Из книги:
"Белов В.Н. Елабужский край на страницах печатных изданий Российской Империи.
Библиографическое исследование. /- М: Издат. «Перо», 2014. – 428 с."
Дернов П.А. Историческая записка о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1878-1903 г). Елабуга, Печатня И.Н. Кибардина, 1903
Дернов П.А.
Историческая записка о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет его существования (1878-1903)
Глава I.
Открытие реального училища в Елабуге.
Мысль об открытии средней школы в Елабуге возникла среди Елабужского общества задолго до осуществления ее, в виде открытия реального училища в 1878 году.
«Дело» об открытии реального училища в Елабуге началось в 1874 году. 10 ноября 1874 года Елабужским Городским Головой, по желанию местного городского общества, был устроен общественный обед в честь степенного гражданина, первой гильдии купца города Елабуги, Дмитрия Ивановича Стахеева, известного своими значительными пожертвованиями в пользу города Елабуги. Тронутые таким вниманием общества, почтеннейшие граждане города Елабуги Дмитрий Иванович и Иван Григорьевич Стахеевы изъявили готовность сделать пожертвование на учреждение в г. Елабуге реального училища и предложили устроить подписку на образование капитала, потребного на содержание училища. Предложение Дмитрия Ивановича и Ивана Григорьевича Стахеевых с живейшим сочувствием было принято гражданами г. Елабуги, так что чрез четыре дня после этого, 14 ноября того же 1874 года, было собрано 56 тысяч рублей, из них: Дмитрием Ивановичем Ста-хеевым пожертвовано 15 000 руб., Торговым домом «Григория Стахеева Сыновья» 20 000 руб., Е.Е. Емельяновым 9 000 руб., П.К. Ушковым 9 000 руб., И.М. Шабали-ным 3 000 руб.; затем 27 декабря 1874 года Ф.П. Гирбасовым 3 000 руб. Таким образом, в лицах, выразивших желание пожертвования на это дело, недостатка не было, но их пожертвований оказалось бы недостаточно для такого великого дела, как постройка и содержание средней школы; нужно было привлечь к участию в нем первостепенного Елабужского капиталиста Ивана Ивановича Стахеева. Это был первогильдейный купец, обладавший многомиллионным состоянием, и щедрый благотворитель в пользу всех обездоленных и нуждающихся. Но благотворительность его имела одностороннее направление: он жертвовал большие суммы на постройку храмов, монастырей и не отказывал никогда бедному крестьянскому люду, буквально осаждавшему его просьбами о помощи: давал значительные для крестьянина суммы на лошадей, на коров, на постройку изб, на одежду и проч. Такую благотворительность — и на дела милости телесной он понимал, а всякую иную форму ее не считал истинной, спасительною для души благотворительностью. И вот, когда елабужане, задумав строить у себя школу, обратились к Ивану Ивановичу за содействием, — он прямо и решительно отказал. Нельзя думать, чтобы он не сознавал пользы образования. Нет, он прекрасно сознавал ее, но дух материализма и нигилизма, царивший тогда во многих средних и высших школах нашего Отечества, заражавший ее воспитанников и вытравлявший в них веру во все идеальное, возвышенное, святое и божественное, был противен для благочестиво настроенной души этого простого, искренно набожного старичка. С именем средней школы светского характера в воображении Ивана Ивановича соединилась ужасная мысль о том, что в ней учат безбожию, неверию и, таким образом, отнимают у детей самое дорогое для человека сокровище — веру в Бога. Понятно, что при таком взгляде на школу, Иван Иванович — этот щедрый благотворитель, охотно отдававший десятки и сотни тысяч рублей на храмы, монастыри и помощь бедным, решительно отказал сначала своим согражданам в каком-либо содействии устроению школы. И вот тогда-то Андрей Дмитриевич Кусакин, тоже человек простой, необразованный, но обладавший громадным запасом практически — сметливого, изворотливого ума, употребил все силы его, чтобы подействовать на Ивана Ивановича и убедить его в пользе предполагавшейся к открытию школы. Но, убежденный в верности своего взгляда на школу примерами многих ученых неверующих людей, с которыми ему приходилось сталкиваться или о которых он слыхал, набожный старик раздражался доводами ловкого оппонента и не один раз буквально выгонял его из своего дома. Андрей Дмитриевич был не такой человек, чтобы отступать пред препятствиями. Не теряя надежды на успех, он продолжал с разных сторон подходить к противнику, осаждая его своими доводами, и упорно-непреклонный в своем убеждении старик начал мало-помалу сдаваться. Наконец, он заявил, что не может сам окончательно решить дела о пожертвовании на школу без совета глубоко им уважаемого и хорошо ему знакомого одного из видных иерархов тогдашнего времени, Преосвященного Саввы Тверского, что он сам поедет к нему за советом и потом даст ответ. Тогда Андрей Дмитриевич прежде Ивана Ивановича съездил в Тверь, побывал у тамошнего Епископа и подготовил решение дела в благоприятном смысле, так что, когда Иван Иванович приехал к Преосвященному со своим недоумением, тот дал ему решительный совет и благословение пожертвовать капитал на это доброе дело открытия и устройства средней школы в родном городе. Совет, конечно, был принят просителем без колебаний, и вскоре после своего возвращения в Елабугу, 17 октября 1876 года, Иван Иванович пожертвовал на реальное училище 100 000 рублей. Эта сумма, втрое увеличивала пожертвованный на открытие училища капитал, потом еще возросла от пожертвований 12 585 руб. от разных лиц города Елабуги, 10 000 руб. от И. и В. Григорьевичей Стахеевых, 1 000 руб. от П.К. Ушкова, 6 000 руб. от Павла Ивановича и Александра Ивановича Орловых, итого составился значительный капитал в 185 585 рублей.
Тогда, согласно постановлению городской думы, 17-го ноября 1876 года, было возбуждено ходатайство об учреждении в г. Елабуге шестиклассного реального училища с отделениями основным и коммерческим и с общим отделением дополнительного класса; на содержание предполагаемого к открытию училища назначены проценты с суммы в 120 000 руб. и, сверх того, из городских доходов по 1 500 руб. в год, и предоставлено помещение для реального училища.
На это ходатайство Г. Министр Народного Просвещения ответил, что ассигнованной на содержание училища суммы в 120 000 рублей недостаточно, потому что, по действующим штатам реальных училищ, на содержание шестиклассного реального училища с основным отделением дополнительного класса потребна ежегодная сумма в 27 510 рублей; при состоянии же финансовых обстоятельств того времени государственное казначейство не могло принять на себя столь значительного дополнительного расхода по содержанию проектированного училища; обращено было в ответе Господина Министра внимание и на то, что в нескольких часах расстояния от Елабуги находится реальное училище в Сарапуле. При подобных условиях, по мнению Г. Министра, не представлялось никакой надежды на исходатайствование в Государственном Совете отпуска потребной суммы на осуществление означенного предложения Елабужской городской думы.
Получив этот ответ, городская дума снова постановила ограничиться пока учреждением в г. Елабуге реального училища в составе шести классов с отделениями основным и коммерческим, без общего отделения дополнительного класса, который может быть учрежден и впоследствии; на содержание же такого училища назначила проценты с капитала в 150 тысяч рублей, т. е. добавила к капиталу, составляющему фонд на содержание училища, еще 30 000 рублей и, сверх того, из городских средств по 1 500 рублей в год; а потому, согласно постановлению думы 6-го марта 1877 года, вновь возбуждено было ходатайство об открытии в г. Елабуге реального училища в шестиклассном составе.
20 декабря 1877 года последовало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета об открытии в г. Елабуге шестиклассного реального училища, с отделениями основным и коммерческим в двух высших классах, на содержание которого, сверх обращаемых на этот предмет процентов, в количестве 7 650 рублей, ежегодно с пожертвованного купцом Иваном Стахеевым и другими частными лицами капитала в 153 000 рублей и жертвуемых местным городским обществом 1 500 рублей ежегодно, а также предоставляемого городом помещения, положено отпускать еще из Государственного казначейства, начиная с 1-го июля 1879 года по 15 950 рублей в год с тем, чтобы в 1879 году была отпущена только половина этой суммы по расчету с 1-го июля.
Уведомляя об этом городского голову и городскую управу 19 и 27 января 1878 г., гг. Вятский Губернатор и Попечитель Казанского учебного округа просили известить городское общество о состоявшемся Высочайшем утверждении мнения Государственного Совета об открытии в Елабуге реального училища и предложить названному обществу, не признает ли оно полезным открыть хотя несколько классов реального училища с начала будущего 1878/9 учебного года, но с тем, однако же, условием, чтобы в течение помянутого года содержание училища сполна было отнесено на проценты с пожертвованного капитала в 153 000 рублей и на средства местного общества.
Признав вполне полезным и возможным открыть с начала 1878/9 учебного года только два низших класса реального училища в г. Елабуге и содержать их в течение того года на проценты с пожертвованного капитала 153 000 рублей и средства общественные, размер которых определен постановлением 6 марта 1877 года, Городская Дума, 2 марта 1878 года, постановила ходатайствовать пред Господином Попечителем Казанского учебного округа о разрешении открыть с начала 1878/9 учебного года два низшие класса реального училища и просила Господина Попечителя назначить директора для Елабужского реального училища, как лица, необходимого для руководства Городского Общественного Управления в приготовлении к открытию училища.
Вследствие этого ходатайства Г. Управляющий министерством народного просвещения, 12 мая 1878 года, разрешил открыть училище с начала 1878/9 учебного года, в составе двух низших классов, на проценты с пожертвованного капитала в пользу названного училища и на средства местного общества.
По получении от Г. Попечителя Казанского Учебного Округа телеграммы с известием о разрешении открытия реального училища, Дума в заседании своем 21 мая постановила ходатайствовать установленным порядком о присвоении Господину Министру Народного Просвещения, графу Дмитрию Андреевичу Толстому, звания почетного гражданина города Елабуги. Кроме того, воспользовавшись случаем предстоявшего в конце мая того года путешествия Его Сиятельства чрез г. Елабугу, Дума постановила поднести ему чрез городского голову адрес гласных Городской Думы. Это постановление и было исполнено: адрес был поднесен лично самому Министру Д.А. Толстому, когда он на пароходе проезжал мимо Елабуги, городским головой А.Д. Кусакиным. В этом адресе городское общество, изъявляя свою глубокую признательность за энергичное содействие графа делу открытия в г. Елабуге реального училища, в котором дети могут обучаться под ближайшим надзором своих родителей, выражало, что оно сочло священным долгом и особенно для себя честию ходатайствовать об удостоении общества присвоением Его Сиятельству звания почетного гражданина г. Елабуги.
Затем, Дума, согласно предложению Г. Попечителя Казанского Учебного Округа, в заседании своем 25 июля избрала, на основании параграфа 79 Высочайше утвержденного 15 мая 1872 года устава реальных училищ, на три года почетным попечителем реального училища почетного гражданина, первой гильдии купца г. Елабуги, Ивана Ивановича Стахеева и членами попечительства степенных граждан купцов 1-й гильдии города Елабуги: Дмитрия Ивановича Стахеева и Степана Кузьмича Емельянова и Елабужских же купцов 1-й гильдии Ивана и Василия Григорьевичей Стахеевых, Федора Прохоровича Гирбасова, Евстафия Ефимовича Емельянова, Александра Степановича Антропова и 2-й гильдии купеческого сына Федора Кирилловича Стахеева.
В этом же своем заседании Дума постановила ходатайствовать о присвоении Попечителю Казанского учебного округа, Тайному Советнику, Петру Дмитриевичу Шестакову звания почетного гражданина города Елабуги в изъявление ему чувства искреннейшей и глубочайшей благодарности за участие в открытии Елабужского реального училища и за попечение о распространении народного образования.
После всех этих хлопот и приготовлений и после состоявшегося разрешения самый факт открытия реального училища в г. Елабуге совершился 10 сентября 1878 года.
Очевидец и участник этого факта, первый директор училища, г. Кубли так описывает это открытие:
Обыкновенно тихий и спокойный город в этот день, 10 сентября 1877 года — казался чрезвычайно оживленным: по главным улицам большими массами толпились пешеходы; экипажи один за другим следовали по направлению к собору; говор пешеходов, быстрая езда и гул колоколов нарушали обычную тишину.
В исходе девятого часа ученики I и II классов реального училища, в числе 63 человек, в сопровождении своих наставников, стройными рядами отправились в собор, где заняли отведенное им место в храме с правой стороны. К началу обедни прибыл, в сопровождении директора, Попечитель Казанского учебного округа, тайный советник П.Д. Шестаков, а вслед за ним г. начальник Вятской губернии, действительный статский советник Николай Александрович Тройницкий, приглашенный местным обществом к открытию училища.
При многочисленном стечении народа, среди которого присутствовали все представители города и земства, а равно и других учреждений, была совершена литургия.
По окончании литургии духовенство, подняв чудотворную икону Спасителя, особенно чтимую местными жителями, в сопровождении хора певчих и многочисленной толпы народа, при колокольном звоне, прибыло крестным ходом в дом реального училища. Здесь, в присутствии попечителя округа, начальника губернии и других почетных лиц города, приглашенных училищным начальством на акт открытия, был отслужен молебен с водосвятием пред началом учения. После многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Аполлосу Епископу Вятскому и Слободскому, начальствующим, учащим и учащимся, протоиерей Спасского собора о. Павел Бехтерев передал директору икону Божией Матери, Споручницы грешных, присланную Его Преосвященством, Епископом Аполлосом, в благословение училищу, причем выразил от лица Владыки благие пожелания вновь открытому заведению; затем, обратившись к учащимся, сказал им приличное случаю слово.
После сего присутствующие перешли в актовый зал, где заняли приготовленные для них места. Господин Попечитель округа, с кафедры, над которой помещен был портрет Государя Императора, украшенный венком живых цветов, прочел Высочайше утвержденное в 20-й день декабря 1877 года мнение Государственного Совета об открытии в Елабуге реального училища. Вслед затем, Его Превосходительство, объявив, во исполнение Высочайшей воли Государя Императора, Елабужское реальное училище открытым, обратился к присутствующим с речью. В этой речи он, между прочим, говорил: «Мы привыкли праздновать в семействах день рождения детей, который для всякой семьи — поистине радостный день семейного торжества, так как в этот день входит в семью посланный Богом дорогой гость, вносящий благословение, утеху и радость, скрепляющий собою супружеский союз. Как же не праздновать дня рождения учебного образовательного заведения, в котором дети наши возрождаются умственно и нравственно. День открытия нового учебного заведения — праздник не только семейный, но и общественный, который мы так же, как и день рождения нашего дитяти, освещаем молитвою, уже не семейною, а общественною. С сердечным удовольствием приветствую Вас, уважаемые граждане города Елабуги, с Вашим общественным праздником, с торжеством открытия учебного заведения, в котором город и уезд так нуждались. Слава и честь тем именитым гражданам, которые своими значительными пожертвованиями заложили первый камень для основания этого заведения. Память о них перейдет в род и род.
Приветствуя Вас еще раз с днем открытия реального училища, я от полноты души желаю новому учебному заведению жить разумною жизнью и процветать на благо краю и родине.
Питаю надежду, что под руководством опытного педагога-директора, всю жизнь свою с любовью посвятившего делу образования и воспитания детей, преподаватели будут заниматься усердно, будут внимательно и заботливо пещись об умственном и нравственном развитии вверенных им детей, будут воспитывать их первее всего в страхе Божием, начале всякой премудрости: боящийся Бога будет и добрым семьянином и полезным членом общества, и верным, беззаветно преданным слугою своего Государя и отечества. А вы, дети, помните, что за любовь к вам родителей, за внимание к вам общества, за заботы о вас учителей и воспитателей вы обязаны платить им благодарностью: благодарность же ваша должна выражаться в любви и полном послушании к родителям и наставникам, в усердии к науке, в доброй нравственности и, что главнее всего, что должно лежать в основе не только ваших отроческих лет, но и всей вашей жизни, — во всегдашней непрестанной, благоговейной сыновней любви и благодарности к Творцу и Создателю мира, им же все движется и существует.
После речи Господина Попечителя округа директор вновь открытого реального училища Я.И. Кубли предложил вниманию собравшихся краткую историю хода дела по открытию училища и в заключение выразил глубокую признательность всем принимавшим деятельное участие в открытии училища, всем жертвователям, жертвы которых положили фонд для устройства училища. Особенная благодарность была им выражена городскому голове А.Д. Кусакину, который, принимая близко к сердцу нужды своих сограждан и желая дать возможность возрастающему поколению получать научное образование, не открываясь от родительского крова, призвал к посильной помощи своих сограждан. «Энергия и благородная настойчивость, говорил директор, с какими он начал и довел до конца задуманное им дело, найдут достойную оценку в сердцах воспитанников училища и их родителей; а реальное училище, устроенное его благородными трудами, будет вечно свидетельствовать о просвещенной деятельности городского головы А.Д. Кусакина, имя которого отныне будет тесно связано с историей училища».
Торжество открытия закончилось пением народного гимна «Боже, Царя храни!».
В тот же день, по исстари заведенному русскому обычаю сопровождать свои праздники хлебом-солью, городское общество устроило в благородном собрании обед, на котором присутствовало более ста человек.
Тропические растения украшали обеденный зал, в котором помещен был портрет Государя Императора, убранный живыми цветами. Во время обеда оркестр музыки и хор певчих исполнили несколько песен. Провозглашены были тосты за здоровье Государя Императора и Августейшего семейства, за министра народного просвещения, за епископа Вятского Аполлоса, причем прочитана была получен ная от него на имя городского головы телеграмма следующего содержания: «Соборным священнодействием литургии, молебствием призвавши благословение Бо-жие реальному училищу, приветствую с открытием его граждан, начальствующих, учащих. Да будет училище реальных знаний и святилищем веры и благочестия, направляя учащихся в совершенстве строения вещественного мира познавать при-сносущную силу и премудрость Творца и в Благоговейном созерцании неизменно-правильного течения естественных явлений, управляемых творческими законами, преклонять волю в послушание Божественным законам, начертанным в сердце и откровении, для совершенства жизни нравственной».
Затем были отправлены телеграммы на имя Министра внутренних дел с ходатайством подвергнуть к стопам Его Императорского Величества выражения верноподданических чувств всего населения г. Елабуги, на имя Господина Министра народного просвещения с выражением благодарности за его заботы об открытии реального училища в г. Елабуге и епископу Аполлосу в ответ на его телеграмму. Далее следовали тосты за попечителя учебного округа П.Д. Шестакова, который в ответной речи выразил благодарность городскому обществу за дорогую честь принятия его в число почетных граждан Елабуги и надежду на то, что теплые и сердечные отношения общества к реальному училищу послужат ручательством преуспеяния вновь открытого учебного заведения и провозгласил тост за представителя Городского Общества, городского голову А.Д. Кусакина, много своими личными заботами способствовавшего открытию училища, и за здоровье жертвователей и всех граждан г. Елабуги и их семейств. Следующие тосты были провозглашены за начальника губернии Н.А. Тройницкого и А.Д. Кусакина. Причем, желая ознаменовать добрым делом настоящий праздник и выразить свою благодарность А.Д. Ку-сакину за его труды и заботы по устройству реального училища, участвующие на обеде, по мысли П.К. Ушкова, составили подписку на стипендию при Елабужском реальном училище имени А.Д. Кусакина, которая дала тотчас же 1 250 рублей.
Затем Господин Попечитель округа, подняв бокал за отсутствующего на обеде Ивана Ивановича Стахеева, пожертвовавшего на основание училища 100 000 рублей, выразил желание, чтобы дорогие черты лица этого замечательного своими добрыми делами общественного деятеля на вечные времена остались в зале училища в назидание будущим поколениям. «Не правда ли, мм. гг., говорил попечитель, достойное достойному. Пусть, смотря на его портрет, ваши дети, внуки и правнуки поучатся у него святому делу благотворения, пусть узнают, как сладостно отереть слезу сирого и бедного, послужить дому Божию, поделиться избытком трудов своих со своими согражданами. Провозглашаю тост за здоровье высокоуважаемого гражданина — благотворителя Ивана Ивановича Стахеева».
После сего еще следовали тосты за здоровье директора и за процветание вновь открытого училища. Вечером дом благородного собрания и реальное училище были иллюминированы.
Государь Император, по прочтении выше упомянутой телеграммы на имя министра внутренних дел, высочайше повелеть соизволил: благодарить Елабужское городское общество за выраженные верноподданнические чувства (Правит. Вест. 1878 г. № 224).
Так состоялось в Елабуге празднество в честь открытия реального училища, обязанного своим возникновением, с одной стороны, милостивому содействию Господина министра народного просвещения, графа Д.А. Толстого и попечителя учебного округа, тайного советника П.Д. Шестакова, с другой — щедрому жертвованию почетного гражданина, первой гильдии купца Ивана Ивановича Стахеева. Елабужская Городская Дума, желая выразить чувства глубочайшего уважения и сердечной признательности этим трем лицам, в заседании своем 15 ноября 1878 г. постановила ходатайствовать установленным порядком, чрез директора училища, о разрешении постановить в актовом зале Елабужского реального училища портреты их.
Ходатайство это было удовлетворено, и портреты теперь покойных уже Министра Народного Просвещения графа Д.А. Толстого, Попечителя Казанского учебного округа тайного советника П.Д. Шестакова и первого почетного попечителя училища И.И. Стахеева, вместе с постановленным впоследствии портретом первого директора Я.И. Кубли и доныне украшают актовый зал училища.
Первая часть.
Внешняя история училища. Первоначальное, временное помещение училища
Настоящее, собственное здание реального училища служит помещением для него только с 5 декабря 1882 года. Значит, в течение четырех лет с лишком реальное училище не имело собственного дома и помещалось за это время последовательно в двух домах.
Первым помещением училища, со времени его открытия 10 сентября 1878 года и до 1 октября 1880 года, служили дома, находящиеся на углу Казанской и Никольской улиц и принадлежащие первой гильдии купцам Ивану и Василию Григорьевичам Стахеевым. Помещение, предложенное владельцами безвозмездно, состояло из главного каменного дома, во втором этаже которого находилось училище, и каменного двухэтажного флигеля, для квартир директора, помощника классных наставников и канцелярии. При двухклассном составе вновь открытого училища помещение это было достаточно просторно и в гигиеническом отношении вполне удовлетворительно, как писал в своем отчете за 1878 год попечителю округа директор. Но, заранее предвидя недостаточность этого помещения для более полного состава училища, Городская Дума приобрела еще двухэтажный каменный дом купца Репина, предназначенный для квартиры директора и его канцелярии. С перемещением в этот дом квартиры директора, в зданиях училища, при некоторых приспособлениях, свободно могли поместиться четыре класса. В этом смысле и состоялось постановление Совета Попечительства от 2-го апреля 1880 года. Но, Городская Управа, отношением от 11 апреля 1880 года, предложила новое, более просторное помещение для реального училища, а именно: каменный двухэтажный дом на Московской улице, построенный городским обществом для полиции.
В течение вакационного времени 1880 года и месяцев августа и сентября в означенном здании происходили необходимые приспособления. 1-го октября 1880 года училище перешло в названное здание. В верхнем этаже его помещался зал, библиотеки (3 комнаты), физический кабинет (1 комната), естественно-историче ский кабинет (1 комната), два класса и две запасные комнаты. В нижнем этаже — два другие класса, учебные пособия по рисованию и черчению (3 очень маленькие комнаты) и комната для гимнастики.
Хотя в гигиеническом отношении это помещение училища было не безукоризненно (сырость в нижнем этаже, неправильность в устройстве печей и неудобное расположение отхожих мест), но оно, по отзыву директора в отчете Попечителю округа, все же было много лучше прежнего по своему объему.
Флигель, находящийся при доме, был занят канцеляриею и помещением для служителей.
Постройка собственного здания
Еще до получения формального разрешения на открытие реального училища, Городская Дума, озабочиваясь о собственном здании для предполагаемого училища, приобрела за 6 000 рублей каменный двухэтажный дом с принадлежащими к нему постройками и местом в 449 кв. сажен, вслед затем приобрела еще пустопорожнее место 180 квадратных сажен за 1 000 рублей, а после было приобретено смежное с этим другое пустопорожнее место, и на нем 17 июня 1879 года, после литургии в соборе, было заложено, в присутствии Господина Попечителя учебного округа П.Д. Шестакова, производившего тогда ревизию училища, сооружаемое на средства местного городского общества здание реального училища и обошедшееся ему в 80 тысяч рублей.
Проект плана этого здания был составлен окружным архитектором Казанского учебного округа Друзиным и, после объяснения автором его Вятскому Строительному отделению мнимых недостатков и неправильностей в этом плане, он был утвержден и преступлено к постройке здания. Постройка шла быстро, и осенью 1881 года окончена была штукатурка здания, а 5 декабря 1882 года училище переместилось уже в собственное здание.
Это большое здание в три этажа, вполне приспособленное к своей цели. Обширные и светлые классы и коридоры, обилие света и воздуха, удобная распланировка не заставляют желать ничего лучшего.
По внешнему виду своему это здание построено в форме буквы Г, с особой пристройкою для химической лаборатории, где в настоящее время помещается и естественно-исторический кабинет.
В нижнем этаже, подвальном, помещаются аммосовские печи, комнаты для служителей, столовая для учеников общежития и гардеробная комната, кухня и кладовые для съестных припасов, в среднем кабинет директора, канцелярия, физический кабинет, библиотеки фундаментальная и ученическая, четыре комнаты для общежития (две занятных и две спальных) и вестибюль. В верхнем этаже помещаются актовый зал, все классы и кабинет инспектора.
5 декабря 1882 года после божественной литургии в соборе, в присутствии представителей города, было освящено новое училищное здание, и с 7 числа в нем уже начались уроки.
До настоящего времени здание реального училища существует без всяких изменений его внутреннего устройства.
Кроме главного корпуса, реальному училищу принадлежат еще два здания. Первое — это двухэтажный каменный дом, в котором помещаются квартиры директора в верхнем и инспектора — в нижнем этаже и небольшая больничка, на случай серьезных заболеваний среди учеников, помещающихся в общежитии.
Второе — это тоже двухэтажный каменный дом, находящийся рядом с первым и служащий для помещения одного из помощников классных наставников в верхнем этаже и письмоводителя — в нижнем.
Дом, в котором теперь находятся квартиры директора и инспектора, это первая недвижимость, приобретенная городским обществом для реального училища, еще ранее открытия его, за 6 000 руб. от купца Репина; второй же из этих домов — это дар в пользу училища от главнейшего деятеля по его открытию и устроению — бывшего, ныне уже покойного, городского головы и почетного попечителя училища Андрея Дмитриевича Кусакина. В 1885-м году он, в виду отсутствия помещения при реальном училище для квартирования двух помощников классных наставников, получавших вследствие этого из городских сумм квартирные деньги, на свой счет построил на городском месте, у училища, этот дом вместе с надворными строениями и передал его, в собственность города, для помещения в нем содержимых городом на квартирах помощников классных наставников. Постройка этого дома с надворными строениями стоила Андрею Дмитриевичу 7 000 рублей. Получив уведомление об этом пожертвовании в пользу города, для нужд реального училища, от городского головы, директор Иванов донес об этом попечителю и просил его принять на себя ходатайство, если он найдет это возможным и полезным в интересах училища, о награждении Андрея Дмитриевича за столь крупное пожертвование в пользу училища. По ходатайству Господина Попечителя, А.Д. Кусакин был награжден орденом св. Анны 3-й степени.
Самое место, занимаемое реальным училищем, очень красиво и удобно и находится на Набережной улице. Из здания училища открывается прекрасный вид на камские луга и на самую реку Каму на двадцать верст по ее течению. Особенную красоту и простор этот вид получает весною, во время разлива многоводной Камы, не доходящего всего несколько сажен до стен реального училища.
Как будто это место выбрано для училища с тою целью, чтобы дать возможность воспитанникам его непосредственно наблюдать великую пользу водной стихии, ежегодно весною в невообразимо громадной массе здесь являющуюся, приносящую множество судов, значительное количество строевого леса и топлива и оставляющую после себя цветущий и благоухающий луг, с его разнообразной жизнью, которую теперь и имеют возможность изучать воспитанники у самых стен своего учебного заведения.
Предметы преподавания
Предметы преподавания в Елабужском реальном училище, соответственно учебным планам 1895 учебного года и изменением их, последовавшим в 1900 году, следующие:
- Закон Божий а, Священная история ветхого завета в первом классе, б, Священная история нового завета во втором классе, в, Объяснение богослужения в третьем классе, г, Пространный катехизис в IV и V классах, д, История христианской церкви в IV и Катехизис с добавлениями в VII классе.
- Русский язык — во всех классах: этимология и синтаксис, теория словесно
сти, этимология церковно-славянского языка (IV класс), логика и история лите
ратуры. - Немецкий язык во всех классах.
- Французский язык во 2, 3, 4, 5 и 6 классах.
- География во всех классах, кроме дополнительного.
- История во всех классах.
- Математика: арифметика (I-III классы), алгебра, геометрия, тригонометрия,
приложение алгебры к геометрии. - Физика в V-VII классах.
- Космография в VII классе.
- Естественная история во всех классах, кроме VI-го.
- Черчение в III-VII классах.
- Рисование во всех классах.
- Чистописание в I и II классах.
При существовании коммерческого отделения и до преобразования реальных училищ в 1888 году преподавались еще химия в VI классе, механика в VI классе, начертательная геометрия в VI классе, коммерческая география, коммерческая математика и бухгалтерия.
Число учеников учившихся и окончивших курс за время существования училища
Елабужское реальное училище имеет целью удовлетворять потребности в образовании значительного по пространству Прикамского края. Поставщиками учеников для Елабужского реального училища, после самой Елабуги и Елабужского уезда, являются города и их уезды: Малмыж, Уржум, Нолинск, Яранск и Глазов Вятской губернии, Мамадыш, Чистополь, Лаишев, Чебоксары — Казанской губернии, Мензелинск и Бирск Уфимской губернии.
Со времени открытия и до половины 90-х годов прошлого столетия количество учеников Елабужского реального училища было незначительно и только с 1895-1896 учебного года начало быстро возрастать и до настоящего времени увеличилось более чем вдвое. Причиною этому служит более и более проникающее и в низшие классы общества — мещанство и крестьянство — сознание потребности в образовании и его пользы…
Если взять из … цифр среднюю за 25 лет, то придется по 115 учеников на каждый год. А, принимая во внимание количество существовавших за это время классов и разделяя на него общее количество учеников за 25 лет, получим по 18 учеников на каждый класс.
Экскурсии
К разряду учебно-воспитательных средств относятся экскурсии разного рода: гимнастические, ботанические, геологические и химические.
Экскурсии первых двух родов совершались и совершаются, начиная с 1891 года, по одному разу в год, — каждая обыкновенно в конце апреля или в начале мая.
Для гимнастической экскурсии ученики всех классов выстраивались в ряды перед зданиями реального училища и в стройном порядке, с пением русских песен, отправлялись в ближайший сосновый лес. В лесу ученики младших классов занимались различными играми на зеленой площадке; ученики же старших классов, под руководством преподавателя естественной истории Розова, в ближайших лиственных кустарниках занимались определением растений. По прошествии 1-2 часов последние ученики присоединялись к младшим и остальное время до вечера занимались играми, для чего были взяты из дому мячи и другие принадлежности детских игр.
Подобного рода экскурсии, имеющие главным образом характер гимнастической прогулки — с целью дать возможность ученикам подышать свежим лесным воздухом, не проходили бесследно и в отношении их физического и умственного развития. Утомленные усиленными трудами весенних, всегда сложных, вследствие повторения курсов, занятий, ученики вполне отдыхали на этих прогулках и запасались свежими силами для занятий последующего, остающегося до экзаменов времени.
Экскурсии второго рода, ботанические, имели более серьезную, научную цель.
Совершались они тем же путем, как и первые, и, обыкновенно, ученики в том же порядке отправлялись в ближайший сосновый лес. Здесь ученики 3, 4 и 5 классов, под руководством преподавателя Розова, знакомились с местонахождением весенних цветущих растений. Для более подробного знакомства с характерными признаками таких растений ученики вырывали их из земли и укладывали в папки для гербаризации. В каждую из таких экскурсий бывало определяемо около 15 видов травянистых растений. Ученики и сами определяли род и вид находимых ими растений при помощи карманных определителей. Знакомились ученики и с главными из встречающихся представителей лиственных деревьев и кустарников, между которыми цвели травянистые растения. В последнее время, с ведением естествоведения в курс низших классов, в экскурсиях принимают участие и ученики этих классов. И самые экскурсии с учениками младших классов приобретают характер не исключительно ботанический, а вообще естественно-исторический, с целью ознакомления с характерными представителями различных общежитий: леса, луга, озера, поля, сада и проч., и устраиваются сравнительно с прежним чаще не только весной, но и осенью, и при том отдельно для каждого класса. Экскурсии подобного рода имеют важное учебно-воспитательное значение: они непосредственно знакомят учеников с природой, воспитывают у них любовь к ней и ее чудным произведениям, развивают в детских умах привычку к наблюдательности, к разумному отношению к окружающим их явлениям природы и представляют прекрасную подготовку к систематическому изучению природы, к уразумению ее законов — в старших классах.
Экскурсии геологические устраивались сравнительно редко и имели целью ознакомление старших учеников с геологическим характером местности, на которой расположена Елабуга, показать ученикам характер и строение горных пород, обнаруживающихся на естественных разрезах, и указать на характерные окаменелости, встречающиеся в этих породах. Для этого ученики 5 и 6 классов, а иногда и 3-4 классов, в полдень отправлялись в сопровождении исполняющего обязанности инспектора и помощника классных наставников на высокий берег Камы, где находится так называемое Чертово Городище и откуда открывается прекрасный вид на Каму и всю местность, окружающую Елабугу. Здесь преподавателем указывалось ученикам на речную долину, образованную отступлением Камы; с высокого берега отчетливо представлялась ученикам терраса, на которой стоит город. Преподаватель объяснял ученикам способ образования такой террасы и попутно знакомил экскурсантов с имеющимися историческими сведениями относительно возникновения Елабуги, указывая при этом на остатки валов, окружающих город, и на следы существования монастыря в том месте, где находились ученики. Затем экскурсанты, спустившись несколько вниз, осматривали пласты известняков, глин и рухляков, обнажившихся на берегу Камы; присутствие углекислой извести в последних было демонстрировано реакцией соляной кислоты. На плитах известняков было находимо много отпечатков и слепков плеченогих моллюсков, характерных для Пермской формации. Характер залегания пород и окаменелости давал прекрасный материал для беседы о том далеком прошлом, когда эти высокие берега и местность, на которой расположен город, были залиты морем.
Собрав образцы горных пород и окаменелостей, экскурсанты спускались по горе к Каме, где на самом берегу реки им предлагался чай. Здесь около воды учениками осматривались глыбы песчаников и конгломератов, причем преподавателем указывалось на работу воды при образовании обломочных пород.
Важное научное значение таких экскурсий заключается в том, что они знакомят учеников с историей строения самой земли и постепенного образования ее формаций, что они обнаруживают пред ними следы разумной творческой силы в бездушных и неразумных стихиях и укрепляют в убеждении, что и в мертвых, по-видимому, массах земли заключена жизнь, развивающаяся по определенным законам.
Последнего рода экскурсии — химические, возможны только в Елабуге, имеющей в недалеком расстоянии от себя химические заводы Ушкова и К, и совершались всего несколько раз — 2-3, начиная с 1895 года, обыкновенно, в четверг и пятницу на масленице, под руководством преподавателя химии Н.В. Розова. Ученики с дозволения заводского управления отправлялись на лошадях на завод, близ деревни Бондюги, в 20 верстах от Елабуги. Благодаря вниманию к воспитанникам со стороны всех химиков, служащих на этом заводе, и самого управляющего, ученикам был показан на практике и тщательно выяснялся весь химический процесс по переработке изготовляемых на этих заводах продуктов: соды, мумии, зеленого купороса, серной кислоты, белильной извести, глинозема, меди и др., причем специалисты техники, заведующие каждым отделением завода, знакомили учеников с имеющимися здесь приборами, интересными в том или другом отношении. Осмотр завода продолжался до вечера с перерывами, во время которых ученикам предлагался от управления завода завтрак и обед, затем ученики или вечером того же дня или утром следующего возвращались домой в Елабугу.
Рассматривая подобного рода экскурсии в учебно-воспитательном отношении, должно сказать, что действие всех виденных на заводах картин оказывалось весьма сильным и поучительным. Общая картина трудовой жизни, представляющая на каждом шагу примеры пользы знания и аккуратного исполнения назначенной каждому обязанности, должна действовать на каждого человека в добрую сторону, а тем более на юношей, не видавших этой жизни и представляющих ее по другим источникам, иногда неверным и смутным, совсем в нежелательном виде. Эффектные химические процессы, совершающиеся в больших заводских размерах, невольно приковывают внимание, возбуждая пытливость и многие другие добрые стороны души. Затем, здесь, на заводе ученики видели наглядно такие явления и приборы, на которые школа может только указать, но не показать. Такие картины надолго запечетливаются в памяти, возбуждают интерес в людях энергичных, оживляют вялых, развивая их ум и душу.
Стипендии
Хотя плата за право учения в Елабужском реальном училище с начала его существования была определена только в 20 рублей, а с 1893 года, с разрешения Г. Министра Народного Просвещения, повышена до 25 рублей, но всегда были и есть бедняки, которые не могут внести и этой платы и нуждаются в помощи. Для таких учеников, кроме общества вспомоществования, существуют при училище еще другие источники материального содействия — стипендии.
Всех стипендий при Елабужском реальном училище четыре.
Первою по времени учреждения была стипендия имени Андрея Дмитриевича Кусакина. Елабужское городское общество, желая изъявить свою признательность городскому голове, 1-й гильдии купцу Андрею Дмитриевичу Кусакину, за оказанные им заслуги и энергическое содействие к учреждению в г. Елабуге реального училища, в день открытия его составило подписку на учреждение из процентов с собранной суммы при Елабужском реальном училище стипендии имени Андрея Дмитриевича Кусакина. Собранные по сей подписке деньги, обращенные в две 5 % облигации 2-го восточного займа, по 1 000 р. каждая, а всего, по номинальной цене, две тысячи рублей находятся, согласно положению о стипендии, в заведывании педагогического совета реального училища и хранятся в местном Казначействе, в числе специальных средств училища.
Назначение стипендиата из учеников реального училища, отличающихся успехами в науках и хорошим поведением, предоставлялось самому Андрею Дмитриевичу, а по смерти его, по Положению, перешло к педагогическому совету реального училища.
Раз избранный стипендиат сохраняет право на стипендию во все продолжение своего учения в училище и может лишиться только в случае, если, по нерадению или неспособности, он педагогическим советом не будет признан того достойным.
Вторая стипендия имени в Бозе-почившего Императора Александра П-го учреждена Елабужским земством в 1887 году. Стипендиальный капитал в 3 000 рублей в облигациях хранится в местном казначействе в числе специальных средств Елабужского реального училища. Стипендиат избирается Елабужским земским собранием из детей беднейших жителей Елабужского уезда. Пользование стипендией не налагает никаких обязательств на стипендиата.
Третья и четвертая стипендии — имени Василия Григорьевича Стахеева. В 1898 году наследниками В.Г. Стахеева пожертвован капитал в 7 000 рублей, заключающийся в свидетельствах Государственной 4 % ренты, на учреждение при училище двух стипендий имени покойного их отца В.Г. Стахеева. Капитал хранится в казначействе в числе специальных средств училища. Стипендиаты избираются педагогическим советом.
Кроме этих стипендий, Елабужское земство с 1898 года ежегодно отпускает 360 руб. на содержание 4-х учеников из крестьян Елабужского уезда, избираемых земскою управою.