%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-3

Предуведомление к книге «Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического исследования)»

Из книги "Белов В.Н. Первоисточники по истории Елабужского края XVII – XVIII вв. (Опыт библиографического  исследования) / — М. Издат. «Перо», 2014 – 291 с."

Настоящее издание подготовлено в рамках большой комплексной работы по поиску, составлению аннотированного библиографического списка и последующего издания первоисточников по истории города Елабуги и Елабужского края. Под первоисточниками, в рамках этой комплексной  работы, понимаются все публикации в периодических и непериодических изданиях Российской Империи, состоявшиеся в период до 1918 года и имеющие какое-либо отношение к Елабуге, Елабужскому краю (под которым понимается территория Елабужского заказа в  XVIII веке, Елабужского уезда в конце XVIII-начале ХХ веков и нынешнего Елабужского района) а также их известным уроженцам и жителям.  При этом предполагается, что в предстоящий обзор должны попасть не только публикации (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи и проч.), целиком посвященные очерченной тематике, но и те, где о Елабуге имеются лишь выдержки, или краткие упоминания.

Представленный сборник несколько выбивается из того выше обозначенного формата, в котором предполагается вся работа по нескольким критериям. Он представляет собой полное собрание документов (как целых, так и фрагментов) и выдержек из публикаций, относящихся к периоду с конца XVI-начала XIX вв. В виду  скудности источников этого периода, многие из которых при том были опубликованы в раритетных дореволюционных и малотиражных изданиях, в сборнике я постарался обобщить максимальное количество документов, опубликовапнных на сегодняшний день как в изданиях «до 1918 года», так и в советской и российской прессе.

Доцент кафедры Отечественной истории Елабужского Государственного Педагогического Университета Нигамаев А.З. в своей книге «Ранняя история Елабуги» высказывает мнение, что «при весьма слабой источниковой базе «русский период» истории Елабуги изобилует вымыслами и неточностями. Это один из самых мифотворческих и мифологизированных периодов в истории нашего города». Я склонен согласиться с этим мнением, которое подтверждает следующий простой пример. В книге священника Н.Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен», изданной в 1901 г. и переизданной в 2007 г., написано (точнее напечатано, поскольку сейчас сложно сказать, кто допустил ошибку — наборщик, верстальщик, корректор или автор), что герб Елабуги был высочайше утвержден 22 мая 1781 года. И это вполне можно действительно списать на техническую ошибку. Однако то, что эта же дата указывается  в ряде современных историко-краеведческих работ, изданных в 2000-х годах, говорит о том, что авторы, к сожалению, не потрудились обратиться к первоисточнику, коим в данном случае является «Полное собрание Законов Российской Империи (Собрание первое). Книга чертежей и рисунков (Рисунки гербам городов). СПб., в Типографии II Отделения Е.И.В. Канцелярии, 1843. Лист. 19» иначе в изданиях фигурировала бы верная дата – 28 мая 1781 года. Таким образом, очевидно, что даже при наличии доступных источников, пренебрежение ими приводит к тому, что неточности и ошибки дублируются, множатся и, в конечном итоге приводят к искажению исторической действительности.

В связи с вышесказанным думается, что на фоне неугасающего интереса к прошлому Елабужского региона, необходимость издания сборника, в котором были бы собраны все известные исторические свидетельства и документы, относящиеся к истории Елабужского края до 1810 года – очевидна!

Материалы в настоящем сборнике размещены в строго хронологическом порядке и охватывают период с середины 1560-х годов, когда, по предположениям историков, была написана «История о Казанском Царстве» (Д. № 1) и до 1811 года.  Мною была проведена огромная работа по просмотру исторических периодических и повременных изданий научных обществ дореволюционной России, изданий и сборников Археографической комиссии, большого количества книг и научных трудов историков и исследователей Российской Империи, а так же сборников документов, выходивших в советский период и современных исследований, вводящих в научный оборот новые архивные документы. Учитывая то, что некоторые материалы, печатавшиеся до 1917 года, были переизданы в ряде современных историко-крееведческих книг, вышедших в последнее десятилетие, в качестве источника для настоящего издания, во избежание ошибок и неточностей, использовались первоисточники – т.е. самые первые публикации. Каждый  приведенный материал содержит точную адресную ссылку  — по какому именно изданию печатается текст.

Условно все материалы, обобщенные в настоящем сборнике, можно разделить на документы, тексты которых относятся к охватываемому временному периоду, выдержки из печатных изданий указанного периода и карты.

К документам, публикуемым здесь либо полностью, либо фрагментарно, в части, касающейся лишь Елабужской округи, отнесены любые письменные источники – указы, распоряжения, рескрипты, письма,  доношения,  «репорты»,  дозорные и переписные книги и т.п. Как правило, отбирались лишь документы, в которых есть конкретные упоминания о Елабуге или селениях Елабужскаго края, хотя в одном случае (док. № 16), я счел необходимым поместить документ, в котором хотя и не упоминается напрямую ни один из населенных пунктов, но речь идет в числе прочего и о территории Елабужского края.

Выдержки  из печатных изданий XVIII века, в которых упоминается Елабуга, представляют не меньший интерес, а их малочисленность позволила обобщить все обнаруженные источники в настоящем сборнике. Некоторые из публикуемых здесь выдержек, так же были уже изданы в современных краеведческих изданиях, однако помещены были там с купюрами и неточностями. В настоящем сборнике они приводятся по тексту оригинальных изданий и в максимально полном, применительно к очерченному предмету рассмотрения, виде.

Весьма ценным историческим свидетельством, наряду с документами и печатными изданиями, являются старинные карты, в связи с чем я посчитал, что сборник исторических первоисточников был бы не полон, если в него не включить хотя бы несколько карт, составленных в XVII-XVIII веке. В связи со сказанным в сборник вошли фрагменты карт «RVSSIAE, vulgo MOSCOVIA dictae, Partes Septentrionalis et Orientalis» (Московии) 1645 г. (Д. № 10), карты, изданной в Париже под названием: «Estats du Czar  ou Crand dvc de la Rvssie Blanche ou MOSCOVIE. Par N.Sanson le sils Geographe du Roy, A Paris cher  l,auteur ancc priuil 20 ans» (карта Николаса Санса) 1648 г. (Д.№ 13), Чертежной книги Сибири С.Ремезова 1701 г. (Д.№ 23), Царства Казанского с окольными провинциями и частью реки Волги 1745 г.(Д. № 67) и карты Вятского наместничества 1792 г. (Д. № 141)  К графическим первоисточникам можно так же отнести «План Вятского наместничества городу Елабуги, от 13 августа 1784 года» по изданию «Полное собрание Законов Российской Империи (Собрание первое). Книга чертежей и рисунков (Планы городов). СПб., в Типографии II Отделения Е.И.В. Канцелярии, 1839» (Д.№ 133).

Традицию публикации, в качестве приложения к издаваемым историко-краеведческим работам, посвященным Елабуге, текстов архивных документов,  начал Иван Васильевич Шишкин, опубликовав в своей «Истории города Елабуги» два документа —  «Дозорные книги дворцового села Тресвятского, 1621 г.» и «Указ из Казанской Дворцовой Конторы о ловле рыбы про царский обиход в дворцовых волостях Елабужской, Сарапульской и других, 10 ноября 1748 г». (В настоящем сборнике, — Д. №№ 5, 74)   На момент выхода книги, т е. на 1871 год, в Елабуге имелся замечательный и значительный по объему объект для исследования истории города, а именно – архив Елабужского Духовного правления, хранящийся в Спасском соборе города. Московский профессор, уроженец Елабуги К.И.Невоструев писал про него в 1871 г.: «Архив, можно сказать, замечательный для истории не только Елабужского края, но и для всей Казанской епархии, к коей он принадлежал, а некоторые бумаги имеют важность вообще для истории Русской Церкви».  Иван Васильевич, как бывший глава города, сохранивший свое влияние и уважение горожан до своих последних дней, без сомнения, имел к нему доступ и не мог не знать о его существовании. Остается лишь предполагать, почему этот замечательный источник бесценнейших сведений о жизни духовных учреждений и Елабужского Троицкого монастыря, а следовательно и самой Елабуги и Елабужского района, — как минимум – с начала XVIII века (а точнее – с 1719 г.), не был им использован при подготовке книги, а тексты наиболее интересных документов не были изданы в качестве приложений к книге. У меня по этому поводу единственное предположение, — Иван Васильевич не обладал навыками чтения скорописи рукописного письма XVIII века, в связи с чем и не мог в должной степени использовать имевшуюся возможность.

 

Документы из упомянутого архива, помещенные в настоящем сборнике, дошли до нас благодаря четырем ученым исследователям, — нашему замечательному земляку, ученому, Профессору Московской Духовной Академии К.И.Невоструеву, Председателю Общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском Университете П.Д.Шестакову, Члену Вятской Ученой Архивной Комиссии И.Сатрапинскому и известному вятскому краеведу  и историку П.Н.Луппову.

К.И.Невоструев, будучи в июле 1870 года в Елабуге для изучения Ананьинского могильника и Чертова городища, ознакомившись с архивом, извлек из него  ряд дел, относящихся к Елабужскому Троицкому монастырю. Документы, изъятые из архива, были использованы им при подготовке трех известных работ, относящихся к елабужской истории, выдержки из использованных документов и приведены в настоящем сборнике в виде фрагментов. (Д. №№ 9, 21)

Через несколько лет после К.И.Невоструева, в 1878 году Архив Елабужского Духовного правления, по-прежнему хранившийся «на верху» Елабужского Спасского собора, посетил Председатель Казанского Общества археологии, истории и этнографии П.Д..Шестаков. Он также отметил, что в делах, хранящихся в архиве с 1719 года, много интересного, особенно для характеристики жизни духовенства того времени. Г-н Шестаков так же интересовался делами о Троицком монастыре, о преобразовании Трехсвятского села в город Елабугу и др., но их не оказалось – они были взяты К.И. Невоструевым. П.Д.Шестаков с сожалением отмечает: «По NB, поставленным рукою Невоструева, можно проследить, какие дела им взяты из архива. Но кроме этих дел из архива, к сожалению, исчезли без следа не только отдельные дела, но и связки за целые годы. Время не позволило мне воспользоваться многим из этого архива, и потому я ограничился извлечением из него скорбной страницы из истории христианского просвещения инородцев, которая может служить отчасти объяснением крайне медленного движения этого важного, в особенности для нашего края дела».

В настоящий сборник стараниями г-на Шестакова попали документы из связки дел, которая называлась «Книга входящая получаемым от главных команд в елабужский духовный приказ указом в бытность правителя Троицкого елабужского монастыря игумена Иннокентия. Сего 1748 года генваря с первого числа», опубликованные в повременном издании Казанского Императорского Университета «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете» в томе II за 1879 год. (Д.№№ 70, 71, 73, 75, 76)

Известный исследователь Вятского края, историк Павел Николаевич Луппов в 90-х годах XIX  века обнаружил в Библиотеке Московской Духовной Академии опись дел архива Елабужского Духовного правления и некоторые дела, вывезенные в 1870 м году К.И.Невоструевым из Елабуги и попавшие в библиотеку после смерти профессора в 1871 году. Те из них, которые были изданы в качестве приложений к книге П.Н.Луппова «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века», изданной в Санкт-Петербурге в 1899 году, и вошли в настоящий сборник. (Д. № № 77, 80, 83, 84, 87, 119)

Примерно в это же время, в конце 90-х годов, И.Сатрапинский извлек из архива Елабужского духовного правления, по-прежнему, на тот момент, хранящегося в Елабужском Спасском соборе, все оставшиеся документы об Елабужском Троицком монастыре, сохранившиеся на тот момент. Поскольку их оказалось весьма немного, все найденное в полном объеме было напечатано в «Трудах Вятской Ученой Архивной Комиссии» за 1909 год и, в свою очередь, приведено в настоящем сборнике.

Таким образом, выше перечислен исчерпывающий перечень изданий, в которых публиковались документы XVIII века из архива Елабужского духовного правления, сохранившиеся тем самым до нашего времени и впервые объединенные в едином  издании.

В 1901 году в Елабуге вышла еще одна книга по истории Елабуги, составленная священником Н.И.Шишкиным на основании печатных источников, а так же ранее неизвестных документов,  обнаруженных им  в Главном Архиве Министерства Юстиции в Москве. Справедливости ради следует отметить, что еще до выхода книги И.В.Шишкина, а именно,  в 1869 году, в Москве было издано «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства Юстиции. Кн.1. СПб., в типографии Правительствующего Сената, 1869 г.», где на странице 83 указано под № 836 —   «7127 (1619) г. 4 июня. Подлинная дозорная книга вотчинной земли монастыря Каменнаго Городища (на Елабуге) в пустоши на речке Анзирке, письма и дозора Истомы Хвостова. К.153, л. 1336-1340». Таким образом,  и у Ивана Васильевича, и у Николая Ивановича была возможность, по крайней мере, этот исторический документ разыскать без дополнительных архивных исследований.

Тем не менее, стараниями Главного Архивариуса Московского Архива Министерства Юстиции В.И.Холмогорова материалы, касающиеся истории Елабуги, были извлечены и опубликованы в книге Н.И.Шишкина «История города Елабуги с древнейших времен» (В настоящем сборнике, Д. №№ 2,3,4, 14, 154).

Следует признать, что, несмотря на то, что книга Н.И.Шишкина существенно отличалась от работы Ив.В. Шишкина в плане объема, полноты изложения и т.д., список источников, используемых Н.И. Шишкиным, был весьма не велик и ограничивался, на мой взгляд, лишь несколькими источниками (при наличии большого количества других, — современных автору, источников), поэтому она изобилует «белыми пятнами» и прямыми ошибками (Об одной из подобных мы упоминали выше). К числу несомненный достоинств следует, безусловно, отнести публикацию ценных первоисточников, но, пожалуй, и только.

Книга Николая Ивановича и по сей день представляет определенную актуальность и активно используется современными краеведами и историками в качестве  одного из основных (а бывает, что и единственного) источника по истории города и края.

В последние 10-15 лет вышел целый ряд историко-краеведческих сборников и книг, конечно внесших определенный вклад в выстраивание достоверной исторической картины прошлого Елабужского края. Однако с сожалением приходиться признать, что как раз с точки зрения публикации первоисточников ситуация практически не меняется. За редким исключением — из книги в книгу, из издания в издание кочуют выдержки из одних и тех же публикаций, цитируются одни и те же авторы, публикуются одни и те же документы. Все публикуемые в них материалы безусловно ценны, но если наряду с ними имеются документы, практически неизвестные современным исследователям – почему не напечатать их? Вышедшая менее года назад книга «История Елабуги в документах и материалах с древнейших времен до начала XX века» подкупала и интриговала названием до тех пор, пока не представилась возможность с ней ознакомиться. На деле она оказалась, практически на 99 % составлена из материалов уже знакомых и доступных современному читателю. Не зря А.Иванов, в своей заметке «Совершенно несекретно: «История Елабуги» от КФУ», отмечает, что «…тем, кто знаком с работами Ивана и Николая Шишкиных, Василия Кудрявцева, Петра Кулыгинского … в книге будет мало нового материала».

В представляемом сборнике также присутствуют документы, опубликованные в современных изданиях, — в репринтных изданиях книг И.В. Шишкина и Н.И.Шишкина, в книгах А.З.Нигамаева и Протоирея С.Лепихина, в сборниках «История Елабуги в документах и материалах» и «Краеведы Елабуги». Однако, во-первых, – подобных  материалов совсем немного, относительно общего количества (около 25-30 документов из более чем 150-ти, вошедших в сборник), а во-вторых, тексты практически всех из них воспроизведены по оригинальным первоисточникам, например по книге Н.Рычкова 1770 г. издания, по текстам соответствующих томов Полного Собрания Законов Российской Империи и т.д., но отнюдь не перепечатаны, как уже было сказано, — во избежание ошибок и неточностей, с последних современных публикаций. Включены же они в настоящий сборник с единственной целью, — обеспечить реализацию основной идеи – собрания в едином издании всех известных исторических материалов за исследуемый период. В связи со сказанным, смею надеяться, что настоящий сборник не разочарует в плане новизны материала, поскольку подавляющее большинство документов в послеоктябрьский период публикуются впервые.

Исключением из сказанного, конечно, являются документы, впервые публиковавшиеся в современных изданиях по оригиналам архивных материалов.  Основными современными источниками для настоящего сборника послужили:

а) Статья кандидата исторических наук Дины Мустафиной «Материалы о башкирском возмущении» 1735 года, опубликованная в № 3-4 за 1999 год журнала «Эхо веков». Вместе со статьей, которая, по сути, являлась вступлением к публикации, был опубликован и ряд архивных документов, некоторые из которых и вошли в настоящий сборник, как имеющие непосредственное отношение к истории Елабужского края.

б) Сборник документов и материалов «Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева в Удмуртии», изданный в Ижевске в 1974 году (мизерным, к слову сказать, для тех лет, тиражом в 1000 экземпляров) и давно уже ставший библиографической редкостью.

в) «Документы ставки Е.И. Пугачева, повстанческих властей и учреждений 1773-1174 гг.» М., Наука, 1975 г. в котором так же было обнаружено несколько любопытных документов о действиях пугачевских повстанческих отрядов в районе Елабуги.

г) Несколько важных документов было найдено в замечательном по полноте издании «Материалы по истории Башкирской  АССР т.IV ч.1. М, АН СССР, 1960».

По одному документу или фрагменту было обнаружено и воспроизведено по изданиям:

— История Татарии в материалах и документах. М., Госсоцэкономиздат, 1937 стр. 201-203

Дворцовое хозяйство в России. Первая половина XVIII века. М. Наука. 1964

— Кузнецова Е., сотрудник отдела учета и охраны памятников музея-заповедника. Наш город во второй половине XVIII века. Газета «Новая Кама», № 10, 21.01.1994 г.

— Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т.3. Издание АН СССР Институт русской литературы (Пушкинский дом). М.-Л., 1954

 

Большинство документов, вошедших в настоящий сборник, как было сказано выше, ранее было опубликовано лишь в раритетных дореволюционных изданиях. Не вижу смысла в настоящем предуведомлении перечислять все используемые источники, поскольку необходимыми ссылками на издания, по которым воспроизводятся тексты,  снабжены все документы, представленные в сборнике. Отдельно следует сказать лишь о некоторых.

В 1860-е годы XIX века при Святейшем Синоде была образована особая комиссия, занимавшаяся обработкой и изданием разнообразных документов из архива Святейшего  Синода. В результате работы этой комиссии к 1916 году вышли из печати два собрания, содержащие весьма ценный исторический материал. Первое из собраний называется «Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания» (сокращенно – ПСПиР). Несмотря на то, что в нем печатались в основном указы и постановления Святейшего Синода по общему и высшему церковному управлению, в результате поиска был обнаружен один документ, который и помещен в настоящем сборнике (Д.№ 72).

Одновременно с ПСПиР, Архивная комиссия начала публиковать собрание материалов под названием «Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода» (ОДДС). Это издание содержит описания разнообразных документов: отчетов епархиальных управлений и настоятелей монастырей, прошений отдельных лиц и т.д. Некоторые документы часто приводились в приложениях полностью. То есть в отличие от ПСПиР в ОДДС включены материалы по истории церковной жизни вообще: о положении приходского духовенства, духовных училищ, монастырей и монашества, о религиозно-нравственном состоянии верующих, вопросы касающиеся крещения «инородцев» и др. За все время вышло 22 тома этого издания и все они были изучены с точки зрения упоминания в опубликованных материалах Елабуги или Елабужского края. Весьма трудоемкая работа по изучению этих источников,  (отсутствие алфавитных указателей географических наименований в этих изданиях обусловило необходимость фактически постраничного просмотра многостраничных, — от 450 до 1200 стр./том, томов издания) была вознаграждена выборкой немногочисленных, и от этого еще более ценных, фрагментов исторических материалов (См. Д. №№ 30, 36, 54, 56, 61, 62, 64, 68, 69, 88 ).

Особое внимание при подготовке настоящего сборника было уделено изучению изданий Археографической Комиссии Российской Империи. Впервые Археографическая комиссия была открыта в 1834 году при департаменте народного просвещения в С.-Петербурге для изучения документов, собранных Археографической экспедицией Академии Наук 1829-1834 гг. В 1837 году она была утверждена как постоянное научное учреждение, принят устав. На Археографическую комиссию возложены были обязанности по выявлению и изданию исторических источников по русской истории с древнейших времен до конца XVII в. Большинство изданий Археографической комиссии снабжалось лишь указателем личных имен, но не географических наименований, что существенно усложняло поиск документов, могущих иметь отношение к тематике настоящего издания. Тем не мене были изучены практически все состоявшиеся издания Археографической комиссии и обнаружены следующие документы, помещенные в настоящем сборнике:

— «Ставленая грамота Митрополита Казанского и Свияжского Матфея старцу Иосифу в Троицкий Елабужский монастырь. от 20.06.1637 г.», напечатанная в издании «Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838» (Д.№ 7);

— «Отписка Казанским воеводам письменных голов и подъячих Петра Головина, Матвея Глебова и Ефима Филатова, о сдаче ими в селе Елабуге судов, на которых они шли по Каме, от 1.12.1638 г.», напечатанная в издании: Акты, относящиеся до юридического быта древней России. т.2. СПб., 1864» (Д.№ 8);

— Наказ Казанских воевод князя Григория Куракина и Михаила Волынского сотенному голове Димитрию Аристову «О наблюдении за действиями взбунтовавшихся Уфимских Башкирцев и их сообщников, чтобы они не перешли через Каму на Казанскую сторону», от 22.11.1663 г.», напечатанный в издании «Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. т.4 (1645-1676). СПб., 1842» (Д. № 16) и;

— «Описание новые земли Сибирского государства, в которое время и каким случаем досталось за Московское государство, и какое той земель положение, конца XVII-начала XVIII вв (Фрагмент)», напечатанное в издании: «Сибирские летописи. Издание Археографической комиссии. Описание Сибири по списку Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1907» (Д.№ 22);

Поскольку ни ссылок, ни цитирований  указанных документов не встречается ни в книгах Ивана Васильевича и Николая Ивановича Шишкиных, ни в работах других краеведов и исследователей истории Елабужского края, в том числе, современных, могу предположить, что до сего момента они были фактически просто не известны местным исследователям.

Под №№ 38, 139, 140, 147, 150, 151, 152, 155 в представленном сборнике помещены храмоздатные грамоты на построение церквей в Елабуге и некоторых близлежащих селах (Татарских Челнах, Саралях, Котловке, Танайке и Качке). Эти весьма ценные исторические документы  печатаются здесь по изданию: «Храмозданные грамоты на построение церквей в Вятской епархии. Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии 1914 год.  Вып. II-III. Вятка, Губ. типография, 1914». В том же 1914 году подборка опубликованных в «Трудах» храмоздатных грамот была издана отдельным изданием под названием «Сборник храмоздатных грамот на построение церквей в Вятской епархии. Вятка, 1914».

В предисловии издателя написано, что печатаемый сборник храмоздатных грамот – плод многолетних трудов лица, близко стоящего к архиву Консистории Вятской епархии. «Справедливо сознавая, что храмозданные грамоты составляют громадный исторический интерес как для общей истории епархии, так и для изучения прошлого по каждому селу, это лицо стало собирать грамоты путем непосредственного обращения к настоятелям церквей с просьбой прислать или копии с подлинных грамот, находящихся при церквах, или самые подлинники для снятия с них копий. Эти сношения скоро убедили его, что во многих селах уже нет подлинных грамот, хотя достоверно было известно, что назад тому 10-20 лет там были таковые. Это еще более укрепило его в мысли, что необходимо теперь же и всеми возможными мерами собрать и тем сохранить содержание существовавших храмозданных грамот. Просматривая местные печатные издания, он нашел далее, что некоторые храмозданные грамоты уже были изданы в печати, но разбросаны в самых разнообразных изданиях: Епарх. Ведомостях, Губ. Ведомостях, в сборнике «Столетие Вятской губ.» и некоторых других исторических изданиях. Немедленно собиратель снял копии с этих грамот и приобщил к своему сборнику. Далее при случайных справках в протокольных постановлениях Консисторских за XVIII и XIX столетия и нарядах дел Консистории он находил, что со многих храмозданных грамот там сохранился дословный отпуск, точная копия подлинных грамот, заверенная надлежащим образом и с роспискою в получении подлинной. Проверкой некоторых из таких отпусков с уцелевшими подлинными грамотами он установил полное тождество этих отпусков. Поэтому, где он не находил подлинных грамот, там он устанавливал весь текст грамоты с отпуска. Таков процесс собирания грамот.». При этом, кто именно являлся этим «лицом» ни в одной из вышеуказанных публикаций прямо указано не было.

Мне известно два мнения по поводу того, кто являлся лицом, трудами которого были собраны и изданы столь ценные источники по истории Вятского вообще, и Елабужского в частности края.

Одним из ученых, собравших грамоты, назывался известный вятский ученый, историк, как бы сейчас могли охарактеризовать – «настоящий фанат» своего дела  Александр Степанович Верещагин. Действительно, Александр Степанович, являясь главным инициатором, редактором, автором, составителем и издателем, стараниями которого на протяжении нескольких лет издавались «Труды Вятской Ученой Архивной Комиссии», очень часто не подписывал свои труды. Даже многие из его трудов, издававшихся отдельными изданиями, были подписаны «А.С. В-н», а заметки в «Трудах» — просто «Издатель», что явно свидетельствует о его беспримерной скромности. Беда лишь в том, что А.С.Верещагин скончался в 1908 году, в предисловии же к изданию «Сборника храмоздатных грамот», мы читаем «….у собирателя грамот имеется до 60 копий с таковых указов…» и далее «… у собирателя имеется полная коллекция подлинных подписей их». Приведенные выдержки однозначно свидетельствуют о благополучном здравии «собирателя» на момент издания сборника, т.е. на 1914 год. Так кто же им являлся?

Возможно, мы бы никогда этого не узнали, если бы я не обратил внимание на малозаметную, трудночитаемую рукописную пометку в конце примечания в одном из изданий. В пометке, написанной карандашом, с трудом, но можно различить «Сост. И.М.Осокинъ».

Именно эта рукописная пометка и дает нам более веские основания предположить, что «собирателем» ценнейших документов, которые вошли в изданные сборники, являлся Иван Михайлович Осокин (12.01.1864, с. Верхошижемское Вятской губ. — 19.07.1921, г. Вятка), историк церкви, сотрудник и автор публикаций в газете «Вятские епархиальные ведомости», известный в свое время также как неутомимый собиратель старых рукописей и предметов церковной старины.

За исключением вышеуказанных изданий, библиографическими объектами, из которых были извлечены некоторые документы для настоящего сборника, послужили исторические периодические и повременные издания научных обществ, книги ученых-путешественников XVIII века и исторические монографии историков XIX в. и некоторые иные дореволюционные издания.

Завершая свое «Предуведомление», хотелось бы сказать еще несколько слов.

Учитывая исключительно прикладной характер настоящего издания, я постарался представить документы и материалы, помещенные в сборнике, в чистом виде, т.е. свободными от какого бы то ни было идеологизированного, нравственного, политического, религиозного или национального налета. К сожалению даже применительно к истории нашего края у современных специалистов – историков, краеведов, музейных работников, представителей различных религиозных концессий, — существуют различные мнения. Поэтому  для обеспечения исторической достоверности и «чистоты исследований», в которых возможно будут использоваться размещенные здесь материалы, я умышленно постарался избежать каких-либо комментариев к размещаемым материалам, за исключением некоторых необходимых информационных, справочных, пояснительных и других подобных комментариев, вынесенных в подстраничные сноски. Таким образом, авторские комментарии либо вынесены в сноски, либо заключены в кавычки, с пометкой «В.Б.». Остальные же комментарии, если таковые имеются в тексте, следует относить к источнику, по которому воспроизводиться текст документа.

Предполагаю, что адресной аудиторией настоящего издания может стать широкий круг читателей, интересующихся историей города Елабуги и Прикамского края, историки, краеведы, студенты исторических и иных специальностей, сотрудники и руководители Елабужского историко-архитектурного музея-заповедника. Не исключаю, что материалы могут вызвать интерес у журналистов и писателей, пишущих на исторические темы, школьников старших классов, изучающих историю родного края и вообще всех жителей Елабуги и Елабужского района, не равнодушных к истории малой Родины.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что настоящее издание, не являясь официальным научным изданием, не претендует на введение в научный исторический оборот новых архивных документов. Целью его является лишь максимально полная концентрация исторических первоисточников, относящихся к определенному тематическому разделу исторической науки и ограниченному временному периоду, которые уже были введены в научный оборот, но вследствие давности публикации или редкости и малотиражности издания не доступны современным исследователям. Автор старался достичь максимально полной реализации поставленной задачи, но при этом не вправе утверждать, что она выполнена на 100 %. Возможно какая-то, смею надеяться – весьма небольшая часть, документов осталась вне поля моего зрения, в связи с чем могу заверить в моей искренней благодарности за подсказку и дополнение настоящей работы новыми источниками.

 

Искренне Ваш, Виктор Белов.   Июль 2013 г.

На главную страницу раздела