Резолюция кабинет-министров, на сообщение из Пр. Сената, о поручении ген.-лейтенанту А.Румянцову освидетельствовать разоренные башкирами села и деревни с повелением не взыскивать до указа с них подушных денег, 28 марта 1736 г.

Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического  исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."

Текст воспроизведен по изданию: Сборник Императорского Русского исторического Общества. Том 114. Бумаги Кабинета Министров Императрицы Анны Иоанновны 1731-1740 гг. собранные и изданные под редакцией А.Н.Филиппова. Том V (1736 г.). Юрьев, тип. К.Матисена, 1902 стр.138-139

Присутствующим в Сенате из сенатской конторы и из генерального кригс-коммисариата предоставляют, что от обретающегося в Казанской провинции у смотрения над подушным сбором подполковника Дмитрия Певцова получены ведомости, из разоренных-де башкирцами сел и деревень приходят многие обыватели и объявляют, что села и деревни их от башкирцев выжжены, а люди, как мужеск, так и женск пол, многие побиты, а иные ранены и взяты в полон и бежали в башкиры, к воровскому намерению, целые деревни, и отогнано скота, и побито, и взято-ж и пожжено хлеба многое число; и притом он, Певцов, представляет, что тем разорением подушных денег платить им нечем, и требовал во взыскание подушных денег с сел и деревень, за показанным башкирским разорением, как поступать.

И по определению сенатской конторы к генералу лейтенанту и Казанской губернии губернатору Румянцову послан указ, велено ему о сыске беглых в башкиры, к воровскому намерению, людей учинить ему по данной инструкции и по указам, каковы он имеет, под секретом, и что учинено будет, в Сенат и в сенатскую контору репортовать, а о показанных от башкирцев означенным обывателям разорениях освидетельствовать подлинно, и каким образом тем разоренным людям способ учинить и в податях можно польготить, разсмотреть и со мнением писать в Сенат и в сенатскую контору.

А генерал-директор барон фон-Розен в Сенат-же доносит, что в 735 г., в июле и августе месяцах, Казанской губернии, дворцовой Елабужской волости в селе Челнах воры-башкирцы и татары церкви Божия и многие крестьянские домы и пожитки выжгли, и скот отогнали, и многих крестьян побили до смерти и поранили, и в полях посеянный хлеб, как рож, так и яровой, от их башкирского нападения не жать, отчего они пришли во всеконечное разорение; да по требованию-де действ. стат. советника графа Мусина-Пушкина взято у них из села Елабуги в вольницу, против неприятелей-башкирцев, за Каму крестьян 169 человек; и за вышеписанным-де от башкирцев разорением и за отлучением многаго числа крестьян, дворцовых доходов и подушных денег взять не с кого и платить им нечем; и требовал, чтобы за вышеписанных, взятых против помянутых неприятелей-башкирцев в вольницу, села Елабуги крестьян, подушные деньги и дворцовые доходы с оставшихся крестьян сложить.

А по именному Ея И. В-ва, февраля 11 дня сего 1736 г., указу, данному генерал-лейтенанту и Казанскому губернатору Румянцову, да стат. советнику Кириллову, с которого в Сенат из Кабинета Ея И. В-ва сообщена копия, велено: 1) застарелых тептярей и бобылей от башкирскаго послушания отрешить и за претерпенное их разорение от воров-башкирцев оброков им платить не велеть, и оставить их при одном прежнем ясашном платеже в казну, а которые приставали к ворам, с таких за вину, сняв башкирский оброк, брать, сверх прежнего ясака, хлебом с сохи по четвертухе ржи и по четвертухе-ж овса; 2) с бывших аймаков в нынешнем воровстве, за казенный убыток и партикулярное разорение, усмотря удобное время, развытя, взять лошадей, годных в службу, с каждого аймака по 500, и из тех лошадей учинить достойное награждение разоренным, а затем оставшихся лошадей  употреблять в драгунские полки.

Того ради Вашим Сиятельством сим сообщается, что по рассуждению сенатскому, к генер.-лейтенанту и Казанскому губернатору Румянцову подтвердить указом, чтоб он послал нарочных офицеров, которым велеть освидетельствовать подлинно, какое число как в Казанском, так и в прочих уездах и в оной дворцовой Елабужской волости в селе Челнах разорено сел и деревень, и людей побито, и ранено, и в полон взято, и бежало в башкиры, и отогнано скота, и взято всякого хлеба, и что с них подушных денег взять надлежит, и ту ведомость прислать в Сенат немедленно, а в генеральной кригс-комиссариат послать указ, чтобы оный, по сношению с ним, генералом-лейтенантом Румянцовым, с тех разоренных обывателей, — которые, конечно, за тем разорением подушных денег, тако-ж и дворцовых доходов села Челнов, платить не могут, — правеж тех денег до рассмотрения удержать. И ежели ваше Сиятельство (sic) с сим разсуждением изволите быть согласны, о том-бы в Сенат приказали сообщить письменно.

Князь И.Трубецкой, Андрей Ушаков, князь Ю.Трубецкой, барон Петр Шафиров, граф М. Головкин, Александр Нарышкин, обер-секретарь Дмитрий Невежин.

По сему из Прав. Сената сообщению в Кабинете Ея И. В-ва разсуждено писать о сем к генералу-лейтенанту Румянцову, велеть освидетельствовать, ежели которые подлинно башкирцами разорены, с тех, до указа, подушных денег не взыскивать, и с кого именно то невзыскание подушных денег для такого разорения определено будет, сообщить в комиссариат. Андрей Остерман, к. Алексей Черкасской. Марта  28 дня 1736 г.

 

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *