Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."
Текст воспроизведен по изданию: Храмозданные грамоты на построение церквей в Вятской епархии. Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии 1914 год. Вып. II—III. Вятка, Губ. типография, 1914
Божиею милостию великий Господин Преосвященнейший Силвестр, митрополит казанский и Свияжский. В нынешнем 1731 году Маия в 12 день били челом Его Архипастырству Казанскаго уезду Зюренские дороги Елабужскаго заказа ясашные русские и новокрещены новопоселенные деревни Челнов крестьяня староста Федор Федосеев сын Щтеников, выборной Сергей Костентинов да новокрещены деревни Мукай староста Василий Иванов, деревни Гришкины Осип Васильев, Василий Кирилов, деревни Сентяку Данило Петров, Иван Васильев с товарыщи и всех оных деревень обыватели, а в заручном их прошении написано: помянутые де деревни Челнов крестьяня жили в селе Саралях и от хлебнаго недороду перешли на татарскую покинутую землю тому лет с десять, а ныне де помянутых деревень руские и новокрещеные к церкви Божией прихожи во оное село Сарали, а оное де село от жилищь их не вблизости расстоянием верстах десяти, и в вещнее время за реками во оное село и к церкви Божией ходить нам невозможно, також за далностию от оной церкви роженицы без покаяния и новорожденные младенцы без крещения и без молитвы помирают и ныне де они, просители, по согласию со общаго совету, обещаютца построить в помянутой новопоселенной деревне Чернах святую церковь во имя Рождества пресвятые Богородицы деревяную вновь, а без благословенныя грамматы строить не смеют, и чтобы Преосвященнейшему Митрополиту пожаловати их, челобитчиков, благословити и повелети в вышеписанной их деревне Челнах помянутую вновь церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы построить и дати благословенную граммату. И сего ж Майя в 17 день Великий Господин Преосвященнейший Силвестр, Митрополит казанский и Свияжский, слушав вышеозначенного их заручного челобитья, указал против оного челобитья церковь вновь строить ненужно с красным осмериком (?) добрым мастерством и дал благословенную граммату. А вначале на основании тоя церкви бытии иерею, крест воздрузити и молебен пети и святою водою кропити и все строити по чину, как о том напечатано в новоисправленном болшом требнике и строить бы ту церковь по чину правилного и уставного законоположения, как о сем правила и устав церковной повелевают о единой или о трех или о пяти главах, а шатровых церквей отнюдь бы не строити, и чтоб олтарь был пространен и светел с прирубными петистенными стенами, престол учинить о четырех столицах, а запрестольный образ поставить одаль престола, чтобы во время иерейского служения иерею в каждении меж престола и запрестолнаго образа пройти было свободно; во святой олтарь из церкви учинить же трои двери: царские, северные, южные, и в церкви учинить же трои двери: северные, южные, западные; пред западными дверьми учинить паперть. А вначале на правой стороне царских дверей поставить образ всемилостиваго Спаса с благословящею рукою, потом же и протчия образы по своему обещанию; на левой стороне царских дверей поставить образ настоящаго храма рождества Божией Матери и прочии св. образы по чину, такожде и вверху в иконостасе поставить образы по чину же, и чтобы у святой церкви без Ево Архипастырского указу пределов не строити и к той церкви с причетники справить церковную землю и сенные покосы против указа Ея Императорскаго Величества и соборного уложения и под тое новопрестольную церковь отвесть под кладбище и попу с причетники под сельбу (селидьбу) земли длиннику и поперешнику по осьмидесяти сажен, а пашенную землю и сенные покосы по силе оных просителей и обязателства отвесть сряду в ближних местах, а не врозни, и приписать тое земли и обмежевать. И как та церковь сооружена и со всем церковным украшением ко освящению изготовлена и к той церкви иерею с причетники церковная земля и сенные покосы против указа Ея Императерскаго Величества и соборного уложения и по силе их подписки справлена и под тое новопостроенную церковь под кладбище и попу с причетники под селидбу земли длиннику и поперешнику по осьмидесяти сажен отведено будет, и о том Ево преосвященству учинить известие и по Ево архипастырскому указу о освящении той церкви указ и освященный антиминс послан будет к вам. А буде та церковь построена не против вышеписаннаго указу или образы не по чину поставлены будут и по Ево Архипастырскому указу той церкви освященной не быть, потому что противно правилному законоположению и церковному уставу. А что от того церковного строения останется лесу и щеп и тот лес скласть особ и из того лесу на строение мирских домов не продавать, кроме церковнаго строения, а щепы отдать просфрнице и велеть теми щепами топить печь, в которой просфору пекутся и все учинить по вышеписанному Его Архипастырства указу. Писася в Его Архипастырском доме при Кафедральном храме Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии 1731 году Маия в 20 день. Подлинную подписал казначей игумен Герман, справил Алексий Плетневский.
У подлинной приложена с благословляющею рукой печать.
(Копия с грамоты находится в деле Вятской Духовной Консистории 1850 г., № 2332).