Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."
Текст воспроизведен по изданию: Сатрапинский И.И. Материалы для истории Елабужскаго Троицкаго монастыря. Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии 1909 года. Вятка, губернская типография, 1909 с. 1-24
Прошлаго 1757 года ноября 12 дня духовная консистории имея разсуждение . чтов некоторых духовных правлениях при духовных делах присутствуют одни протопопы а где протопопов нет там приходские священники, а в тех самых жительствах где оныя учреждены духовные правления имеются мужские монастыри, а в них настоятели архимандриты и игумены, которые в тех духовных правлениях присутствия не имеют, а понеже оным монастырским властям по первенству сана их надлежит при всех соборных священнослужениях и при отправлении благодарственных молебствиев и в протчих бываемых церимониях начальствовать, а не имея над священнослужителями команды не могут они при том что к лучшему церковному благочинию распорядка чинить и повелевать, ибо и от священников не таковое и послушание и покорение происходить может как бы оныя власти сами духовными правителями были и потому следственно оным монастырским властям яко первейших в тех градех духовным начальникам в духовных правлениях присутствовать и в надсматривании над священно-церковнослужителями всякаго благочиния наблюдательство иметь дабы они священно-церковнослужители во исправлении должности своей большую предосторожность имели ктомуж в производстве дел и в решениях лучшее о двух, нежели от одной персоны может быть рассуждение, а сверх того во время отлучности одного другой в правлении тех дел остаться имеет и в течении оных остановки и препятствия воспоследовать не может, того ради по докладу Его Преосвященства определено: во оных местах, где духовные правления есть и внутрь оных монастыри и в них архимандриты или игумены имеются тех во оных духовных правлениях для выше[1] резонов присутствовать обще с находящимися при оных ныне закащиками протопопами или священниками и во исправление оных духовных дел поступать им в силе правил святых, духовнаго регламента и Ея Императорскаго Величества указов и данных закащкам о церковном благочинии инструкциям во всем без упущения о чем в те духовные правления и к тем настоятелем указы посланы и по указу Ея Императорскаго Величества и по приказанию Его Преосвященства велено в силу вышеописанного определения быть в оном духовном правлении обще с находящимся там закащиком протопопом Иаковым Алексиевым Елабужскаго Троицкаго монастыря игумену Макарию правителем и то духовное правление иметь в том Елабужском Троицком монастыре и о том для ведома и надлежащего исполнения во оное духовное правление иметь в том Елабужском Троицком монастыре и о том для ведома и надлежащего исполнения во оное духовное правление послать указ (о чем сей и послан) и Елабужскому духовному правлению чинить о том по сему Ея Императорскаго Величества указу.
Февраля 16 дня 1761 года.
Димитрий Протопоп Благовещенский.
Подканцелярист Андрей Петров.
[1] Вероятно пропущено слово «указанных». Ред.