Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."
Текст воспроизведен по изданию: Рычков Н.П. Журнал или дневные записки путешествия Капитана Рычкова по разным провинциям Российскаго государства, 1769 и 1770 году. В СПб., при Императорской Академии Наук 1770 году стр. 40 – 54
Маия месяца 31 дня (1769 г. – В.Б.) – Июня месяца 1 дня.
Из пригородка Заинск расположил я путь мой к реке камее, и дорога до оной реки была большею частию лесом и горами, где находилось множество в ночи светящихся червей. они лежали на траве между растущим тут лесом. и при темной ночной изпускали пламень природою в них сохраненной.
Село Челны было на берегу реки Камы, и с луговой стороны возле самаго жительства сего впадает в нее река Челна называемая. Берег сея реки достоин тем большаго примечания, что состоит весь из белаго дикаго камня, и во многих местах ужасныя глыбы камней стоят утесом над водою. Тут же находился разработанный медный рудник, который ныне оставлен или за неименеем в нем более руды, или за чрезвычайною твердостию рудной слой покрывающаго камня.
Река Кама текущая подле сего села гораздо шире и быстрее прочих мест: ибо в сем месте ширина ея более трех сот сажен; и для того весною бывает тут пристань хлебным и другим по ней к Волге идущим судам. Сколь полезна сия река, по тому, что способом пространнаго ея течения имеем мы свободное водное сообщение с отдаленными частями государства; то тем более еще, что места в округе ея лежащие, изобилуя пахотною землею и великим числом по них обитающих земледельцов, снабжают хлебом те места, которые оным нуждаются. Во время вскрытия вод нагружают тут суда хлебом, солью, железом и медью, которую выплавляют на заводах находящихся близ сея реки, или по тем рекам, которые в нее впадают, каковы суть река Белая, Вятка, Чусовая, Ик и тому подобные…
В протчем река Кама изобилует множеством различных рыб, которые суть осетры, белуги, белая и красная рыбица (красная рыба, находящаяся в сей реке есть род той рыбы, которая известна под именем лососей. Жители сея страны поймав оную солят с таким искусством, что не можно распознать, что то не самая лучшая семга), стерляди, сомы, сазаны, судаки, лещи и тому подобныя. Вкус сих рыб гораздо Волжских превосходит, а особливо Камские стерляди от всех за лучшие признаются. Орудия или снасти употребляемые для ловли рыб ни чем не разняться от тех, которыя употребляют на реке Волге.
В пятнадцати верстах от села Челнов переехав на нагорную сторону сея реки, находится пригородок Елабуга, имеющий название сие от озера тут находящегося. Он населен дворцовыми крестьянами, между которыми земледельцев очень мало, а большая часть люди ремесленные, как-то медники, иконописцы, набойщики и серебряки. Дворов обывательских в нем более шестисот и три церкви, из коих две — деревянные и одна каменная. Селение укреплено небольшим рвом и деревянного стеною, а посреди жительства находится еще другое укрепление, служащее замком сего местечка, где находится соборная церковь, канцелярия и дом управителя в нем живущего.
Земля вокруг сего пригородка лежащая наполнена великим множеством соснового лесу, а притом, будучи через меру глиниства, ни к хлебопашеству, ни к скотоводству ни мало не способна. Сие самое принудило жителей упражняться в разных торгах и рукоделиях и оставить им приличные промыслы. Они не только что нуждаются пахотного землею, но почти не имеют и лугов, куда бы можно было им выгонять на паству стада свои. Причина тому сия, что луговая сторона реки Камы, которая всем вообще изобилует, принадлежит во владение другим сельским жителям, а нагорный берег, где оный пригородок, и где земля к нему принадлежащая, имея песчаную и глинистую землю, родит очень худо и хлеб и траву. Главный продукт елабужских жителей есть лук, который столь изобильно тут растет, что они довольствуют им самые отдаленные города.
Сколь бесплодна земля, окружающая сей пригородок, то столько дурна и вода в озере Елабуги называемом: ибо она весьма горького и притом противного вкусу, который происходит от множества травы на дне сего озера растущей. Река Тойма, текущая подле Елабуги, довольствует водою жителей сего селения.
На дне сея реки растет некая долгая трава, которую земледельцы, живущие по берегам реки Камы, называют Измодень и употребляют от различных болезненных припадков. Они парят ее в глиняных горшках, и соки, из нее выходящие, служат им ко излечению случающихся им болезней.
Описание Чертова городища, находящегося на берегу реки Камы в двух верстах от Елабуги
Близ пригородка Елабуги на верху крутой горы находятся остатки древнего города. С южно-западной стороны подле самой подошвы горы сея течет река Кама, а с восточной стороны протекает река Тойма, впадающая в Каму. Хотя не видно тут никаких других зданий кроме каменной стены, сделанной из белого дикого камня, но сия самая тем большего заслуживает внимания: ибо оная стена так порядочно построена, что ни самая древность не могла еще истребить удивительного искусства древних сего места обитателей. Она построена вдоль крутой почти неприступной горы, и соответствует течению реки Тоймы. Длина еще и доныне безвредно стоящей стены составляет тринадцать, а вышина оныя более двух сажень, и в рассуждении так малого пространства находятся три круглые и довольно пространные башни, которые выдались из стены наподобия полукружия. Из них на двух верхи не имеют никакого прикрытия, и видно, что изломаны, или разрушились от продолжительной древности так, что они уже равны со стоящею стеною, но одна из них гораздо возвышена и покрыта досками наподобие обыкновенной башни. В округ ее находится шесть небольших окошек, а внутри палата величиною и окружностью с ней равна. Из чего, кажется, можно заключить, что в сем месте были градские врата, которых довольной вышины отверстие и до днесь видно, хотя оно и закладено внутрь сей стены недавно жившими монахами, и деревянное прикрытие сей возвышенной башни без сомнения сделано руками сих новых обитателей.
По известиям, которые мне сообщил недалеко от Елабуги живущий заводчик Красильников, во всем месте бывал храм древних язычников, обитавших в сей стране. Он славен был вещуном или Оракулом, который будто бы в нем находился, и ответы от него подаваемые были столько почитаемы, что со всех сторон народ стекался к нему для вопрошения.
Повествуют еще, что внутри храма сего обитал ужасной величины змей, которого бесчеловечные жрецы обыкновенно умилостивляли приношением ему в жертву людей иноплеменных и сим его питали. Перед тем, как быть разрушенну царству Болгарску, сие чудовище неведомо куда пропало. Вообще царь того народа, хотя и со слезами, умилостивлял бога храма сего, дабы спасти отечество свое от народа с севера идущего, который называл он Татарами и которые, уже находясь в его землях, разоряли некоторые части его государства. Он не получил никакого ответа о судьбе своего народа и принужден был возвратиться в свой город, в котором обще со всеми своими поданными был жертвою своих неприятелей.
Все сие он сказывал мне по преданиям своих предков и по некоторым запискам, которые имел покойный отец его, будучи человек любопытный: но все оное у него или погорело во время пожару, или утрачено от нерачения домашних.
Впрочем, стены те не только у около живущих, но и у всех отдаленных жителей известны под именем Чертова городища. Легко статься может, что прежде, нежели сооружена была сия стена, находился тут уже храм и жрец, служащий сему богу и подавающий ответы приходящим к нему. Может быть, народ или царь, обладающий сею страною, чрезмерно почитая обитающее в нем божество, и прельщаемы будучи различными ответами, от него даваемыми, вздумали оградить храм его высокими стенами, и хотя каменных гор поблиску оного нигде не находится, но они могли доставать с верху или с низу реки Камы, где каменистых мест довольно и водяной перевоз так способен, что они могли в полую воду приставать с судами к самой подошве сей горы. Вероятно, что в самое то время когда народ трудился, созидая оные стены, Татары или другие народы вошли в их страны и сие самое принудило их не окончен оставить работу, бежать спасти дома свои и собственную свою жизнь от рук нашедших неприятелей.
Наконец новые народы, поселившиеся в сих местах, не видя в округ стен никакого обиталища и пустота ненаселенной земли принудили их сказать, что стены созидали не люди, но духи, в воде живущие.
Престарелый крестьянин, живущий в пятнадцати верстах от Елабуги, в селе Челнах, сказывал мне по преданию народному, будто бы Аксак-Темир, разоряя многие города за Камою находящиеся, пришел и к сему городищу, которого положение места так ему понравилось, что он несколько времени проводил тут посреди веселья и покоя. Он прибавлял еще к тому, будто бы и самая стена была им построена, но, не окончив, принужден был для некоторых обстоятельств оставить сие место и продолжать далее свои победы. Сие сказание, утвержденное на одном пустом только мечтании и на словах простого народа, воображающего Темир-Аксака более чудовищем, нежели человеком, думаю, не имеет ни малой справедливости. Я не знаю, что бы его могло понудить воздвигнуть стены в такой земле, где он малое время находился и помышлял более об успехах своего оружия. Сей государь, как видно через меру ненавидел старинных обитателей сих мест, не пощадил и самые великолепные города в сей стране находящиеся, но разорил их до основания.
Если бы угодно было ему основать новую столицу своего владения, то лучше казалось ему избрать город Болгар, стоящий на устье реки Камы, но он разрушил его до основания (как то повествуют Татары, прибавляя к той повести).
Сей разоренный город красотою места своего не только не уступает сему городищу, но и во многом превосходит.
Градское укрепление и внутрь великолепно построенные здания могли бы ему заменить тот труд, которой бы он должен быть принять, созидая новое жилище.
Что касается до нынешнего состояния сего городища, то должно ведать, что внутри древней сей стены находился мужеский деревянный монастырь, но со времен известного узаконения о монашеских обителях оставлен он за числом других оставшихся монастырей и ныне никакой обители в нем не находится. О нем сказуют, что построен царем Иваном Васильевичем в то время как взял он столичный Татарский город Казань, и вознамерился рекою Камою ехать до города Соликамска: но доехав до места, где ныне Елабуга находится, заболел и для сего принужден был оставить предпринятое путешествие. Так повествуют о сем жители сего места. Начало пригородка считают с того же времени, и есть тут церковь им построенная во дни его в нем пребывания.
Ныне сумнения, чтоб сие столь прекрасное положение места каково находится у городища, не понравилось сему Государю. Увидев же при том заложенное укрепление и в округе лежащие места, лесом, водою, рыбою и всем изобилующие, рассудил избрать оное для обители монахов. Сей монастырь, как слышно был первый, который воздвиг-нул он в знак благодарности к богу за множество побед, одержанных в сей стране.
Думать надобно: как скоро монахи тут поселились, то зачали время от времени разрушать внутри ограды стоявшие здания. Они не могли без ужаса взирать на остатки такого места, где слышали, что был храм древних язычников, которого и малые знаки казалось видеть им безбожно. Превеликия кучи дикого камня и кирпича, лежащие посреди монастыря без всякого употребления, свидетельствуют, что здания, там прежде бывшие, разрушены монашескими руками.
Кроме каменной стены, от южно-восточной стороны укрепляет еще оное городище довольно глубокий ров с изрядными по нем валами, которые обошед вокруг монастыря, кончатся у весьма крупной долины, из которой выходит два источника с весьма приятною и чистою водою, текущею по мелкому песку. Здесь не нужно было делать укрепления руками человеческими. Натура сама укрепя оное, избавила от трудов места сего обитателей. Немалую красоту придает сему городищу находящаяся тут отрощенная и приятная березовая роща и вал идущий с южной стороны, обошед оную оставляет внутри каменой ограды (План сей стены, составляющий сие славное городище, и всех внутрь и вне его находящихся зданий, прилагается здесь под литерою Е). Без сумнения хранили ее как христиане, так и язычники и сии последние может быть почитали в ней нечто божественное как то в древности и обычай был посвящать богам места прекрасные. Остатки сего древнего обыкновения сохранены еще и до ныне между Черемисами и Чувашами и другими народами, пребывающими во глубине невежества и неверия. Они приносят жертву посреди отращенного лесу.
Какие народы прежде пришедших и усилившихся Татар обитали в сей стране, того я сказать не в силах, и тем меньше еще, что не известно, какои именование имела в древности река Кама. Писатели старых времен, ежели со всем о ней не умалчивают, то по крайней мере описуют оное под таким именем, которое мне до ныне не известно. Татары, Чуваша и другие языческие народы называют ее Идель, или Челман Идель.
Естли Иродот под именем реки Аракс разумеет ныне называемую Волгу как то многие писатели и соглашаются, то можно усмотреть, что в сей стране были жилища Скифских народов. А как Кама течет не в великом расстоянии от Волги, то без сумнения народы по ней обитавшие суть одного с ним отродия. Не думаю, да и быть тому не можно, чтоб городище построилось до неизвестных времен здесь обитавших скифов: но вероятно, что Болгары гораздо после их в сих местах жившие были основателями всего храма.
Не имея ни малого знания и искусства разбирать деяния и происхождения древних народов. оставляю все приличные к тому исследования искусным и упражняющимся в истории. Для меня останется то только несказанным утешением, что я имел щастие видеть остатки таких древностей, которые возбудят внимание и труды какого нибудь человека искуснаго.
Свойства земли у городища находящейся, достойны так же описания: ибо вся гора составлена из многих слоев желтой и притом очень вязкой глины, отличающейся добротностью своею от всех земель, которые мне в стране сей видеть случилось. Желтый вид без сомнения получила она от руды железной, которая должна находиться в недрах горы, и помощью которой переменила она свой природный цвет. Тут же нашел я много кусков самого лучшего слоистого гипса, лежащего между слоями в горе находящейся глины.
Нагорная сторона текущей тут реки Камы имеет гораздо крутые и возвышенные берега, и при подошве их находятся разного виду окаменелыя раковины, аммониты и белемниты. Любителям натуральной истории должно место сие казаться тем приятнее, что и самые травы, по берегам реки растущие, суть отменныя от других проезжаемых мною стран.
В семи верстах от пригородка Елабуги на речке названием Серали находится медный завод, принадлежащий Тульскому купцу Семену Красильникову. В нем четыре плавильные печки и еще два другие горна, из которых один способствует, дабы вычищать и отделять выплавляемую медь от чугуна, а другой для разлития перечищенной меди в небольшие части, или в так называемые «штыхи». Фабрика, покрывающая плавильныя печки, и другие машины, действующие внутри оных, сделаны из соснового лесу очень порядочно, и протчия заводсткие строения оным соотвествуют. Хотя находится при заводе несколько собственных его заводчика крестьян, но число их очень малое: и потому исправляется он наемными работниками, которых он довольное число находит в тех самых деревнях, которые близ заводу находятся. Руду достают из разных мест, а большей частью с луговой стороны реки Камы. Они хотя и не очень богатого содержания; ибо изо ста пуд руды не выходит более как два пуда с половиною самой чистой меди: но будучи окружены такими селениями, где всегда работных людей и повощиков руды очень довольно, то приходят на завод за такую цену, которая с избытком награждает труды заводо содержателя. По словам сего заводчика, не выплавлавляет он в год более тысячи пудов меди, по причине разных недостатков, случающихся при заводе его.
Хозяин сего места сказывал мне, что прежде нежели сей завод достался во владение его покойного отца, находился тут медный завод, заведенный шведами, бывшими здесь в плену и кои были поселены по берегам реки Камы, сколь долго пребывали в сих местах сии искусные поселяне, столь долго и завод здесь был в лучшем состоянии: но как скоро они оставили сию страну (или по случаю мира со Шведами учиненнаго, или по другой какой причине, которая ему не известна) то завод их оставшись впусте и без призрения, разорен был до основания.
Тридцать лет тому назад, как отец его Красильникова осмотрев оное место, просил, чтобы позволено было ему возобновить в нем тот промысел, которым питались прежние сего места обитатели. Он получил на то позволительный указ, по которому имел право взять во владение свое как опустевший завод, так и рудники к нему принадлежащие. Заводчик дал мне несколько кусков тех медных руд, которыя имели прежде живущие тут шведы, и которыя должно почесть за самыя редкия и богатейшия руды.
Первый рудник, Актазицким называемый, находится близ реки Тоймы, впадающей в реку Каму. Камень, составляющий сию руду, есть краснаго виду, мягкостию и цветом подобный самой лучшей краске. По нем видимы блестящия зеленые жилки, обвившиеся в округ руднаго камня, и сие делает вид сколь приятный, столь равно и редкий.
Другий находился в вершине реки Мензели, и назывался Ахмешевский, по имени деревни близ его находящейся…
В осьми верстах от Сералинскаго заводу находилось русское село, Челны татарския называемое (имя сие имею они от татар, прежде сего в сем месте обитавших). По берегам тут текущей речки находится множество каней, покрытых малыми окаменевшими раковинами; а в двух верстах от сего жительства есть каменная гора. из коей довольствуются жители, ломая каменья для своих нужд. Внутрь горы сея не видно ничего примечания достойнаго кроме того, что между каменьями бывают иногда такие, которые изпещрены малыми раковинами.