Елабужском городском Спасском соборе 29 июня 1887 года

Из книги: "Белов В.Н. (Составит.) Архипастыри Вятские и Сарапульские на Елабужской земле. Серия «Духовная жизнь Елабуги – по страницам Вятских Епархиальных Ведомостей 1867-1916 гг.». Елабуга, Издание Елабужского Отделения Русского Географического Общества, 2015. –  с. 192" 

ВЕВ, отдел духовно-литературный. 1887, № 15, 1 августа,  Стр.349-354

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий!

(Тропарь Убрусу)

Кому же поклоняться нам, как не тебе, Спаситель наш? Пред кем более благоговеть нам, как не пред твоим нерукотворным образом? Ты, всемогущий Господь наш, избавил от болезни не одного Эдесского Авгаря, но и многих, страдавших телесными и духовными болезнями. Ты, по любви Своей к роду человеческому, избавил всех людей от греха, проклятия и смерти. Ты даровал нам все необходимое к животу и благочестию. И за все эти благодеяния Он требует от нас немногого, именно одного исповедания слав­ного имени Его пред человеками. Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Матф. 10, 32). Что же за исповедание веры, которое так высоко ценит Спаситель пред Богом и пред людьми? Где эти исповедники, которые восхваляются в Евангелии и в других священных книгах? Было время такого исповедания; но оно прошло вместе с господ­ствовавшим язычеством. Было тяжкое время для христиан, когда они ведомы были на судище пред царей и властителей, когда за одно имя христианам угрожала мучительная и страшная смерть. Но эти плачевные века давно миновали и оставили нам пример терпения и исповедания. Благодарение Господу Богу и Его после­дователям за то, что мы в настоящее время наслаждаемся миром и спокойствием. Нас не преследуют и не подвергают истязаниям, как подвергали христиан после Вознесения Господня. Нас не за­ставляют отрекаться от веры, нами исповедуемой, как понуждали живших среди мира языческого. Мы рождаемся и умираем под сенью царства благодатного и спасительного. Господь хранит нас и обитает с нами во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20).

Счастливую судьбу нашу пред древними исповедниками вспоминаем мы потому, что ныне празднуется память святых славных, всехвальных и первоверховных Апостолов Петра и Павла. Велики и непостижимы были труды их в распространении веры Христовой. Чего не предпринимали и чего не терпели они ради Христа, своего небесного Учителя. И голод и жажда, и узы и темница преследовали их на каждом шагу. Но они оставались твердыми и непреклонными до самой страдальческой кончины. И среди всех окружавших бед, куда не простерли они слова Божия? Их дивным учением озарены были и восток и запад, и юг и север. Во всю населенную землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.  Что же сделалось у нас с их благодатным просвещением? Принесло ли вожделенные плоды их небесное учение? Воспользовались ли отдаленные потомки семенами, так щедро им рассеваемыми во всех странах и областях? та ли по крайней мере вера, которую оставили нам великие столпы Церкви Православной, утвердившие всю вселенную?

Святые первоверховные Апостолы Петре и Павле! Восемнадцать с половиною веков прошло с того времени, как сеяли вы семена слова Божия и утверждали веру Христову. В это пространное время насаженной церкви вашей надлежало бы распространиться повсюду и возвращенной вами вере надлежало бы утвердиться навсегда со всеми ее требованиями. Между тем, если бы вы от небесного вашего жилища сошли на землю, вами просвещенную; то не узнали бы в людях той веры, которую насаждали вы с такою любовию и ревностию. вы не нашли бы своих чистых семян, а напротив, отыскали бы множество  плевел, явившихся среди пшеницы от рук вражеских. Вы узрели бы учение ваше в посланиях без исполнения, а предание ваше забытым или оставленным. Но вы видите это жалкое изменение и с ваших небесных жилищ, и молитесь там господу Богу о том, чтобы исторгались плевелы из посеянной вами пшеницы, чтобы вера ваша сохранялась и очищалась от ересей и расколов.

В самом деле, мы именуем Церковь нашу Апостольскою. Но где же соблюде­ние в ней правил Апостольских во всей их точности? Где та живая и твердая вера, которую насаждали Апостолы словом и делом? Где та надежда, с которою ожидали они и убеждали других в будущей жизни? Где та любовь, которою пламенели они к Богу и ближним и которую внушали другим для их собственного благополучия? Мы видим распространение неверия, которому Апостолы никогда не учили, а, напротив, старались оное искоренять.

Видим на каждом шагу непослушание, от которого они предо­стерегали всех верующих. От этого мало видим тех добрых от­ношений между супругами, между детьми и родителями, о чем старались они, как насадители веры христианской между семей­ствами и обществами. Видим являющихся лжепророков и самоз­ваных Апостолов с учением о свободе и равенстве, с обещанием собирать грозды от терния и смоквы от репия (Матф. 7, 16).

Итак, вот вам, православные, обширное поле для вашего ис­поведания! Если желаете подражать Апостолам и их преемникам в насаждении веры Христовой, то блюдите сами себя от неверия и охраняйте других от этой язвы, губительной для всех и каждого. Если где услышите печатную или устную хулу на Спасителя наше­го и обетованную Им вечную жизнь, то не бойтесь такого неверия, а обличайте и останавливайте от этой явной хулы. Пусть за таковое обличение пронесут имя ваше яко зло (Лук. 6, 22) и заклеймят оное придуманными названиями отсталых и не понимающих века людей. От такого озлобления нравственное достоинство ваше не только не унизится, но еще возвысится на степень блаженства Евангельского. Если усмотрите нарушение церковных обрядов и постановлений, то ревнуйте о восстановлении их. Говорите со всей откровенностью, что поститься и молиться научили нас Иисус Христос и святые Его Апостолы, что хождение во храм, соблюдение постов и молитва утренняя и вечерняя, пред всяким делом и занятием, установлены для всех времен и народов. Не должны выходить из сего круга самые образованные и просве­щенные. Только те могут считать себя свободными от внушений Церкви, которые обрекли себя на погибель. А кому дорого еще спасение, тому дороги должны быть и церковные уставы со всеми их учреждениями.

А вот и второе исповедание веры среди неверующих! Исповедает Спаситель наш пред Отцем небесным и тех, кои будут заботиться о восстановлении порядка в обществах и семействах, — того порядка, которому учили святые апостолы. Их божественные писания оставлены нам в научение не одного века, а для всех веков. Стареют народы и изменяются человеческие постановления; а слово Божие пребывает в веках со всеми его требованиями. Не было и не будет времени. когда бы таинства и церковное Богослужение потеряли свою силу и значение, когда бы не нужны были христианское воспитание детей, повиновение их родителям и подчинение жен мужьям с взаимною их любовию. Образование мужеское и женское должно содействовать не к ослаблению, а к утверждению и разъяснению наших обязанностей общественных и домашних. От соблюдения Апостольских писаний и преданий зависит процветание и государств, и обществ, и семейств христианских. Противное сему учение от молодаго поколения должно сопровождаться горькими плодами и потерею благосостояния. Пусть являются глашатаи нового учения в городах и весях; но им не устоять против вековых истин и преданий. Царство веры Христовой охраняет сам Господь с Своею Пречистою Матерью и всеми святыми. Стойте, православные, в вере, мужайтесь и утверждайтесь. Сила Божия должна превозмочь всякие усилия человеческие. все плевелы растут вместе с пшеницею только до жатвы, а с жатвою или кончиною века будут исторгнуты и сожжены огнем вечным.

С этою спасительною надеждою пусть являются исповедники в градах и весях. Мы уверены, что наша православная вера со всеми ее требованиями никогда не останется без помощи Божией. Нас, последователей ее, защитит и сохранит сам Основатель оной Господь Иисус Христос с небесною Заступницею нашею в бедах и напастях. Нам помогут в деле спасения и все святые Апостолы, как здесь, так и там, в пакибытии, когда сядут они вместе с всемирным Судиею на двоюнадесяти престолах судить живым и мертвым (Матф. 19, 28). Аминь!

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *