В ноябре месяце с.г. состоялось очередное, а точнее, первое, после учредительного, собрание Елабужского местного отделения Русского географического общества. На собрании был обсужден ряд вопросов, в том числе вопрос, который уже не первый год витает в коридорах власти и некоторых общественных организаций Елабужского городского общества. Речь идет об установке в городе памятника Российской Императрице Екатерине II.
Не вдаваясь в полемику, которая имеет место быть по данному вопросу, в настоящей статье хотелось бы обозначить позицию ЕМО РГО по нему и объяснить — почему на собрании было принято решение решительно поддержать инициативу возведения памятника и активизировать действия направленные на ускорение решения вопроса.
Разумеется, решения и инициативы подобного рода могут основываться, в-первую очередь, на фундаменте исторически – значимых событий для того или иного населенного пункта. Что же сделала Екатерина Великая для далекого провинциального города, под названием Елабуга?
Для начала, следует отметить, что ключевым, в моем риторическом вопросе, является слово «город». Какой населенный пункт можно называть «городом»? Для Елабуги этот вопрос является принципиальным, поскольку среди историков, краеведов и исследователей до сих пор нет единого понимания, — сколько же лет ГОРОДУ Елабуге? Часть историков вела отчет со времени издания указа Екатерины II о Вятском наместничестве и соответственно, присвоении Елабуге статуса уездного города, а часть, ссылаясь и на указ Петра I 1708 года и на иные документы XVIII века, в которых Елабуга именовалась «городком», «казанским пригородом» и т.д. считали, что к 1780 году Елабугу уже можно было смело назвать городом. Кто же прав?
Оказывается, ответ на данный вопрос вполне определённо был дан еще в середине XIX века. В 1860 году в Санкт-Петербургской типографии Товарищества «Общественная польза» и типографии К.Вульфа было выпущено фундаментальное историко-статистическое обозрение «Городские поселения в Российской Империи». В предисловии к I тому, издатель «Городских поселений в РИ» пишет: «Город, в том значении, которое соединяется с этим словом в настоящее время, является у нас не ранее 1785 г. В Наказе, данном в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового Уложения (ПСЗ РИ т.XVIII, № 12949) императрица Екатерина II изъяснила: «Есть города разного существа, более или менее важные по своему положению. В иных из городов более обращений торга сухим или водным путем; в других лишь единственно товары привезенные складывают для отпуска. Есть и такие, кои единственно служат к продаже продуктов приезжающих земледельцев того или другого уезда. Иной цветет фабриками; другой, близ моря лежа, соединяет все сии и другие выгоды; третий пользуется ярмарками; иные суть столицы и проч. сколько ни есть разных положений городам. Только в том они все вообще сходствуют, что им всем нужно иметь одинакий закон, который бы определили: что есть город, кто в оном почитается жителем, кто составляет общество того города, кому пользоваться выгодами по свойству естественного положения того места и как сделаться городским жителем можно?». В изданном, согласно сим предначертаниям Городовом Положении 21 апреля 1785 года (ПСЗ РИ. т. XXII, № 16187), определены в общих чертах значение, права, преимущества, а равно обязанности и повинности городов и городских обывателей. На основании сего Положения и позднейших постановлений, служащих ему развитием, город имеет грамоту, герб и план за подписанием руки Императорского Величества. (Выделение и подчеркивание мое – В. Белов). На основании городового Положения, каждый город не только сам, как юридическое лицо, имеет известные права и обязанности, но он сообщает эти права и обязанности тем лицам, которые поступают в число его обывателей».
Мы знаем, что Высочайший указ «Об учреждении Вятского наместничества» согласно которого Елабуга, как «селение, кое назначивается быть городом для приписания к ней уезда переименована городом» последовал 11 сентября 1780 года, Герб «Вятского наместничества города Елабуга» был высочайше утвержден 28 мая 1781 года, а на «Плане Вятского наместничества города Елабуга» Ее Императорского Величества рукою начертано «Быть по Сему, августа 13 дня 1784 года в Царском Селе». Таким образом официальной, «юридической» датой рождения Елабуги, как города, следует признать дату Высочайшего утверждения последнего из официальных атрибутов, присущих, на основании Городового Положения, городу, а именно – 13 августа (по старому стилю) 1784 года. Пусть, хронологически, «де-факто» это случилось и ранее выхода самого городового Положения.
Однако так ли велика заслуга самой Екатерины в том, собственно, что событие сие свершилось?
Формат газетной статьи не позволяет подробно рассуждать, анализировать и детально аргументировать интерпретацию исторических фактов. Думаю, для вдумчивого читателя достаточно будет предоставления возможности ознакомления с некоторыми из них:
- В архивах столицы Вятской губернии хранилось дело № 1231 за 1781 год «О географическом описании Вятского наместничества» в котором содержались буквально следующие сведения о Елабуге: «Елабуга, при р. Тойме, в 3 верстах от Камы, в это время в городе было три церкви: одна каменная и две деревянных, жителей же насчитывалось 966 чел., которые до открытия наместничества числились дворцовыми крестьянами. Домов 376. Жители занимались земледелием, сплавом хлеба в низовые города. Как в городе, так и в уезде, фабрик и заводов не было, за исключением трех медеплавильных заводов» (Здесь и далее цитата приведена по изданию «Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сборник материалов к истории Вятского края. Издание Вятского Губернского Статистического Комитета. В 2-х т. Вятка, Типография Губернского Правления и Литография Котлевич, 1880-1881»).
- В цитируемом выше издании достаточно подробно описаны обстоятельства открытия Вятского наместничества, которые нет смысла приводить в настоящей статье – интересующиеся вполне могут найти и прочитать это в самом издании. В контексте статьи представляется любопытным привести выдержки некоторых од и кантонов (поднесенных Государыне Императрице Вятской семинарией), которые были провозглашены 18 декабря 1780 г. вместе с тостом при звуках пушечной пальбы современниками события — в честь «виновницы торжества» Императрицы Екатерины в квартире исполняющего должность генерал-губернатора наместничества Алексея Алексеевича Ступишина:
Она Россию озарила,
Уставы новы учредила,
И дальня Вятка вся теперь
Сладчайшу чувствует премену,
Себе зря счастием возвышенну,
Цветя ликует выше мер.
—————————-
Красуйся убо весилися
Сим восхищеный Вятка град!
До облак радостью взнесися
Желанных ради ныне отрад.
Вещай в восторге, всяк ликуя,
Гласи, со плеском торжествуя;
Гряди к нам духом, мать, гряди,
Гряди с небес благословенна!
Гряди премудростью отменна,
Закон твой Божеск учреди.
- После открытия присутственных мест в губернском городе наместничества Вятке, в декабре 1780 года А.А. Ступишин отправил в С.-Петербург председателя верхней расправы, секунд-майора Жихарева, с донесением Государыне Императрице об открытии Вятского наместничества. Затем в общем собрании всех членов наместничества им же, Ступишиным, были сделаны распоряжения и об открытии присутственных мест во всех уездах. Для исполнения распоряжения в населенные пункты, назначенные быть уездными городами, были направлены наместнические чиновники. В Елабугу был командирован советник наместнического правления Живоглотов.
Тематика настоящей статьи вполне предполагает и краткий рассказ о том, каким образом происходил церемониал открытия присутственных мест в Елабуге.
30 декабря 1780 года (здесь и далее даты указаны по стилю, соответствующему описываемому событию) с вечера во всех трех церквах отправлялось всенощное бдение.
На следующий день, 31 декабря, процедура открытия присутственных мест в Елабуге происходила, как и в других населенных пунктах, назначенных быть уездными городами, согласно специально составленному церемониалу:
К 8 часам утра к прибывшему для открытия лицу собирались дворяне (если они были), члены присутственных мест, купечество и мещанство уезда.
Собравшиеся следовали к слушанию литургии таким порядком:
Впереди четыре рядовых.
Два капрала.
Один обер-офицер.
Городничий.
Прибывший для открытия советник Живоглотов
Секретари и приказные шли по обе стороны один за другим старшие впереди.
Уездный казначей.
Земский исправник.
Его заседатели, по два в ряд.
Градской глава.
Два бургомистра.
Два ратмана.
Словестный судья.
Расправный судья.
Его заседатели.
Купцы и мещане (где оные были), по два и по три в ряд.
Четыре рядовых, по два в ряд.
По окончании литургии везде произносилось приличное случаю слово, а затем читался манифест 1775 г. и указы об открытии наместничества. Далее следовала присяга тем членам, которые у оной еще е были, после нее молебен с коленопреконением и водоосвящением. При восклицании многолетия происходил колокольный звон, продолжавшийся затем целый день.
Произошло это знаменательное событие в Покровской церкви уже, практически, города Елабуги.
- Не менее знаменательным следует признать и аккорд, фактически завершающий процедуру «открытия» Вятского наместничества, и соответственно, уездных присутственных заведений (но не формирование статуса Елабуги как города, которое было завершено, как мы отметили выше, спустя 3 с лишним года – после утверждения Императрицей Плана города Елабуги). Им явился личный рескрипт Государыни на имя генерал-губернатора А.А.Ступишина, копия которого была прислана последним из Нижнего-Новгорода в Вятское наместническое правление, следующего содержания:
«Алексей Алексеевич!
Препоручаю Вам объявить благоволение мое всему обществу Вятского наместничества, Я желаю, чтобы вы внушили каждому из выбранных и определенных к должностям, что ничем только действительно признания своего к Моим о благе общем попечением изобразить они не могут, как радетельным и точным прохождением служения, на них возложенного. Пребывая впрочем к Вам благосклонная. ЕКАТЕРИНА. В С.-Петербурге января 3 дня 1781 г.».
В истории нет однозначных личностей, как нет и иссини-черных или ослепительно-белых страниц. Так же неоднозначна и личность немецкой принцессы Софии Августы Фредерики Анхальт-Цербстской, превратившейся волею судьбы, собственного характера и божественного провидения во всероссийскую Государыню Императрицу Екатерину II, прозванною Великой. Не вызывает сомнения одно – незаурядность этой, действительно Великой Императрицы, заслужившей это звание не по праву рождения а в силу личных заслуг. Не менее непреложной является роль, которую она сыграла в судьбе нашего замечательного города, в первую очередь тем – что лично, посредством задуманных и успешно реализованных реформ в сфере государственного устройства, придала ему таковой статус.
На наш взгляд, не менее весомым аргументом в пользу увековечивания памяти Екатерины Алексеевны в виде памятника в «Жемчужине Прикамья» («Музее купеческого градостроения» и т.д. и т.п. – на выбор) — Елабуге, является и то, что подобная инициатива выдвигалась и уже успешно была реализована в других городах России и постсоветского пространства, имевших для этого оснований не более чем у нас.
Не станем упоминать известнейшие монументы, воздвигнутые Императрице в Санкт-Петербурге и Одессе, Краснодаре и Днепропетровске и других городах, в судьбах которых значимую роль сыграла Екатерина Великая. Назовем лишь те памятники, которые были установлены в последние годы в городах, часть которых была основана, а большинство – получило статус таковых (как и Елабуга) – по воле Екатерины II.
Так монументы Императрице в память основания или присвоения статуса города были открыты:
— 18 августа 2002 года в г.Новоржев Псковской области
— в 2006 году в городе Ногинске, Московской обл.
— 19 сентября 2007 г. в г. Вышний Волочек, Новгородской обл.
— 29 сентября 2007 г. в г. Маркс, Саратовской обл.
— 29 октября 2007 года в столице Приднестровья г.Тирасполе,
— 15 июня 2008 года в г. Севастополе,
— 14 сентября 2008 г. в городе Подольске, Московской области;
— 28 апреля 2011 года в г.Сочи,
— и, наконец 23 августа сего, 2013 года в г. Ирбит, Свердловской обл.
На основании сказанного, призываем всех елабужан, которым небезразлично прошлое нашего замечательного города присоединить свои голоса в поддержку инициативы установления в Елабуге памятника всероссийской Государыне Императрице Екатерине II.
На очередное заседание ЕМО Русского географического общества планируется пригласить заинтересовавшихся деятельностью отделения елабужан. Мы постараемся рассказать об, истории образования и деятельности Императорского РГО в нашем крае в дореволюционный период, планах отделения.
Связаться со мной можно по адресу vik1969_10@mail.ru, либо по телефону, имеющемуся в редакции.
30 декабря 2013 г.
Председатель Елабужского отделения Русского географического общества В.Белов